Умирание жизни

Вадим Шарыгин
Жизнь неуклонно и стремительно покидает нашу современность. На всех уровнях и планах бытия. Жизнь покидает сотни миллионов судеб моих современников на уровне души, внутреннего, то есть главного мира – душа становится, либо мемориалом памяти былого, для тех, кому есть что вспомнить, большее, чем собственно календарная личная жизнь, либо проходным двором, для тех, кто родился, вырос и повзрослел, по сути и положа руку на сердце, в унылой подворотне или на перечёркнутых дланью Бога черновиках смысла существования.

Всё что остаётся – от глубины и высоты взгляда – глубина и высота лужи, к тому же замёрзшей. Вместо сотворения жизни – потребление существования. Жизнь как самостоятельное живое существо, превышающее календарь действий и событий человека, не суммирующиеся из всех отдельных жизней – повсеместно и бесповоротно – становится «неизвестной незнакомкой», фактически, тает, не как весенний снег, но как снег, посыпанный солью, под ногами идущих по делам выживания любой ценой; выросло и подхватило бразды правления действительностью первое в обозримой истории земли поколение людей, воспитанных не «семьёй и школой», не внутренними муками и исканиями, но виртуально расположившейся со всем скарбом бытования толпой обывателей.

Обыватели или люди, укоренённые в привычке воспринимать мир, как «окружающий», а жизнь как данность; люди, которые так или иначе потребляют жизнь наподобие обеда или ужина с завтраком, не имея в себе дерзновения сомнения и поиска; люди, не утяжеляющие собственную пустоту весомой ценой происходящего и существующего; такие вот «беспризорники публичности», или воспитанники «Интернет-интерната», или «дети массового публичного Дома досуга» – добрались до календарной возрастной зрелости, вышли на первый и основной план, активно вытесняя жизнь, заменяя её целеустремлённым в никуда существованием или функциональным выживанием любой ценой.

Инерция велика. Внешне, умирание жизни не так и не всем ещё заметно: мамы ещё ведут детей на «Щелкунчика», режиссёры снимают нескончаемые ремейки «всеми любимой» классики; писатели чувствуют облегчение и прилив творческих сил, вне соизмерения своих творений с лучшими образцами прошлого; в стишках коряво, но от всей души пишут тонны «душевности», добровольцы и контрактники, мобилизованные долга и чести мужественно сражаются с оголтелым национализмом; в парках подкармливают птичек, в школах собирают деньги с родителей на мероприятия «лучшего, доброго, вечного»; кто-то сдаёт кровь, кто-то собирает для кого-то тёплые вещи, кто-то бескорыстно помогает кому-то дотянуть до старости, кто-то искренне поддерживает кого-то в попытках увеличить квадратные метры существования или обновить средство передвижения по стремительно стареющей зрелости; кто-то верит в «продолжение банкета» или в царствие небесное сразу после остановки сердца; а кто-то верит в гарантированную нищую, одинокую в расплате за массовость, больную старость, больше чем в бога... И тем не менее, всё больше людей чувствуют неуклонное и стремительное умирание жизни: умирают мечты, или меняются до состояния мертвечины, умирают представления о высоком, подменённые «зато от всей души», умирают в своих играх и взглядах дети своих родителей, вслед за ними; умирают книги, забытые на пыльных полках, умирают в собственном предательстве былого зрители в театрах, аплодирующие современным суррогатам или блиц-извращениям современных режиссёров вкупе с горластой толпой цирковых наездников текстов, именуемых актёрами. Умирает память о высотах стиля, искусства, культуры, интеллигентности – умирает даже самообман тех, кто выдаёт желаемое за действительное!
Деградация внутреннего мира человека – обеспечивает умирание жизни. Ко всем в душу не заглянешь, но и очевидное уже скрывать не приходится. «Лицо сайта», «лицо действительности», «лицо года» – говорят сами за себя.

История человека, посягнувшего на все надежды и чаяния просто добрых хороших, исполнительных в выживании людей – трансформировалась, спустя тысячелетия, в легенду о добром волшебнике. И эта легенда так же поспособствовала умиранию жизни.
Христианское учение – эта суровая религия, бесконечно далёкая от того сентиментального христианства, которое создано современными проповедниками. Сквозь всё учение проходит идея, что «Царствие Небесное» (что бы ни значили эти слова) принадлежит немногим, что врата узки и узок путь, что лишь немногие сумеют пройти, достигнув таким образом «спасения», что те, кто не войдёт, – всего-навсего солома, которая будет сожжена.
Догорает солома миллионов будней и праздников миллионов людей нашего временного времени. Умирание жизни опережает умирание дотянувших до остановки сердца тел.

P.S.

То что происходит в нашей современности, на мой взгляд, не просто смена или конфликт поколений, не просто "ломка через колено" старого во имя нового, мир не просто "в очередной раз меняется", мир впервые в обозримой нами истории человечества встаёт перед фактом - ему НЕ В КОМ БОЛЬШЕ МЕНЯТЬСЯ!

Мир, который из эпохи в эпоху привычно менялся, и менялся, конечно, не посредством всех и каждого, не во всех подряд душах, но в душах, способных и практикующих мучительнейший поиск себя и смысла существования, впервые оказался перед фактом слишком мизерного числа таких душ. Души, выстрадавшие смысл пути, души способные провести или пережить перемены мира сквозь созданные ими внутри себя условия гармоничной преемственности, души живые, живущие из прошлого в будущее, на момент разгара раздрая нашей современности оказались в таком малочисленном, лишённом всякого права и уважения меньшинстве, что мир, впервые в своей истории, начал меняться МЕХАНИЧЕСКИ, сообразуясь со "средней температурой по больнице".

А ЖИЗНЬ, как пламя свечи, как огонь в камине - поддерживается всегда очень узким кругом людей духовного и творческого подвига. И пока эти люди, при всём своём численном меньшинстве, имели возможности влияния, жизнь имела ДОМ, источник для дальнейшего путешествия по судьбам миллионов других людей. Когда же НОСИТЕЛИ ЖИЗНИ оказались в полном забвении, в атмосфере презрения со стороны "средних по больнице", то МИР начал меняться БЕЗ ЖИЗНИ, а такие перемены равносильны перемене одежды у идущих на эшафот.

 

© 08.01.2024г. Вадим Шарыгин
Свидетельство о публикации: izba-2024-3697110