С крещенским сочельником

Ольга Мальцева-Арзиани2
С КРЕЩЕНСКИМ СОЧЕЛЬНИКОМ, ДОРОГИЕ МОИ!

  Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца.
И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о Рождестве Христовом
Сегодня православный мир отмечает навечерие Рождества Христова.
В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.
Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
День самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.
В наше время многие почему-то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество?
Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.
Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.
В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому.
Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.
В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин "славления". На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют "велегласно" тропарь и кондак праздника.

Само название "сочельник" происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.
Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.
Чин Царских часов составлен Кириллом Александрийским в IV веке. Царскими они называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Царские часы совершаются при открытых царских вратах (главные врата иконостаса), среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое (высокий столик с покатым верхом, на который кладут иконы или богослужебные книги).
В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение.
Типикон (церковно-богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения). Однако служба вечерни в Сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.
Если Сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные.
В Сочельник в старину было положено готовить сочиво или коливо, которое в течение нескольких часов варили из зерен пшеницы или ячменя, добавляя мед и орехи.
Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.
Также на стол ставили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, напоминавшими те ясли, в которых положен был Иисус Христос.
Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности.