Там, за поворотом

Юрий Лебедев 4
Днем,  между текущих дел, изредка  наблюдал за соседской девушкой, она  недавно  окончила среднюю школу, готовилась к поступлению в вуз, и уже по взрослому дружила с местным парнем. Видно, что они счастливы, потому что молоды, красивы, и вся жизнь у них  впереди.

Незабвенная Е. Н. Иванова наша школьная уборщица любила мне рассказывать  о своей жизни, потому что я  всегда  с интересом ее слушал, в своей книге  "Власть просторов» есть у меня небольшой рассказ о ней, где она, рассуждая на  тему  счастья,  однажды сказала.

- Ну, вот был этот самый 37 год, страсти мордасти, а мы тогда были счастливы.
Я рассказал об этой ее фразе учителю литературы и русского  языка О. Ю. Меньшиковой.
- Ну, правильно, если ей в 1937 было 16 или 17 лет, как тут не быть счастливой?

Я  рос и воспитывался в многодетной семье, голодновато жили, но был счастлив,  потому что летом, исполнив  свою  ежедневную  обязанность накосить с братьями и привезти из лугов две тачки свежей травы, можно было до вечера закатиться на пляж, а на другой  день, чуть заалеет рассвет  шагать  с удочкой  в Сосновый затон.  Ловил   там на зорьке красноперку, плотву, уклейку, а потом нес домой улов, рассуждая.

-Вот родителям помогу!
А по сути, помогал самому  себе и братьям добыть что-то на обед. Мама жарила эту рыбу на загнетке, или на керогазе. Добавляла пару яиц. Объедение!

Однажды пошли с братьями на торфяные карьеры с бреднем. Весной, во время паводка,  их  иногда заливают воды Цны, поэтому в них всегда  держится рыба:  карась окунь,  щука. Накануне  мы пришли туда с удочками,  и  в тупиковом  карьере   поймали крупного окуня. Протащили здесь три раза свой невод. Поймали не меньше ведра красных карасей.

Рыбу положили в мотню бредня. Сумку для рыбы не взяли, не очень надеясь на удачу. Возвращаясь, домой, шли мимо  поселка Смычки, местные  женщины увидели нас
издали, и сразу  догадались, что идем с уловом, побежали к нам на перехват. Подошли,  одна из них  уже с безменом в руках. Перевела дух от быстрой ходьбы, спросила:
-По чём продадите?

- По 50 копеек за килограмм, - ответил я, как самый старший из братьев.  Продали женщинам тогда несколько килограммов. Брали женщины понемногу. Холодильников тогда еще  ни у кого   не было. Очень   довольные  мы  были тогда. Принесли   в свой дом  свежей  рыбы и денег на хлеб.

Вечером уехал  собирать грибы в хвойнике, что растёт на северном краю   Белого болота. Рядом с сосновыми посадками тянулась противопожарная  колея, на её дне  хорошо   отпечатались копыта лесного зверя.  Я легко перекинул себя   через эту канаву   и пошёл по   еле внятной тропе в глубину чащи.

С обеих  сторон   меня окружила   высокая трава, была она мне  по грудь, а когда   пересёк чащу,   оглянулся  на запад, там уже заходило пунцовое солнце.  Заканчивался ещё один день золотой осени, он оставил в  душе доброе чувство, потому что стал еще одним  отрезком бабьего лета,  и добавил мне желания жить дальше, чтоб продолжать ездить  на рыбалку охоту, встречать    гостей, и самому наведывать их.

Вечером с полторашкой пива и пакетом чипсов пришли два моих давних товарища - Вася Минич и Валера Ершов. Вася  стал рассказывать, как они  еще ранним утром  охотились  на озере Клинчик и добыли там по две  северных утки. Валера, молча, выслушал рассказ приятеля, и, сменив тему разговора, высказал  свои житейские   обиды на жену и на сына.

Жена, по его мнению, слишком придирчива к нему, а сын  не проявляет должной благодарности
-Помог ему  купить турецкое ружье за 60 тысяч  рублей, рассказывал он,- да ещё и моторку пятнадцатисильную за 70 тысяч, приучил его к охоте, но что - то все равно стоит между нами, даже не звонит.
Рассказчик не требовал сочувствия к себе, просто озвучил те мысли, что беспокоили его.

А я, в свою очередь,  рассказал, что  днем вынул из рассола и вывесил вялиться два  ведра карася.

На авторском фото: за поворотом село Южное Дубровное, Тюменская обл.