Что воплощается?

Марина Суханова -Тигра
Что воплощается?, душа?,сознание?, это одно и то же?

Вопрос сам по себе очень интересен. По сути, тут два главных вопроса:

1.Душа и сознание – это одно и то же или нет?

2.Если не одно и то же, то, что воплощается?

Чтобы ответить на эти вопросы с наименьшей погрешностью,  мы выходим ещё на один вопрос: что мы называем Душой?

Из википедии:
 "Душа; (от старослав. д;ша (греч. ;;;;, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

 Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа: в религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека; в устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека; внутренний, психический мир человека."

Так, как эти сведения, предлагаемые википедией, в наше время представляют собой  основу понимания для большинства людей, то от неё и будем отталкиваться. Из данного определения видно, что Душа состоит из нескольких частей: способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли. А, так же, даёт начало личности и сущности человека и обуславливает жизнь его тела, то есть тело предлагается рассматривать, как вторичный продукт.

Способность ощущения и чувства мы можем объединить в одно понятие, так как ощущения связаны напрямую с органами чувств.  Мышление, воля и сознание – ещё три группы, помещающиеся в Душу.

В Буддийском учении существует понятие пяти скандх. Скандха в переводе с санскрита – подобна куче скопления чего-либо, не зависимо от структуры для прямого человеческого восприятия.

Пять скандх таковы:
1. Рупа – физическое тело с органами чувств

2. Ведана -- восприятия, зависимые от органов чувств, как физических, так и имеющих более тонкую энергетическую структуру.

3. Самжня -- мышление, имеющее ещё более тонкую структуру, чем восприятия.

4. Самскары --  это остаточные впечатления от поступков  во всех предыдущих воплощениях, выражающиеся как волевые импульсы и память.
   
5. Виджняна -- Сознание, так –же относящееся к Волеизявлению, независимому от остаточных впечатлений.

Пять скандх, в совокупной структуре следует рассматривать не как равномерные субстанции, а как утончающиеся от первой к пятой(процесс умирания) или уплотняющейся от пятой к первой, что по сути и есть процесс воплощения. Сколько скандх окажутся в процессе воплощения, зависит от того, сколько успело до этого разрушиться, а сколько сохраниться.

При более тщательном рассмотрении скандх, оказывается, что мои краткие определения не открывают нам полноты видения происходящих процессов и требуют дополнительных определений.

Карма – это ПРОЦЕСС формирования сознания делателя, а остаточные впечатления являются в этом процессе расходным материалом.

Карма, так же трактуемая, как Воля, крепко связаная с двумя скандхами: 4 и 5.

Воплощение -- это несвобода, это сансара.

Свободным считается То сознание, которое смогло освободиться от цепляния за все остальные четыре скандхи. В этом случае Воля, Карма и Сознание становятся одним, и способны не воплощаться плотных мирах.

Трудность понимания данной теории, на настоящий момент, заключается в некоторых внедрённых в наш ум догматов, которые считаются научными, а  по сути, являются общепринятыми гипотезами о том, что мозг является производителем ума. Не смотря на то, что в настоящее время учёные уже обнаружили нестыковки этой гипотезы, официальная наука ещё не внесла поправки в усвоенные ранее установки, и люди продолжают отталкиваться от шатких догматов. Такой подход утверждает материализм в отрыве от  религиозных концепций, формировавшихся тысячелетиями, и тормозит понимание вопросов, находящихся за пределами материальных восприятий.

Так как-же работает закон Кармы?

От того, что в человеческом мире до сих пор не сформировалось бережное отношение к древним источникам знания, карму в настоящее время трактуют кто во что горазд, например её сравнивают с Судьбой, что несомненно зависит Кармы, но ей не является. Судьба человека подчиняется природному Хаосу, захватывающему сознание с Дурной Кармой, то есть повторяющимися дурными действиями реагирования на внешние события жизни.

Карму путают с Воздаянием за хорошие или плохие поступки, но и воздаянием Карма не является, хотя и влияет на них так-же,  как уход за плодовым деревом влияет на качество полученных плодов.

Что-же такое ОСТАТОЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ и как они формируют Карму?

 Предположим, что мы почувствовали сильный дискомфорт, от того, что голодны. Возьмём эту ситуацию за точку отсчёта формирования Кармы.  Итак, заработало восприятие голода – вторая скандха. Следом  включается сканха Мышления: что делать, где взять пищу? И вот мы видим плодовое дерево, пробуем на вкус неизвестный плод, который нам понравился и насытил нас или не понравился и вызвал болезненные ощущения. В обоих вариантах нашего пробования(действия) остались остаточные ощущения, которые зафиксировались памятью.

 Мы можем начать доказывать , что память фиксируется мозгом, а мозг умирает вместе с телом, следовательно и память должна умереть, но это НЕ СОВСЕМ так. Накопление мозгом некоторого количества памяти может умереть с мозгом, а может и не умереть, а перейти в область фиксации на более тонком уровне, чем телесный, вначале на сновидческий уровень, а затем на бесформенный или бессознательный уровень глубокого сна без сновидений. Для того, чтобы это произошло, количество повторений идентичных остаточных впечатлений должно превышать некий уровень достаточности. И только в этом случае, остаточные впечатления превратятся в инстинкт (или Карму), способный на бессознательном уровне воспроизводить действия и узнавания. Указать нам на качества плода, который мы уже не помним мозгом имеющегося тела, но интуитивно помним о них.

 Как происходит фиксация на сновидческом уровне?  Через сновидения во время сна и бодрствования. Во время сна мы видим события, состоящие из символов сознания, моделирующих будущее перевоплощение из накопившихся материалов остаточных впечатлений. Символы могут быть как прямыми, так и косвенными или обратными. Это отдельная большая тема для раскрытия. Но все мы замечали, что чего бы нам ни приснилось, наше поведение в сновидении является подлинным отражением нашего сознания и показывает нам нас такими, какими в бодрственном состоянии мы можем себя стыдиться или закрываться.

Я привела один из миллиона примеров формирования сознания.

Другой пример: препятствие на дороге. Как мы с ним поступаем? Я уверена, что у разных людей найдётся большое количество вариантов преодоления одного и того-же препятствия, а разность будет зависеть от Сознания, сформированного Кармой. Как долго человек будет думать над той или иной возникшей проблемой так –же зависит от сформированного КАРМОЙ  сознания, относительно подобной проблемы, встречающейся ранее…

На этих примерах уже возможно увидеть, что именно перевоплощается, то есть какие именно скандхи несут в себе потенциал перевоплощения. Это именно Те скандхи, которые способны сформировать инстинкты выживания на том или ином уровне существования: 4 и 5.

Что за понятие Дхарма?

В Буддийском учении Дхарма [в контексте Сердечной сутры] – элемент существования, чувственного восприятия, понятийного конструирования, остаточных впечатлений или сознания.
Событие; явление; то, как явления сами по себе устроены; присущие им качества; основные правила, лежащие в основе их поведения. Также правила поведения, которым должны следовать люди, чтобы приспособиться к правильному естественному порядку вещей; качества ума, которые им необходимо развить, чтобы осуществить заложенные в самом уме качества. В широком смысле, Дхарма также означает любую систему знаний, которая учит подобным положениям. Рассматривать вещи, умственные или физические, с точки зрения Дхармы, – означает рассматривать их просто как события или явления, прямо воспринимаемые такими, как они есть, понимая закономерность правил, лежащих в основе их поведения. Рассматривать вещи с точки зрения мира, – значит рассматривать относительно их значения, роли или эмоциональной окраски – т.е. с точки зрения того, как они вписываются в наше мироощущение и мир.
О Дхарме я писала много постов:
http://stihi.ru/2016/12/01/6746 -- Дхарма -- Это
http://stihi.ru/2014/04/20/4731 -- Что для вас учение Дхармы
http://stihi.ru/2018/11/07/4954 -- Восемь мирских Дхарм
http://stihi.ru/2015/02/08/8408 -- Дерево Дхармы
http://stihi.ru/2014/05/27/256 -- здравствуй дорогой друг


Пять скандх кружатся в цепи взаимозависимого существования(Ниданах), где одно возникшее явление порождает следующее до тех пор, пока эту цепь не прервёт Воля, сформированная Кармой и усилием отречения от какого либо звена.

Учение о ниданах состоит в следующем:

 Неведение  приводит к возникновению самскар .
 Самскары порождают индивидуальное сознание  -- это естественный мыслепоток, приводящий в движение объединением в энергетические узлы  активной воли  и пассивной памяти.

 Последнее соединяется с формой и образует зародыш.
 Зародыш образуется при объединении индивидуального сознания с формой… и накапливает энергию в органах чувств.

Органы чувств возникают в результате накопления психической силы в скандхе (группе привязанности) материальных качеств, таких как твердость, текучесть, жар и грубость (ветер), что приводит к появлению осязания; накопление ощущений, порожденных осязанием, порождает вкус; накопления вкусовых переживаний порождают обоняние; накопление обонятельных восприятий порождает зрение; накопление зрительных восприятий порождает слух.

 Органы чувств вступают в контакт  со своими объектами.
Контакт -- это  Разделение энергии органов чувств на воспринимаемое и воспринимающего.
 
Контакт приводит к восприятиям.

Восприятия вырабатывают привязанность, безразличие и отвращение.

Природой восприятия является Иллюзия.

 Суть учения об ИЛЛЮЗИИ:  Восприятия и явления освобождены в своей кратковременности, изменчивости и характере внезапного появления и исчезновения.
Непостоянство формируют желания.
 
Непостоянство приводит к появлению привязанности (ум желает схватить, закрепить себя в обладании), страдания ведут к безразличию (отчаяние и усталость переходят в апатию), а отсутствия "я"-сущности в явлениях – к отвращению (явления начинают восприниматься двойственно, как нечто враждебное и чужое). Человек более всего привязан к телу, безразличен к неведению и испытывает отвращение к смерти.
Желания возникают в результате следования за привязанностью, безразличием и отвращением.

В состоянии безразличия воля следует за случайными воспоминаниями.
Желания руководят действиями.

 действия (кармы) ведут к новому существованию (рождению),
 а рождение ведет к разрушению и смерти (несуществованию).

Действие --  это  самоочевидное проявление воли.

Рождение – это спонтанное проявление памяти.
 
Смерть – это разрушение связи потока сознания и формы.
 
Прямой смысл этого учения состоит в том, что существование и несуществование возникают из неведения. Они обуславливают друг друга, образуя звенья в цепи причин и следствий.

Природа ума не зависит от наличия мозговой структуры, но мозговая структура является искусственным ограничителем природы ума, оставляя от неё лишь малую часть – обыденный человеческий ум.

 Неведение можно рассматривать подобием деменции ума. Когда ранее скопленная сила(Б-га) – истощается, наподобие старения, теряет опору и ищет её в материи, как хромой ищет костыли.

 Сам поиск во внешнем и цепляние за материю(телесную жизнь ради жизни) являются Неведением.

Из-за неведения люди становятся жадными, злыми, завистливыми, пугливыми, безумными, одержимыми страстью и властью, что только увеличивает напряжение и цепляние за материю, погружаясь сознанием в болото разложения, что называют Адом.
 Избавление от неведения приводит в Нирвану.

Ниббана (нирвана):
Нирвана (дословно - "угасание") угасание умственного возбуждения и страдания, возникающего под влиянием привязанности к приятному и отвращения к неприятному.
Освобождение; освобождение ума от жадности, злости и заблуждения, от фиксации на физических ощущениях и умственных действиях. Поскольку этот термин также означает угасание огня, он подразумевает успокоение, охлаждение и покой. (Согласно физике, преподаваемой во времена Будды, свойство огня в скрытом состоянии в большей или меньшей степени присутствует во всех предметах. Во время горения, огонь охватывает и прилипает к своему топливу. С угасанием, он освобождается.)