Рассказ Я -лох... из книги Продленка

Жанна Кермек
 
Эта история в моей жизни случилась тогда, когда я работала воспитателем группы продлённого дня в начальной школе.
Как-то во время обычной прогулки в школьном дворе,я  разговорилась с второклассником Серёжей.  Мне всегда нравилось беседовать с детьми , в таких непринуждённый разговорах ребенок мог раскрыться, рассказать о том ,что беспокоит. А ведь я знаю прекрасно из своего детства, как это важно, чтобы тебя просто хотя бы выслушали, уделили внимание, проявили интерес.
   И вот , болтая с этим мальчиком, я неожиданно услышала от него два откровения . Первое откровение , которое Сережа мне рассказал, было про то, что его папа умер. Это было сказано с грустью, и ещё мне показалось, что ребенок хотел при этом,чтобы его пожалели. А вот  второе откровение звучало так:"Я -лох!". И это было сказано как-то обречённо, и звучало,как горестное утверждение. Я сразу задала вопрос :"С чего ты это взял?". В ответ услышала снова обречённо : "Так все говорят...". Потом выяснилось, что так говорят одноклассники...
    За Серёжей приходили по очереди то мама , а то бабушка. Очень приятные в общении женщины. Мама работала медсестрой. Видно было, что они любят ребенка. В тот день откровений, пришла за ним бабушка. Я осторожно с ней поделилась тем, что рассказал Сережа. Нам было о чем с ней задуматься, и пообщаться. Для меня было ясно, что мальчик отчего-то склонен складывать мнение о себе , опираясь на мнение одноклассников, и принимать это мнение за чистую монету, принимать безоговорочно и опираться уже на него. Для меня это был сигнал неосознанного неуважения себя, нелюбви, неуверенности. Бабушка выслушала меня, видно было, что она хотела искренне  вникнуть в ситуацию, помочь ее улучшить.
    А мне тоже надо было поразмышлять. Мои размышления привели меня  к выводу,что в этой ситуации  Сереже бы помогла ситуация успеха.    Есть такой способ в педагогике для поднятия уверенности в себе.   Чтобы усилить веру в себя нужно личность поместить в нужный для нее контекст (обстоятельства), где бы максимально раскрылись его сильные стороны- таланты, способности, умения.  Таким способом когда- то пользовалась моя "классная",  чуткий и мудрый педагог.  И я решила, что для  Сережи это будет полезно.
В это время я организовывала спектакль- сказку, в котором должны были участвовать дети моей группы.  И вот, когда мы распределяли роли, я поручила одну из главных ролей Сереже и он согласился. Его мама и бабушка решили его поддержать и взяли шикарный костюм волка напрокат и ,конечно, помогали ему  учить слова. Сережа конечно побаивался выступать ,но мы часто репетировали и с каждым разом он все больше увереннее вживался в образ волка. Самое интересное, что  его роль  была совсем не о низкой самооценке и не о понятии лох,  в этом тоже был тонкий психологический ход моего эксперимента.
     В день премьеры  пришло  много родителей,  бабушек и дедушек.  Ребята играли увлеченно, ведь   за время репетиций они еще больше сдружились. В этом еще один плюс театра, как вида совместной деятельности.  Если кто -то случайно забывал слова, то ему дружески тихонько подсказывали.   Атмосфера была сказочная. Сережа играл замечательно,  видно было, что он уверен и ему нравится внимание зрителей. Страха, неуверенности  не было!Если ребенку интересно , то и не страшно. И нельзя было даже и подумать, что этот мальчишка-артист думал про себя, что он - лох.
    Я, конечно, не скажу, что одной театральной постановкой возможно избавить ребенка от надуманных комплексов,  но я точно знаю , что если человека поддерживать, правильно, без жалости, верить в него и создавать такую атмосферу принятия уважения и теплоты, то он, непременно сможет раскрыть этому миру, да и самому себе такие  таланты и такие сильные стороны, о которых ни он и ни окружающие и не подозревали.
    И совсем он может оказаться не лохом , а настоящим смелым и сильным волком.
    Верьте в себя и в ваших детей!

                Жанна Кермек