Перед каникулами

Валентина Игошева
ПЕРЕД КАНИКУЛАМИ

Из серии «МИНИЗАРИСОВКИ из жизни  УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ»

   Завтра пятница и последний день второй четверти. Неделя выдалась беспокойной. Некоторые ученики пришли в школу после длительной болезни, и надо было с ними навёрстывать упущенное: изучить материал, написать контрольные работы. Среди болеющих были и хорошисты, и слабоуспевающие.  С первыми проблем не возникло, так как они смогли самостоятельно изучить пропущенное, и с меня требовалось только дополнительное время для написания с ними контрольных работ. Со вторыми – сложнее: им надо было заново объяснять материал, а затем уже писать и контрольные работы, которые, как назло, и по алгебре и по геометрии, выпали на последнюю неделю перед каникулами.

   Понимая, что ученики в преддверии новогоднего праздника в школе не очень настроены на учёбу, жалела, двойки за неподготовленный материал к уроку не выставляла, предложив его пересдать, тем самым обрекая себя вновь на время, оторванное от своего досуга. Но бывало, что ученик не приходил к назначенному времени,  а  на вопрос:
– Почему не пришёл? –  молчал.
Ни извинения, ни раскаяния, а только после некоторого молчания спрашивал:
–А можно завтра?
И хорошо, если на завтра он сдавал. Но у некоторых учеников «завтра» могло длиться  неделю, две…

В результате, к последнему дню перед каникулами накопилось столько, что слушать–не переслушать…
И слушаешь... Иногда ученик сдаёт один и тот же материал не по одному разу, надеясь получить оценку за то, что он лишь что-то поговорил, не понимая, что нужно не что-то, а с пониманием того, что рассказываешь.

Завтра… Завтра уже близко. На часах двадцать три часа тридцать минут. Не спится. Мысленно констатирую: один из восьмого класса должен сдавать, трое из седьмого. Волнуюсь: подготовятся ли?! Сна нет. На душе тревожно, на сердце – тяжесть. С одной стороны, обижать двойками никого не хочется. Тем более знаю, что учиться могут все. Но и запросто так, с другой стороны, ставить тройки не в моих правилах – экзамен-то по математике обязательный, а не по выбору. Обязательный минимум программного материала должен знать каждый.

Мысли уснуть не дают.
Вспоминаю нелепые случаи, происшедшие со мной за годы работы, обидные, а порой и злые, но тут же в противовес им, хорошие и добрые…
Помню: шли вступительные экзамены в педагогическое училище, куда поступала моя выпускница. И так случилось, что перед экзаменом я случайно встретила  её отца, который был навеселе. Он мне и говорит «Сдаст на тройку, значит, ни черта вы не учите!» И, хотя была уверена, что она не подведёт, но с тревогой ждала её результата.
И тут же: «Вы – самый лучший математик. До сих пор помню Ваши уроки» – признание одного из бывших учеников.
– Уж слишком строгая, – говорили одни.
– Строгая, но справедливая, – говорили другие.
У каждого бывшего ученика своё мнение об учителе – его не отнимешь.

И каждый учитель гордится по-своему. Один, например, тем, что ни одного ученика не оставлял на второй год, а другой – поступлением своих выпускников в ВУЗы. А чем я? Задумалась. А я просто учу, просто хочу, чтобы мои учащиеся знали математику, умели считать не по калькулятору, умели логически мыслить и не боялись трудностей. И горжусь сама собой, если вижу, что ученик понял изучаемый материал и усвоил его, горжусь собой, если учащиеся справляются с контрольными работами,  и казню себя, мучаясь над вопросом «Почему? Что я не так объяснила?», если за контрольные – двойки.

Думы-думушки… Половина четвёртого. Здравствуй «завтра»! Но …надо хоть немножко поспать. Сна нет. Таблетку глицина под язык, таблетку валидола внутрь… Половина пятого…

– Пойдёшь в школу-то? – сквозь сон слышу голос мужа.
В мыслях пробегает: видимо, всё-таки уснула.
Вскакиваю, смотрю на часы: шесть часов тридцать минут…

…Семь часов тридцать минут. Тороплюсь в школу. Тороплюсь навстречу неизвестному…