20 сентября. Картахена. В музее Маркеса

Виктория Левина 2
20 сентября. Картахена. В музее Маркеса. Вдоль улиц и площадей. Музей золота
                глава из книги «В гости к Маркесу»

Влияние произведений Габриэля Гарсиа Маркеса на мои литературные приоритеты и художественный вкус было настолько велико, что сравнить его можно лишь с влиянием «мистического» Кафки. И то, что нам был обещан музей Маркеса в Картахене, стало определяющим для принятия решения «погулять по Колумбии». 
И вот этот день, «день Маркеса», настал! С самого утра наша группа направилась в музей – достаточно закрытое для посещений место. Почему закрытое, и почему Анюте нужно было получить какие-то особые разрешения музейной системы страны для посещения? Ответ кроется, скорее всего, в некоторой конфронтации Маркеса-журналиста с политической властью страны. По крайней мере, известно, что даже перевезти его тело из Мексики домой, в Колумбию, стоило большого труда его почитателям и семье. Несмотря на Нобелевскую премию по литературе, прославившую колумбийскую словесность на века. 
Входим во двор закрытого со всех сторон особняка в «колониальном» стиле. Посреди внутреннего дворика, «патио», и находится могила великого писателя. Рядом с ним захоронена и «великая любовь Маркеса» – его жена Мерседес. Невероятно, но предложение своей будущей супруге Нобелевский лауреат сделал ещё в 13 лет... Затем, понадобятся годы и множество испытаний, но они всё-таки соединят свои жизни и до конца пронесут любовь, как вдохновляющую и обновляющую силу.
На стенах музея – основные даты его творческой судьбы, за витринами – личные вещи писателя, любимейшего и близкого мне по духу... Я счастлива!
Мы с Анютой обнимаемся – всё получилось.
Выходим наружу на красочные улочки Картахены, и тут же попадаем в окружение паленкерас – женщин-продавцов фруктов на улицах. Афроамериканки, в ярких нарядах, со множеством цветных юбок и корзинами фруктов на голове – это символ Картахены! Послушно фотографируемся с ними в обнимку и отправляемся дальше бродить по «живой истории» города.
Ах, какие постройки, какие резные балконы, какие краски уличной живописи!
– Перед вами – Музей инквизиции, – вещает местный гид, – Во времена конкисты в застенках дворца инквизиции содержались заключённые-вероотступники, или те, кто ими являлся по мнению самой инквизиции.
Дворец представляет собой типичное здание белого цвета 18-го века с резными деревянными балконами. Сейчас оно закрыто на реконструкцию. Мы заглядываем внутрь сквозь решётчатые ворота и, затаив дыхание, слушаем жуткие рассказы местного гида об ужасных пытках, «секретных» оконцах для брошенных младенцев, о несчастных узниках иезуитов.
На улочках Картахены множество кафе, магазинов, ресторанов, художников с мольбертами. Я обожаю латиноамериканскую живопись! Какие краски! Какая вера в жизнь несмотря на то, что она так коротка у людей этого региона!
Особое место в городе занимают его многочисленные площади, на расстоянии пары кварталов одна от другой.
– Удивительная эклектика, – вещает гид, – Обратите внимание: довольно чувственная скульптура Ботеро рядом со входом в собор.
 Фотографирую роскошную женщину обожаемого мастера и спешу дальше за экскурсоводом.
– А сейчас мы заходим в Музей Золота Картахены! – гид указывает на скромный вход в потрясающий музей.
Почему потрясающий? Да потому, что в нём собраны экспонаты культурного наследия одного из местных племён – зену. Он так и называется – Museo del Oro Zenu.
«Культура Зену существовала примерно с 200 г. до н. э. и до 1600 г. н. э. Они строили гидротехнические сооружения и изготавливали золотые украшения. Золото часто хоронили вместе с умершими. После прихода испанских конкистадоров на эту территорию большая часть золота была разграблена, а племя почти вымерло из-за чрезмерных налогов, принудительного труда и западных болезней. Язык зену исчез около 200 лет назад. Однако перепись населения 2018 года показала, что в Колумбии проживает 300 тысяч человек народности Зену» (из материалов интернета).
Муж истово фотографирует все подряд витрины и стенды:
– Мне всё это нравится даже больше, чем музей в Боготе, – говорит с восторгом.
И я с ним соглашаюсь: музей небольшой, но очень уютный и интересный. Два этажа. На верхний ведёт деревянная скрипучая лестница. Как и положено историческому музею.
Группа добирается к Центральному рынку. Жарко невыносимо. Я уже обливаюсь потом. И ловлю малейшие сквознячки в душных улицах. Или стою, как можно дольше, у открытых дверей магазинов с кондиционерами.
Гид, видя мои страдания и угадывая, что я уже «на последнем выдохе», заводит нас с мужем в ювелирный магазин на торговой площади у рынка:
– Здесь есть кондиционер. Посидите здесь с полчаса. Мы сходим к городской стене и вскоре вернёмся. А вы отдохните пока.
– О, благодарю сердечно!
– Садитесь пожалуйста! Вот стулья, – любезно предлагают продавцы. 
Я представляю, как им смешно видеть красное обожженное лицо, непривычной к яростному солнцу Колумбии, европейки.


На фотографии – в обнимку с картахенскими паленкерос.