О театре своими словами

Саша Богданов
На фото - спектакль "Чикаго" в театральном зале круизного лайнера

История 1. Из будней дореволюционных театров

Мы Греции опыт древнейший учтём -
Из муз, лишь одна Мельпомена с мечом.
В глаза этой музе под маску вглядись -
В них равно-жестоки театр и жизнь.

       Из терминологии

Весь мир театральный веками тусил,
И множеством терминов нас одарил.
Начнём: драматург, сценарист, режиссёр,
ХарАктерный (по Мейерхольду) актёр.

А есть типажи, амплуа. Уточню:
Субретка, любовница и инженю,
Герой, героиня, король и злодей,
Тиран, резонёр, травести и лакей.

Но будет ли честно не вспомнить иных?
Две строчки, конечно, поместятся в стих:
Оркестр, гримёр, костюмер, дирижёр.
Рабочие сцены, кассир и суфлёр.

       Кто есть кто и кого ест в театре

Спектакли, как правило, радуют взор,
Но будни театра – иной коленкор.
На случай, что если не сразу дойдет,
Добавлен на русский язык перевод:

Гастроли: дороги, клопы, сквозняки,
Порою аншлаги, всему вопреки.

Владелец театра – по сказке для вас
Знакомый типаж: Карабас – Барабас.

- Запои актеров, загулы актрис,
Скандалы и жалобы- только держись.
Банкеты, шампанское, водка, первач,
Поклонники, драки, полиция, врач.

Опять переезд, под глазами круги,
Охрана, гостиницы, груз и долги.
Все это, естественно, тоже к нему.
А коль, невзначай, разорится - в тюрьму.

***

Оно тебе надо? - скажи, драматург,
Ведь после спектакля сердечко: «Тук-тук».
Ты только в актрису, гляди, не влюбись,
Не то попадешь в лабиринт закулис.

История 2. Обо всем понемногу            
 
Связал терпеливо Поэт - фантазёр
Все нити судьбы в многомерный ковёр.
В сплетении этом поди разберись
С суровыми нитями судеб актрис.

В театре порой обнажается жизнь.
Спектакль особенный - жизнь закулис.
Рождается в муках и рушится Рим,
Шекспир, Достоевский, вожди и цари…

Я тут пригляделся, а зал, ё-моё,
Ну, чем не модель социальных слоёв?
Вы слышите, как оживляется зал?
- Шестерка козырная тузит туза!

В любую эпоху – карьера и секс,
В нюансах храня социальный подтекст.
Мечтает чиновник, простой семьянин:
- На шею «владимир» и я – дворянин!

Сияют мундиры, блестят ордена,
Какими нарядами сцена полна!
И только старик - театрал углядит,
Что в разных спектаклях - один реквизит.

Карету! - В ней Золушка мчится на бал,
А Чацкий от Софьи и быта сбежал.
О, как театрально звучит пистолет:
Бах! - Ленского - нет. Но и Пушкина нет.

Один бенефис и другой бенефис,
Меняют актёров, меняют актрис.

Меняется зритель, столетие, год…
Меняется всё, но спектакль - идёт!


       Прогон

Как фурия зол постановщик-дракон,
Опять репетиция, новый прогон:
- Ну, сколько с актером возиться изволь,
В подкорку ему программируя роль?

- Ну кто же так шпагу втыкает в живот?!
- Ну кто же восходит ТАК на эшафот?!
- Вы тут не актеры! Вы просто шуты!
Опять валерьянка. Опять нашатырь.

История 3. Вариации на тему -  Быть или:
                • бить,
                • убить,
                • не быть
                • была не была – вариант перевода на русский гамлетовского «To be or not to be»

В конвульсиях смертных король задрожал,
У женщин неверных есть множество жал,
И сами решают, с каким королём
Делить им корону, и ложе, и трон.

Похоже, что Гамлет еще не дорос
По-русски ответить на жёсткий вопрос.
Ну, что же он медлит? Датчанин, не трусь!
…да-а-а, все-таки Дания - это не Русь.

А Петр из Гольштейна, ну чем не упырь?
Супругу хотел заточить в монастырь,
Но ей на Руси, как могла, помогла
Народная мудрость: «Была не была!»

Реально Великой не просто слыла,
Везде успевала и много смогла,
Добавив к имперским владеньям своим
Кавказ, БессарАбь, МалорОссию, Крым.

Но клином опять выбивается клин,
И Павел, как Гамлет, остался один.
Ему не на сцене, а в жизни играть
Трагедию: «Сын, ненавидящий мать».

Гвардейцев, как карты, давай тасовать.
Дворянские вольности стал отменять.
На Мальте английский спускается флаг,
…удар табакеркой и дело табак.

На Павле закончился «женский забег»,
Мужской наступил девятнадцатый век.
Давай, поспевай, только цифры меняй:
Александр,
       Николай,
              Александр,
                Александр,
                Николай…

Прости меня, Зритель, за сорванный ритм,
Но именно так и менялись цари:

• Александр I (1801 -1825)
• Николай I (1825 – 1855)
• Александр II (1856 -1883)
• Александр III (1883-1896)
• Николай II (1896 – 1917)

           Бить аль не бить

На русски раздольное «Бить аль не бить»
Туман Достоевский сумел напустить,
- Как «твари дрожащей» права обрести,
Но от наказания душу спасти?

- «Народная воля» - ответ на вопрос,
На экс-исполнителей множится спрос.
Сакральная фраза про «Быть иль не быть»
У них сократилась до просто «Убить».

Да это же путь Преступления! – Пусть!
И не запугать Наказанием Русь.
А кто-то, чтоб «тварью дрожащей» не слыть,
За брата решился царям отомстить.


История 4.  В ложе и кулуарах

А что там творится в театриках лож,
Мечтают узнать те, кто в ложи не вхож.
Уставился их любопытный монокль,
Сканируя всё:  -  То, что смог и не смог.

Оркестр - улёт, постановка – жара!
Глядят плотоядно акулы пера.
Э-мо-ци-я-ми  за-ря-жа-ется зал.
Предчувству-ет-ся  гран-ди-оз-ный скандал!

Доныне скандальная тема верна -
Тогда на билеты - тройная цена.
Театр, как, впрочем, и прочий народ,
Интригой, скандалом, убийством живет.

       В Закулисье
 
Я что-то промямлил про судьбы актрис-
Заглянем в таинственный мир закулис.

Хозяин театра и антрепренёр,
Играя словами как супер-жонглёр,
В гостиничном люксе, подальше от масс,
Втирает актрисе -- для прим мастер -класс.

- Так нужен театру- хоть в пЕтлю, хоть плачь,
Сейчас позарез побогаче богач.
Проверенный лифт социальный, поверь,
В театре (в придачу к таланту) - постель.

Сыграешь любовь, как по нотам. Зато:
Ты - прима. Коляска. Букеты цветов.
Шампанское - в ванну. и прочий разгул,
Чтоб твой меценат от любви утонул.

Пока молода, обеспечь свою жизнь.
Путь к сердцу мужчины - совсем не лежит.
Я многое видел. Поверь старику.
И мостик нащупай к его кошельку.

Актрисе – великой дозволено стать
За твердость таланта - алмазу под стать,
Когда ураганы - привычны, как бриз,
Когда антрепрЕнер- гранильщик актрис.

Давай напрямик, без соплей и прикрас,
Актриса - умело гранёный алмаз.
Меня вдохновляет высокая цель:
С актрисы Венеру ваял ПракситЕль.

Отбросим слова про «дрожащую тварь» -
В театре в ходу театральный словарь.
Так кто ты? Ответ нужен здесь и сейчас:
- Простое стекло или ценный алмаз?

Ты знаешь, что каждая женщина – сфинкс.
Актриса - создание с множеством лиц.
Служить Мельпомене ты, вижу. не прочь.
Для службы Мамоне – отводится ночь.

Стань примой – и слава тебе и почёт,
Брильянты - в награду за кровь и за пот.

…меняются примы, и зритель, и год…
Меняется всё, но спектакль - идёт!

       Когда на сцене Резонёр

…похоже, у спонсоров совести нет,
Чтоб ТАК пополнять театральный бюджет.
Постель – это место, где прим, не к добру,
Мужчины втянули в мужскую игру.

                ***

Оркестр! Все примы выходят на бис.
Проклятье театра - влюбляться в актрис.

История 5. Quo vadis? - или куда плывет театр в 21 веке

Недавно встречали мы века рассвет,
А четверти века как будто б и нет…
Года пролетают, а мы не поймём,
Что в тысячелетии новом живём.

А что же с театром? Куда он идет?
В какие тенденции тянет народ?

Искусство выходит на автопилот -
Круизных судов разрастается флот,
А в каждом - театр на тысячу мест.
Пускай Мельпомене послужит прогресс.

В круиз кругосветный актёров зовут,
С бесплатным буфетом, уютом кают.
Пока молодые, вперёд за мечтой,
Где морепродукты и воздух морской!

Актеры плывут в кругосветный круиз:
Канада, Панама, Карибы, Белиз,
Гонконг, Таиланд, Занзибар и ЮАР,
Таити, Австралия, Мадагаскар…

Есть спрос на актеров различных ролей
В бродвейские шоу и цирк Дю Солей,
В стендап, пантомиму, и как повезёт.
Спектакль – идёт, а театр -- плывёт!

История 6. Театр - непростое волшебство
               Оглавление подборки:

• Машина Времени Театр (Часть 1)
• Не пожалею галльское копье
• Тень Гамлета
• Актриса одноактного спектакля
• Первая ночь из тысячи и одной
• Матильда
• Валентина
• Машина Времени Театр (Часть 2)

     Машина Времени Театр (Часть 1)

Ступени. Вешалка. Овальный номерок.
Бинокль пригодится на галерке.
Программка. И бегом под потолок.
Скорей-скорей взбежать под потолок,
Где билетер в служебной гимнастерке.

Уже звучит торжественный звонок.
Шуршанье, свет и шёпот затухает.
Душа оркестра - словно уголек,
Душа оркестра - словно уголек,
И дирижер его умело раздувает!

Ты, режиссер, актеров заколдуй,
Развесь по стенам шпаги- амулеты...
И память губ напомнит поцелуй,
Мне память губ напомнит поцелуй
Той девочки, похожей на Джульетту...

Здесь классика научит «что- почем»,   
Как различать неискренность улыбок...
Приходим в эту школу, чтоб потом,
Проходим эту школу, чтоб потом,
В театре жизни избегать ошибок.

Так много общего: спектакль и урок,
Профессионализм, судьба и маска...
Одной души Актер и Педагог.
Одной души Актер и Педагог.
Одной длины и шпага и указка...

Ты, датский принц, достойный ученик.
Скрыв  боль свою под маской безразличья,
Ты следствие по делу учинил,
Ты следствие по делу учинил,
Как Шерлок Холмс и Фрейд в одном обличье.



        Не пожалею галльское копье

Смотрите, кто к нам в гости да с мечом?
Гладиатриса, скифка, амазонка?
По виду- галл, точнее- полгаллчонка,
И очень соблазнительна причем...

Эй, стража,   аккуратно обыщите.
Эспада?  Дага? Дайте их сюда.
В руках умелых -  славные вещицы,
С них кровь потом стекает, как вода.

Что там еще хранится под туникой?
Увиденным - я насмерть поражен!
Да, в конкурсе с Самофракийской Никой
Вам был бы фрукт раздора присуждён!

А как  слова  изысканно легки!
Скажи, к чему такие перемены?
Ведь то -  не бутафорские клинки,
И мы - не на подмостках Мельпомены!

Я бы поверил  в эти небылицы,
Когда б не скул особенный типаж.
Ты-  вариант троянской кобылицы,
Что Олоферна вывела в тираж.

Ты кем - к чему теперь стесняться-
Подослана, давай поговорим,
К военачальнику в постель пробраться
Пред самым нападением на Рим?

И не мечи в меня в порыве злости
Холодных глаз оружие свое,
Я для тебя, незванной в гости,
Не пожалею галльское копье!



           Тень Гамлета

Как тень из «мышеловки» ускользнула
Религии и страхам вопреки,
И, выдохнув последний раз, вдохнула.
Вдохнула полной грудью.... из реки.

Земную дочь в подземные покои
Ты сам направил хитростью своей.
Для игр придворных надобно, Полоний,
Ума побольше. Или дочерей.

А впредь отцам напоминаю: принцип,
Веками апробированный есть,
И суть его: в кредит наследным принцам
Не доверяют юной девы честь!

А ты, Лаэрт, продукт того же чрева,
Сумеешь искренне ответить ты,
Насколько близко падают от древа
Полония змеиные плоды?!

Дворцовых игр знАковые роли:
«Король»,  «наследник», «клоун», «претендент».   
Все верят:  стопроцентных  монополий
На выигрыш и проигрыши  нет,

Есть подоплека в каждом инциденте,
Там, где паденье-  смерть, а не ушиб.
- В борьбе за титул, власть и деньги
Для -  вас! - какие средства хороши?

Жаль, не спросить, когда уже догонит,
- Так чья ты,  Провидения рука?
Отец? жена? невеста? брат? полоний?
Кинжал? топор? удавка? яд? река?

... В театре жизни сложно быть экспертом,
Но я хотел бы каждого спросить:
- «Полонием», «Офелией», «Лаэртом», ...
Вы предпочли бы быть или не быть?


     Актриса одноактного спектакля - Шарлю Бодлеру

На самом дне пандоровой шкатулки
Запрятана парижская любовь,
И, как назло, под хруст французской булки
Мне запах кофе взбудоражил кровь.

Мой темперамент удержу не знает,
И мчит меня «Эр Франс» наверняка.
И вот мой остров - столик обтекает
Толпы парижской говорливая река.

В улыбке дамы – капелька испуга.
- Ах, извините, миль пардон, месьё…
Похоже, роль спасательного круга
Мой столик выполняет для неё.

- Месье, вы настоящий джентльмен!
Мою печаль поведаю как другу.
Я здесь проездом, жду ангажемент.
Ах, мы на «ты»? Возьми меня за руку.

Я, собственно, актриса и директор,
Сама себе суфлёр и режиссёр,
А также консультант по спецэффектам
И костюмер, и даже билетёр.

Моя гастроль зависит от погоды,
Мой новый друг и зритель, уж поверь,
Как накладные велики расходы -
Нет, грудь не накладная. Натюрель.

- Месье спешит? - Тогда без вариантов,
Нахмурилась решительная бровь:
- Входной билет всего пятнадцать франков.
Спектакль одноактный, про любовь.

А вот и вход. Сюда. Теперь налево.
Здесь аккуратней, ширму не сломай.
Я все еще мила в костюме Евы?
Я жду тебя, Адам, скорее в рай.

***

…в прологе каждая минута драгоценна.
Горит свеча и можно начинать.
Скажи, зачем им занавес и сцена,
Когда есть одеяло и кровать?!

Уже стекает воск, за каплей капля.
Шарль Пьер Бодлер в стихах благословил
Актрису одноактного спектакля
О навсегда потерянной любви.

Порою совершенство губит мера.
Ответьте откровенно, дорогой,
Читать предпочитаете Бодлера
Под:
         - шум дождя иль
                - стоны за стеной?



          Первая ночь из тысячи и одной

Клинком холодным вскрыты вены,
И тела остывает жар.
За унижение изменой
Карает город Шахрияр.

- Раз склонное к измене семя
На вашем поле проросло,
Я проклинаю ваши семьи,
На ветер не бросая слов!

- Испепелить гнездо разврата
Сначала я хотел. И мог.
Но, следуя совету брата,
Я страшный объявлю налог:

Налог на девственниц введу,
Под корень город изведу!

Шах ускакал. Померкли звёзды.
Лишь ятаган луны мерцал.
Оправдываться было поздно.
Затихший город трепетал.

К отцу вошла Шахерезада:
- От города я буду рада
Проклятье шаха отвести
И, заодно, сестру спасти.

- О, дочь! Очей моих услада,
А не пуста ль твоя бравада?
И как ты хочешь поступить,
Чтоб шаха переубедить?

- Хоть он сегодня глух к мольбе,
Есть к шаху ключик - НЛП.
Когда училась в медресе,
Запомнила одно эссе.

…Когда от греческого шаха
Сбежала с госказной жена,
Вполне солидного размаха
Пошла Троянская война.

Писал античный правовед:
- Не за Прекрасную Елену
Эллады древней сгинул цвет,
А за её, увы, измену…

За десять лет, что шла война
На тех равнинах и долинах,
Так много унесла она   
Мужчин, и юношей невинных.

Вот окончательный ответ:
Десятки, даже сотни в день.
Никто не вёл те десять лет
Мужчин убитых бюллетень.
               
…Теперь за женскую измену
На женщин шах направил мор.
Что ж, справедливый приговор.

- А мне, отец, пора на смену.

                ***

Так начинался долгий список
Дороги в тысячу шагов
Одной из первых активисток
За равноправие полов.


Там тысячу ночей, не меньше,
Она ночами не спала,
Сестру и целый город женщин
Своими притчами спасла.



           Матильда

Из активов – только тельце.
Полупачка - весь наряд.
- Хочешь жить — умей вертеться, -
Балерины говорят.

Главное - не будь разиней,
Им под солнцем места нет.
Оттанцуешь, стань княгиней
И живи себе сто лет.


             Валентина

Высокого искусства дипломант -
Душа ее, возвысившись над нами,
Вселенной предъявляет свой талант
То голосом, то песней, то стихами...

Валентина – Валентина,
То Пьеро, то балерина,
То бурлеск, то пантомима,
То классический вокал!
С залом делает, что хочет:
То цыганкою хохочет,
То, как оперная дива,
Очаровывает зал.

И только тем, кто сам себя обрёл
Сквозь перевоплощения ролей,
Распахивает дверь Карнеги-холл
И, стоя, аплодирует Бродвей!

Вот движеньем утончённым
Тело тоненькое в чёрном,
Словно черт из табакерки,
Вылетает и кружит!
Или взглядом изумлённым
И улыбкой отрешённой,
Ах, чертовка, вот, чертовка
Хоть кого заворожит!

Валентина – Валентина...
То Пьеро, то балерина,
То бурлеск, то пантомима,
То классический вокал!
С залом делает, что хочет:
То цыганкою хохочет,
То как оперная дива
Очаровывает зал!


          Секрет театра жизни

Загадку загадал маститый автор
Сказав, что наша жизнь - сплошной театр…
До смысла тайного я только что допёр:
Мужчина - сцена, женщина - актёр!

И ей, ей-ей, присущ великий дар:
Менять и сцены, и репертуар.


     Машина Времени Театр (Часть 2)


... Антракт. Шампанское, с икрою бутерброд
В прикосновенье к сказке убеждало
Наглаженный, напудренный народ,
Наглаженный, напудренный народ ...
Его все это как-то возвышало...

Фойе, как и перрон, один на всех:
Для взглядов, встреч, улыбок и надежды.
Сюда приходит Слава и Успех,
Сюда заходят  Слава и Успех
Проветривать парадные одежды.

Театр - непростое волшебство;
И не найти на свете больше зала,
Где стали современником того,
Мы сами современники того,
Что наших бабушек и дедов волновало!

Здесь каждый то преступник, то герой,
Примеривает разные личины.   
Здесь понимают женщины порой,
Здесь понимают женщины порой,
На ЧТО способны в ярости мужчины!

И проникая в то, что думал ОН,
И ЧТО его сознание помутило,
Тут, замерев, пол зала Дездемон,
И, задрожав, пол зала дездемон
На горле руку гнева ощутила!!!


...Здесь уживается Рассудок и Абсурд,
И с Пафосом сплетается Сатира,
Дозволено Толпе вершить свой Суд
Дозволено Толпе вершить свой Суд,
И создавать и низвергать Кумира...


... Театр, говорю  без лишних слов
Спасибо. Мы с тобою пережили
За несколько взволнованных часов,
Всего за несколько взволнованных часов,
Искусство «быть» без всяких разных «или»!

Переливаются, что -- не понять уже:
Брильянты или слезы на ресницах...
Опущен занавес, а створки на душе,
Опущен занавес, а створки на душе
Еще трепещут  прежде, чем закрыться.

На фото - спектакль "Чикаго" в театральном зале круизного лайнера