Вместо поздравлений

Александр Сих
       Новогоднее поздравительное клише, доставшееся в наследство нам от эпохи Советского Союза, радостно возвещало – «С Новым годом, дорогие товарищи, с новым счастьем!» Что уже само по себе является глупостью несусветной. Ведь если, с точки зрения элементарного здравого смысла, человек счастлив, то он это счастье желает сберечь и сохранить. Правда, если за счастье принимать исключительно духовно-душевное состояние человека. При духовной гармонии человеку приумножать или желать чего-то нового незачем. Даже глупо. Он просто счастлив. Но данная человеческая ипостась настолько индивидуальна, хрупка и переменчива, что малейшая внешняя вибрация может легко нарушить счастливый душевный баланс или вообще вдребезги разбить душевную эйфорию ранимого и восприимчивого человека. Для этого, порой, ему достаточно даже не лично испытать, а лишь увидеть – достаточно по телевизору – где-то происходящие: жестокость, грубость, беззаконие, несправедливость, обман. Или даже, проводя параллель, просто-напросто «птичку жалко». А этого всего в нашем мире полным-полно. И вывод – к сожалению, неутешительный – напрашивается сам собой.
        Но для утешения человечества в целом и человека в отдельности существует несосчитанное число определений человеческого счастья. Неограниченное количество этаких счастьезаменителей. Однако, чтобы окончательно не увязнуть в бесплодных попытках людей определения многослойного счастья, обратимся к Википедии, от которой и станцуем этот новогодний грустный вальс.
1. «Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания, самореализации».
2. Первое: чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Второе: успех, удача.
3. Счастье – глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций.
        А вот эти все определения уже намного больше подходят земному хомо сапиенсу. В этих конкретно расплывчатых формулировках нет чётких нравственных (душевных) указателей, рамок и ограничений. Всё бытийно, меркантильно и просто. Удовлетворимся этими категориями и мы, прекрасно понимая, что голодному и бездомному крайне трудно поддерживать постоянную духовную форму высшей пробы. Это надо быть либо великим пророком, либо великим святым. А мы люди грешные и слабые.
       И если не рассуждать по каждому пункту в отдельности, чтобы не тратить попусту время, а суммировать их вместе, то итог получается примитивный и всем известный – всё дело в каждом человеке в отдельности. А если ещё конкретнее, то всё счастье или несчастье человека сводится к его амбициям, к его понимаю жизни, к его отношению к миру, к родным, к окружающим и к самому себе. А если сказать конкретно и кратко, то человека определяет степень его амбиций и эгоизма.
       Разве нет? Ведь внутренняя удовлетворённость собственным бытием, полнота и осмысленность жизни, самореализация, а попросту – запросы в жизни, у всех разные. Кто-то довольствуется хлебом, кто-то – хлебом с маслом, а кто-то – хлебом с маслом, икрой и коньяком. Но ещё есть особый сорт людей, которым всего мало. Всегда и постоянно. Мало власти, мало денег, мало славы, мало приключений, мало азарта, мало, мало, мало. И следом - хочу, хочу, хочу. И можно было бы с пониманием или со снисхождением отнестись к нашим человеческим целям, хобби, слабостям и чудаковатым закидонам, но только при одном условии. Они терпимы до тех пор, пока не причиняют вреда - да что там вреда! - пока не создают неудобств окружающим. Впрочем, выходящим из окружения тоже не надо создавать неудобств.
       Что же касается второго и третьего пунктов, то там совсем всё туманно. Полное, высшее удовлетворение, пусть и непродолжительное, можно получить, например, в сексе и в спорте. А ещё - в азартных играх. В случае выигрыша, конечно. Чем крупнее выигрыш, тем выше удовлетворение. А вот в творчестве, и вам это прекрасно известно, сделать это гораздо сложнее. С успехом и удачей вообще всё понятно. Сегодня успех и удача – завтра крах и поражение. Причём, поражение может быть в правах и в свободе. Которой и так всё меньше и меньше. Третий же пункт предполагает высшую степень изоляционизма и эгоизма. Ведь чтобы оградить себя от негативных эмоций, надо либо полностью изолировать себя от реальности, либо негатив трансформировать в позитив. Что, кстати, многие и делают. Ну как можно радоваться и даже восхищаться каким-то военным победам в совершенно ненужной войне, когда за этим всем стоят человеческие жизни и покалеченные судьбы?!
       Ну, граждане, господа, товарищи, так с чем собираетесь поздравлять друг друга? Давайте хотя бы иногда будем честными. Давайте отбросим подальше присущее нам лицемерие. С новыми погибшими ребятами? С новыми жертвами? С новыми разрушениями? С новой мобилизацией? С новыми репрессиями? С новым ростом цен?  С новыми...
       А ведь большинству людей многого от жизни не надо. Нужны спокойствие, стабильность и достойная человеческая жизнь. Причём, вне зависимости от расы, национальности и половой принадлежности. А что из всего этого сегодня есть в России? Только, разве что, стабильность. Стабильность в несменяемости власти, императора и курса на милитаризацию экономики. В Беларуси, правда, тоже присутствует завидная стабильность королевской власти. Но у нас, по крайней мере, ей удаётся хоть как-то обеспечивать и два других постулата нормальной человеческой жизни. По крайней мере, так было до выборов 2020 года. В Украине же вообще ничего из выше перечисленного нет. Там катастрофа.
       Но, несмотря ни на что, вопреки здравому смыслу и благодаря неутомимому стремлению к иллюзорному счастью, все мы – и россияне, и белорусы, и, наверное, украинцы – будем весело и шумно праздновать Новый год и лживо поздравлять друг друга с новым счастьем. Вот такие мы венцы творенья. Высоко духовными существами задуманные высшим разумом, но низко павшие плотью собственным разумом. Разум имеет шанс достичь гармонии только в слиянии с духом и душой. Чистыми, возвышенными, благородными.
       Однако, по законам земного бытия, люди, пытающиеся достичь гармонии, вряд ли могут оказаться на вершине успеха. А уж политического – просто никогда. Категорически! Да их, собственно, там не было и нет. И потому мы имеем то, что имеем. Всегда, везде и во все времена. И называется вся эта кутерьма мировыми политическими играми – холодными или горячими, - в которых при любых раскладах проигравшими оказываются люди, называемые обывателями и обобщённые в народы. Которых либо дурят, либо покупают, либо запугивают. Вот и вся се ля ви.