Почему мы так радуемся Рождеству Сына Божия? Да потому, что на грешную Землю пришло Спасение для нас, временно здесь живущих. От чистой Девы родился Христос, Сын Бога. Это Чудо.
А что такое наш Мир? Суета. И шум этой суеты — от невозможности сидеть на месте и в тишине. Дух угасает в плоти, и тотальной её власти не может сопротивляться. Появляется злоба. А злоба- это разрушение. Она от врагов Спасения человеческого. В особенности — лукавая злоба.
Для начала: мир пуст. После грехопадения он пуст, как барабан, пуст, как опустошенный вором кошелек. Оттуда, из чрева пустоты, выползает та самая медленная и звенящая тоска, с которой если кто не знаком, то не сможет понять и ощутить сердцем, чему можно радоваться в Рождество.
Пустой мир и человек, сдувшийся как шарик. И если надо дальше жить, даже если и не хочется, но придется, то нужно развеселить себя чем-то. Пустота — от грехопадения. Жестокость мира - она от демонов. И развращённость мира от того, что весь человек стал плотью, и только плотью. И мелкая радость мира — шумная и надрывная, с её междусобойчиками, изменами, переодеваниями, голыми вечеринками, после которых тяжело, как с похмелья — это лишь декорация. Это аналог репродукции картины на стене, висящей только для того, чтобы закрыть дыру в обоях. А в дыре - пустота и мрак...
Вот на эту мрачную землю и пришел Христос. На развратную от отчаяния землю пришел Сын Чистой Девы, не имевший в Себе греха. На поглупевшую землю пришла Премудрость Божия. Туда, где пустота, пришел Тот, в Котором полнота. И поскольку земля из-за демонов стала лукава и жестока, милосердного Христа ждали на земле сети словесных уловок, крики распинателей и плети солдат претории. Он это знал и все же Он пришел. Не отрекся. Не отказался. Донёс Свой Крест до конца. Избитый плетьми, поруганный, оплёванный, пригвождённый к столбу - НЕ ПРЕДАЛ нас, уродов!
И вот мы вспоминаем Его РОЖДЕСТВО! Мы празднуем Рождество! Воплощение Сына Божия торжествуем! Нам праздники даны не для воспоминаний о событиях, а для сердечного участия в них — в этих самых празднуемых событиях. По замыслу и в идеале, мы не «вспоминаем» и едим, а соучаствуем и веселимся. И если праздник способен приобщить человека к радости пастухов, слышавших Ангельский хор, и волхвов, принесших дары, то Рождество способно заострить также и ту тоску дохристианского мира, от которой в томлении издыхало человечество. (Не издыхает ли оно вновь, только уже не как ждущее Искупителя, а как отрекшееся от Него, и следовательно более виновное?)
Предпраздничная тоска. Непонятная пустота, день за днем сосущая сердце. Смутное недовольство всем вообще и ничем конкретно. Шуба не греет, покупка не тешит, анекдот не смешит. Новости страшат, разговоры утомляют. Знакомо? Если нет, то чему вы радуетесь в Рождество? Книге нужен переплет и картине — рама. Так для радости нужен печальный контраст, потому что и сама радость это ответ Бога на печаль мира. Конкретный ответ на конкретную печаль. Речь не о личной печали, которая у всех своя, а о печали вселенской, которой дышат все без исключения. И благодать, та, что обрезает не крайнюю плоть, но сердце, делает человека внутренне чувствительным не только к движениям Духа, но и к тонкой печали века сего.
Эта печаль погибающего человечества, печаль мало кем осознанная, но несомненная, свела с Небес Сына Божия. Это Он сжалился на нашу бедность, на наше угасание, на наше бесплодное ползание в пыли. Он ведь с Отцом и Духом не для того нас создал, чтобы мы жили вот так, как живем обычно. Пропасть лежит между тем, какими мы быть должны, и какими стали. И дело нужно было исправить, но не человеческой рукой. Слаба она. Дело нужно было исправить рукой Божественной. Рукой, на первых порах — младенческой. Это и есть Рождество.
Чувствуя странную, нездешнюю радость от того, что Он пришел, мы вполне обязаны обрезанным сердцем чувствовать и вкус той трагедии, которая привела к Воплощению, а затем к Крестному Страданию Иисуса и Его воскресению. Нечувствие радости есть точный диагноз неверия. И излишний праздничный шум это лишь звуковая завеса. Рождество тишины хочет. Тишины и простоты. Тишины, простоты и слез. Слез в тишине и радостного ужаса. Ужас прогоняет тоску и приносит смысл. Ибо если и есть что-то подлинно ужасное (в смысле не бытовом, но библейском), то это Истина, завитая в пеленки, которую вдруг распеленали.
Что можно ещё сказать? А что может сказать человек, который никогда не слышал пение Ангелов? Это удел высоких душ. Мы можем только воспевать и хвалить Тебя, Господи! Но что наша хвала пред Тобой?! Мы видим как хвалит Тебя сама природа, как в лунном безмолвье вся земля тихо молится Тебе, облаченная в белую ризу и сияя алмазами снега и звёзд. Мы видим, как радуется о Тебе восходящее солнце и хоры птиц поют Тебе славу. И мы, грешные, будем петь Тебе свою тихую молитву:
Слава Тебе, показавшему нам свет!
Слава Тебе, возлюбившему нас любовью неизмеримой и божественной.
Слава Тебе, Боже, во веки.
Слава РОЖДЕСТВУ ТВОЕМУ, СПАСИТЕЛЬ!
Ныне и присно и во веки веков. Аминь..
Р.S. статья написана по материалам проповедей священника Андрея Ткачёва. 8 января 2024 года.