Журавлиное перо. Выпуск шестой. Трубач и Поэт

Не Поэт Не Прозаик
Уважаемые друзья! С нового года «Журавлиное перо» будет выходить с приложением-журналом.  Хочется побольше рассказать об авторе, предоставив не вошедшие в газету фотографии и стихи. Так сказать, растянуть удовольствие от знакомства с поэтом и его творчеством. Не пропустите эту новинку!

Ссылки на журнал найдёте в конце интервью (и для удобства перехода - в первой рецензии)

Если авторы, о ком уже были выпуски в прошлом году, хотят дополнить свое интервью приложением, свяжитесь со мной.

Новый год открывает любитель зимней рыбалки и путешествий по России, бывший капитан футбольной команды театра,  сам музыкант, но спрашивающий у нас всех: «Скажите, а как звучат мои стихи?». Знакомьтесь: Анатолий Сёмкин.

1. Анатолий, следила за Вами на «Турнире поэтов», болела.  Ваше впечатление от участия в этом турнире.

На Турнир я попал, в прямом смысле, с улицы. Утром увидел, что в ЦДЛ будут литературные чтения. С сожалением отметил про себя, что весь день расписан и я опять мимо. Но неожиданно образовалось окно. С опозданием пришёл. Желающих читать было немного, и меня допустили до сцены. А потом, по результатам чтения,  предложили принять участие в Турнире поэтов. Согласился, хотя представление о том, что такое Турнир поэтов, имел очень смутное. Несколько раз смотрел. Даже голосовал. И даже задавался вопросом: а как бы туда попасть? Но вот, пожалуй, и все познания о турнире. Я даже сейчас не знаю: а какие такие блага получает победитель, если во время голосования выливается столько грязи? Впечатления от Турнира противоречивые. Плюсы: общение с критиками, телевидение, новые читатели, возможность роста. Минусы: несовершенная система голосования и отсюда - предсказуемость результатов. Плюсов намного больше, но осадочек остался.
К своему творчеству отношусь достаточно сдержано. У меня в избранных много поэтов у которых я учусь. Даже здесь на площадке есть Марина, Лена Оливвла, Аля Воронкова, чьи стихи я оцениваю выше своих. А вот на Турнире уровень конкурсантов удивил. Средний. Был один яркий и самобытный поэт - Дмитрий Московский, но его очень дружно заклевали. Хотя в его стихах есть нерв времени. С виду простые, без красивостей, они обладают невероятной энергетикой. Через пару лет стихи победительниц забудутся, а его стихи проживут десятилетия. Пожалуй, о турнире всё. Благодарю Бога, что финал прошел без меня. На голосование в финале моего здоровья бы не хватило.

2. Вы стали победителем литературных чтений в Центральном Доме литераторов, что дало возможность бесплатного издания в альманахе "Поэт года". Вот как мало я о Вас знаю. Пожалуйста, расскажите о других своих поэтических победах, больших и маленьких. Об изданных книгах. И, вообще, что дают победы?

Победа - это выброс адреналина, трехминутная эйфория... И всё… Далее - по новой.
Главное - не сама победа, а путь к ней. Не настолько я люблю побеждать, насколько не люблю проигрывать. Хотя второе — полезнее. Это о победах в целом. А поэтических успехов у меня не много. Вышло два сборника: "Мелодии разных лет" и "Агогика жизни". Но печатать мне их не предлагали, выпускал за свой счёт небольшими тиражами (300 экз.). До этого, так же за свой счёт, печатался в нескольких литературных журналах. В минувшем году был финалистом премии "Русь моя". Трижды участвовал в литературных чтениях. После первого пригласили на Турнир. Победа во втором дала возможность бесплатно издаться в альманахе «Поэт год». Третье литературное чтение (меня уже слушали вне общего конкурса) дало возможность бесплатного издания в альманахе «Русь моя».
Более похвастать нечем.

3. Окончили Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальностям: артист ансамбля, артист оркестра, преподаватель по классу «труба». Вы работаете в театре «Новая опера». Всё правильно? Что для Вас музыка? Как она пересекается с поэзией? Что для Вас важней?

Вопрос необъятный. Попробую ответить конспективно. Есть музыка, которая звучит, которую я слушаю. Какую-то люблю больше, какую-то меньше. Есть музыка, которая не трогает, а есть и вызывающая раздражение. Есть музыка, которую я исполняю сольно или в небольшом ансамбле. Здесь я могу достаточно свободно музицировать и раскрываться перед слушателем как музыкант. А есть работа в оркестре, где я должен "убить" в себе музыканта, оставаясь высококлассным ремесленником. И играть то, что вызывает отвращение так же качественно, как то, что я люблю… В идеале, в оркестре один музыкант - дирижёр. Он играет на оркестре, как пианист на рояле. Музыканты оркестра - это пальцы дирижёра-пианиста. У гениального дирижёра и посредственный оркестр звучит и дарит слушателю музыку. А у посредственного дирижёра даже с очень хорошим оркестром, где музыканты высочайшего уровня, где великолепная выстроенность и слаженность, чуда музыки не происходит. Да, мы слышим - это Бетховен, это - Чайковский, это - Слонимский. Композиторов и их музыку узнаём, а самой музыки в исполнении нет. Когда Рихтер ездил с филармоническими концертами по России, ему часто доводилось играть в домах культуры и сельских клубах на расстроенных инструментах. Но это всегда был Рихтер. И люди в зале забывали, что у рояля дребезжит нота ля. Мне в жизни повезло. Вот краткий список великих дирижёров, с которыми посчастливилось работать: Евгений Колобов, Геннадий Рождественский, Юрий Темерканов, Владимир Федосеев, Эри Класс, Рекардо Мути… Было и очень много хороших. Но ещё больше посредственных и амбициозных. Но это - как и везде.
Сожалею, что ни разу не сыграл у Евгения Светланова.  Это - звезда первой величины двадцатого столетия. Театр "Новая Опера" - место моей основной работы. Как видно из вышесказанного, удавалось выступать и с другими оркестрами, и с другими дирижёрами.
Если в звучании нот есть поэзия - это музыка.
Если в стихах слышна музыка - это поэзия.
Вот так музыка с поэзией и пересекаются. Как я могу ответить, что для меня важнее?

4. Что подтолкнуло Вас к стихотворчеству? Помните тот момент, когда Вы решили, что поэзия — это тоже Ваше?

Стихи писал с детства. Периодами. Мой детский период закончился лет в 14 или 15.
После того, как написав уже много "великих" стихов, я решил почитать Пушкина и прочих, помимо школьной программы. Конец детскому творчеству был отмечен жирным четверостишием:
Мне думалось - я гений!
Но гениев, увы,
Лишь достаю колени
Кудрями головы.
После этого года на три замолчал. Других детских стихов, слава Богу, не сохранилось.
В музыкальном училище начал писать эпиграммы на однокурсников и преподавателей. Пробовал и пародии писать, подражая Иванову. Всё это вносилось в амбарную книгу, которую, после возвращения из армии найти не смог. Об этой утрате жалею.
Очень часто, особенно в последние 10 лет, однокурсники (и лично, и в соцсетях) просят напечатать им эпиграммы. Как память о юности. А эпиграммы были по-юношески злыми...
Писал ли в армии - не помню. Ничего не сохранилось. А вот потом начался мой "литературный бум". Читал всех подряд. Начиная с Державина и Жуковского до современных авангардистов, чьи стихи выходили самиздатом. Много писал сам. Посещал две литстудии. В одной меня хвалили, в другой нещадно били. Причем, за одни и те же стихи. Постепенно определился круг "моих" поэтов: Юрий Левитанский, Давид Самойлов, Владимир Солоухин, Евгений Евтушенко. Ну и, конечно, Пушкин и Есенин. Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Ахматова мною поняты не были. Бродского я тогда не читал. Но это тоже не мой поэт.
Печататься нигде не пробовал. К рукописям продолжал относиться небрежно. Спасибо друзьям: подарили мне 10 экземпляров моих стихов, а потом ещё венок сонетов.(Самиздат, конечно). Вот только это из моего "буйного десятилетия" до сегодняшних дней и дожило. Почти всё выложено на сайте. Не всё, правда, с датами.
А потом опять перестал писать. Только поздравления и иногда дружеские шаржи, уже не злые. Кстати, стихотворение «Трубач» написано как раз на День рождения моему другу трубачу в 1996 году. От него три года назад я стихотворение и получил обратно.
А вернулся к стихам в двадцать первом году. После смерти жены. Вернулся, чтобы выжить. Заполнить образовавшуюся пустоту. Молитвы не спасали. Нужно было творчество. Сколько мой последний период продлится - не знаю. Пока пишу.

5. Ваша идеальная атмосфера для творчества, какая она?

Идеальная атмосфера для творчества нужна профессионалам. А я любитель. Хожу по улицам, разинув рот, и жду, когда в него строчка упадёт. Успел проглотить - хорошо. Нет - жди следующую. Шучу. Конечно, лучше всего творить в деревенской тиши. Да вот беда: не всегда там пишется. Большое количество моих стихотворений здесь уже публиковалось. Повторяться не хочется. Стихи с Турнира тоже - кто хотел, уже слышал. На моей странице внизу есть ссылка на документальный фильм "Предчувствие любви". Фильм обо мне, как музыканте и поэте. Приглашаю желающих посмотреть.

Вот стихотворение из восьмидесятых
http://stihi.ru/2021/06/30/3526

Это из девяностых, когда я почти не писал.
http://stihi.ru/2021/10/10/2995

А это из последнего творческого периода.
http://stihi.ru/2022/06/09/4492
http://stihi.ru/2023/08/25/7112

6. Ваши увлечения, интересы. То, чем успокаиваете душу, то, что нравится делать.

Увлечений было немало. В юности - фотография. Чуть постарше - съёмка и монтаж фильмов. Любил спорт. Долгие годы, аж до пятидесяти лет, был капитаном футбольной команды театра. Часто становились призёрами театральных турниров. Выиграли, правда, только один раз. Стихи - это ведь тоже увлечение. Сейчас переросло в нечто большое, а через пару лет, может, опять останется только увлечением. Буду писать оставшимся друзьям на дни рождения. Да жанр эпитафий освою.
Природу деревенскую люблю, лес. Зимой езжу на рыбалку. Летом - за грибами и за ягодами. Иногда летом тоже ловлю рыбу, но с зимней рыбалкой - никакого сравнения.
Ещё в отпуске люблю колесить по России. Во всех направлениях. По миру я и с гастролями наездился. Мне там скучно.

7. Поправляете ли Вы свои старые стихи, шлифуете их? Есть такие, что пишутся годами? И, вообще, есть ли предел совершенству?

Целенаправленно правкой старых стихов не занимаюсь . Бывает: прочтёшь стихотворение - не нравится (а нравится, ох, как редко). Начинаешь править. Получается хуже. Возвращаешь всё на место. Исключения тоже случаются, когда вдруг удаётся найти нужное слово или даже целую строку. Обычно стихотворение пишется, в течение недели или месяца доделывается, а потом оно начинает жить своей жизнью и на изменения реагирует очень плохо.
Приведу маленький пример издевательства над моим старым стихотворением 1984  года.

Рояль волной диссонансов плыл

Рояль волной диссонансов плыл.
Я пальцы коверкал о белые зубы.
Я музыку мял,
Я звуки пленил,
Я заточил их в басовые трубы.
Мелодии не было.
Был экстаз.
Ритм первобытного танца.
И безнадежный медленный вальс
Над бездной взойти пытался.
Но был он бессилен.
А я не играл.
Я выплеснул тени нечаянных женщин
И вместе с роялем плыл и пылал
Как все влюбленные -
Сумасшедший.

Он неплохо подходил для конкурса по картинкам сюрреалистов, но там требовались только новые стихи и я решил его "улучшить" и опубликовать как новый.

Рояль...

Рояль распадался на нотную пыль,
Щербинки и белые зубы.
Я музыку мял, просыпав ваниль
Звучанья в тромбоны и трубы.
Гармонии не было -
Был экстаз,
Восторг первобытного танца.
Трёхдольный мотив,
Похожий на вальс,
Весь мир закружить пытался,
Но был он бессилен.
А я не играл....
Я выплеснул тени отвергнутых женщин
И вместе с роялем искал свой Грааль,
Как все влюблённые,
Сумасшедший.

Стало ли лучше? - судите сами.
А предел совершенства, конечно, существует.
Просто он недостижим.

8. Нужна ли в эпоху тик-тока и прочих сиюминутных развлечений поэзия? Надо ли продвигать свои стихи? Прислушиваетесь больше к себе или к мнению окружающих?

Когда появилась фотография - предрекали скорый конец художникам. Когда появился кинематограф - говорили о последних днях театра. Появление электронной музыки породило разговоры о скором исчезновении музыкантов инструменталистов. Примеров ещё много можно привести. Время всё расставляет по свои местам. Каждый вид искусства занимает свою нишу. Сегодня - время возрождения гражданской лирики. Язык поэзии и формы безусловно меняются. Я за ними не поспеваю. Тик-токи будут тик-токами, а стихи останутся стихами. Продвижение стихов - это всегда желание (или не желание) автора. К мнению окружающих всегда прислушиваюсь. Примеряю подсказки. А вот пользуюсь чужим мнением очень редко. Чаще чужое мнение подталкивает меня к каким-то собственным, но иным мыслям.

9. Анатолий, Вы написали, что, если в звучании нот есть поэзия - это музыка.
Если в стихах слышна музыка - это поэзия. Как Вы думаете, как звучат Ваши стихи? А Вы пробовали себя в роли композитора? Как сотворить из стихотворения песню?

Когда учился в институте, пробовал себя и как композитор, и как аранжировщик.
И если к аранжировкам, при случае, я могу вернуться, то к композиции категорически нет. Это особый дар. Его можно совершенствовать, но у меня его просто нет изначально. Писать вторичные мелодии мне, профессиональному музыканту, просто стыдно. У меня есть друзья композиторы. Но вот песню на мои стихи никто ещё не написал. Я не знаю, есть ли в моих стихах музыка. Автор слышит свои стихи не так, как слышит их читатель и слушатель.
Это я у вас хочу спросить:
- Скажите, а как звучат мои стихи?

Вот что ответить Трубачу и Поэту? У меня получилось такое стихотворение:

Чистый звук

Пока пишу… пока играю...
пока в душе то зыбь, то всплеск,
во мне живёт простая правда,
что держит крепко на земле.
Она и дарит вдохновенье
и друга — медную трубу.
Грядущий день благословенно
я принимаю.
Снова — в путь
по новой.
Солнц и чувств оркестрик
мне освещает всё вокруг...
А звук трубы могуч, торжествен…
Я сам, как этот чистый звук.

А теперь ссылки на журнал, сделанный Леной Оливвла:

https://www.calameo.com/read/0074676825012afa39ecc

https://
drive.google.com/file/d/1rQh3_A3dtJvfm88YOMZlLmPR2WuGBKNR/view
(скопировать и убрать пробел)


Корреспондент: Лина Светова
Художник-иллюстратор: Лена Оливвла
Главный редактор: Марина Юрченко Виноградова

В следующем месяце нас ждёт тоже интересный автор. Но это уже будет совсем другая история...