О празднике святого Богоявления. Крещение Господне

Священник Александр Хлебников
О празднике СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

О КУПАНИИ В ПРОРУБИ НА КРЕЩЕНИЕ.

Купание в проруби на праздник Крещения - это НЕ ЦЕРКОВНАЯ традиция, а НАРОДНАЯ. То есть никакого отношения к Православию данные купания не имеют.
Повсеместное распространение купание получило уже в постсоветское время, а до 20 века есть лишь несколько упоминаний такой местечковой традиции.

Более того, еще пару веков назад было официальное предостережение от Священного Синода нашей Церкви о том, что купание в проруби на Крещение - это вредно для здоровья и является следствием языческой практики,как и в прочем, гадать на Святках.
Все рассказы о том, что окунание в Крещенскую прорубь даёт очищение душе, прощение грехов и является "духовным подвигом", являются всего лишь следствием необразованности народных масс.
Проруби рубили не для крещенского моржевания, а для того, чтобы люди могли набрать себе домой освященную воду - ведь раньше не было водопровода в храмах.
«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей»
Иоанн Златоуст. "Слово в день Богоявления" (387 год)
Теперь, когда в большинстве храмов есть водопровод, то освящают воду прямо в храме, и там же ее раздают народу.
Грехом окунание в прорубь не является, но считать, что от трехкратного прыжка в ледяную воду вы не заболеете, не стоит - это миф. Кареты скорой помощи не просто так теперь дежурят около мест реализации этой веселой народной традиции.
Православные христиане в праздник Крещения Господня идут сначала на богослужение Крещенского Сочельника, а потом на богослужение Крещения - в оба эти дня ПРИЧАЩАЮТСЯ, потом берут Крещенскую воду (Великую Агиасму) и идут домой.
Все остальное - это ЭКСТРИМ- на ваш страх и риск.

Вот что писал С.В. Булгаков о крещенских купаниях в «Настольной книге для священно-церковно-служителей», вышедшей в 1913 году: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Моржевание (зимнее купание, купание в проруби) в России приобретает характер массового явления в праздник Крещения Господня – крайне экстремальный, но самый эффективный способ закаливания и одновременно метод, способствующий улучшению энергетики организма и наделяющий его силой. В результате наблюдений за людьми, которые занимаются моржеванием, было установлено, что уровень заболеваемости простудными заболеваниями в шестьдесят раз меньше, чем у обычных людей, а заболеваниями другого характера – в тридцать раз меньше. Если человек регулярно занимается закаливанием организма, в том числе и моржеванием, то и ныряние в прорубь на Крещение ему не повредит. А вот если человек не подготовленный, не закалённый на Крещение сиганёт в прорубь, то последствия будут непредсказуемые.

Актёр Анатолий Папанов. Скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съёмок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа.
Кстати, был верующим человеком, по убеждениям не вступал в партию, был церковным старостой.

"Раньше я очень любил окунуться в «иордань» в праздник Крещения Господня, особенно в одиночестве, как, например, на Соловках в 2014-15 годах в Богоявленской часовне-крестильне. В наше же время, когда Богоявление и Крещение заменили «праздником проруби» с голыми телами, непристойными селфи и посиделками со спиртным в строго постный Рождественский сочельник, окунаться на Крещение Господне перестал. В этом году к «иордани» не пошел. Наверное, это мой молчаливый протест против той вакханалии, в которую у нас превратили Праздник Крещения Господня."
Иеромонах Венедикт (Мочалов)

Купаться на 19 января или нет - исключительно ваше решение, но для тех, кто верит, что подобным действом очистится от грехов, процитируем Протоирея Максима Козлова «Грех смывается покаянием. Только тот, кто раскаивается во грехе, то есть, во-первых, приходит на исповедь и, во-вторых, прилагает все силы, чтобы больше не грешить, получает прощение.»

Окунаться можно, но благочестиво и с рассуждением о своём здоровье.
Касается это конечно только тех, кто исповедуется и службы посещает, остальным же выше.
Когда же лезут окунаться и не только в Крещение, а и святые источники, без благочестия (в раздетом виде), никогда не побывав на Таинстве Исповеди, а то пьяными и с матом, иначе как кощунством и богохульством это не назовёшь.
Да, и некоторые думая, что на Крещение в 12ч. ночи вода становится святой, омываются ей в ванной, потом сливая, по их представлениям святую воду в канализацию, тем самым оскверняя её. Коль у вас такая странная полуязыческая вера (не в Бога, а святую воду), то хоть берите ведро и идите на улицу и там поливайте себя, чтобы вода сливалась на землю, а не в нечистоты.

О СВЯТОЙ ВОДЕ

Приложения к брошюре «В помощь кающимся», издание Свято-Данилова монастыря, 1995: Утром натощак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 стороны и говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится все лукавое, бесовское действо. Аминь!».

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере).

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню.

Святитель Лука Крымский советовал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине”.

Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей (по вере вашей, да будет вам), а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: “не искушай Господа Бога твоего”.
Если человек небрежёт о Таинствах Исповеди и Причастия, не соблюдает постов, а только пьёт святую воду "для исцеления", то это магизм и кощунство, а не вера во ХРИСТА.

ТРОПАРЬ КРЕСТУ

Тропарь Кресту был написан в 8 веке св. Косьмой, епископом Маиумским, совоспитанником и другом преп. Иоанна Дамаскина:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. В греческом тексте и древний период на Руси пелось царем (без имени). В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Иногда эти слова без должного основания опускают.


Тропарь КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.



Исповедь
http://stihi.ru/2016/06/19/7351

О празднике святого Богоявления. Крещение Господне
http://stihi.ru/2024/01/17/1271