День памяти поэта

Ольга Азарова 3
  Сегодня 4 февраля день рождение русского, советского поэта Дмитрия Кедрина. Он прожил короткую жизнь, полную волнений и тревог (1907 - 1945), но творчески полную и насыщенную. Сейчас много желающих высказаться о нём, шумно проголосовать за него, в который раз повторить уже сказанное. В начале же, при жизни поэта, когда ныне хрестоматийные и антологические произведения его только создавались, автор не получил официального признания, была лишь горстка людей, ценивших его дарование, поддерживающих его, и слава Богу, что такие люди были. "Талант - единственная новость, которая всегда нова", по слову Бориса Пастернака. Своевременность появления Дмитрия Кедрина поначалу была ясна немногим, теперь же для нас очевидно, что этот талант остро чувствовал историю в её переходные периоды.
  Несмотря на то, что он родился на Украине, открыл для себя красоту России с её неярким небом, бледно мерцающими звёздами, извилистой речкой, заросшей ивами и камышом, он на нашей Мытищинской земле в подмосковном посёлке Черкизово, и я теперь с гордостью могу заявить, что Дмитрий Кедрин был моим земляком. Мои родители жили рядом с ним в Тарасовке и бабушка знала его семью, но его самого ей узнать не довелось, он слишком рано погиб.
  Он попал в Черкизово случайно, здесь ему дали комнату в рабочем общежитии мытищинского вагонного завода, куда он устроился литсотрудником в многотиражку "Кузница". В их двенадцатиметровой комнатке, где жил он со своей семьёй - жена, бабушка, двое детей и он сам, висело 12 клеток с птицами - по одной на квадратный метр.
  Из Черкизова он сперва ездил на работу в Мытищи, на вагонный завод, потом - в Москву, в издательство "Молодая гвардия", где ему давали на рецензии рукописи начинающих поэтов. Рецензии, написанные Кедриным, отличаются необыкновенной доброжелательностью, желанием помочь начинающему автору, поддержать его. Он считал, что "Художника надо не дёргать, а дегустировать созданное им. Прекрасное легче рождается от поощрения, чем от брани." Он писал: "Я привык думать, что со способными людьми надо общаться бережно." К сожалению, к самому Дмитрию Кедрину такого отношения в литературе не было. Около девяти лет выходила в свет его многострадальная книга "Свидетели", и вышла в 1944 году в обрезанном и покорёженном виде, что очень его расстроило. А ведь к этому времени Кедриным были написаны такие значительные произведения, как "Конь", "Рембрандт", "Приданое".
  Летом 1943 года Кедрин добивается отправки на Северо-Западный фронт в красноармейскую газету "Сокол Родины". Он ведёт на фронте записи, готовится к большой и серьёзной работе, мечтает написать о русской авиации, о лётчиках. Его награждают медалью "За боевые заслуги", о чём он сообщает домой телеграммой.
  В начале 1944 года Северо-Западный фронт расформировывают и ему, освобождённому от воинской повинности в связи со слабым зрением, вновь нужно добиваться отправки на фронт, но все его просьбы остаются без ответа. Летом умирает бабушка, тётка Кедрина по матери, она заменила ему рано ушедшую от тифа мать, и для поэта это явилось тяжёлым ударом, потому что тётушка - это последняя ниточка, связывающая его с юностью, преданная до самозабвения, бесконечно любящая, перед которой поэт чувствовал себя виноватым. И вот теперь она ушла из жизни, а он так и не смог, как считал, отплатить ей за любовь и преданность.
  В августе 1945 года он едет в Краснодар с группой писателей для переводческой работы. Этот город напоминает ему родной Днепропетровск и он даже подумал о том, не переехать ли жить с семьёй в этот город. Дальше рассказ его дочери, Светланы Кедриной: "... Вскоре тяжело заболевает мама - её жизнь висит на волоске. Отец день и ночь проводит в больнице. Когда мама приходит в себя, он говорит ей, как бесконечно любит её, как она ему дорога. И вот мама дома. Она с трудом ходит по дому, держась за стенки. Папа счастлив.
  Через несколько дней он едет по делам в Москву, а возвращается взволнованный и потрясённый, говорит маме: "Скажи спасибо, что видишь меня перед собой живым. Сейчас на вокзале дюжие молодцы чуть не сбросили меня под поезд. Спасибо, женщины отбили."
  Проходит несколько дней и он снова едет в Москву. На этот раз он домой не возвращается. Мама несколько дней ищет его, и наконец в одном из моргов ей показывают его фотографию. Она не может поверить, что это он, она не может видеть его широко открытых, полных ужаса глаз. В заключении о смерти Кедрина сказано, что у него переломаны все рёбра и ключица, смертельная травма головы... Я иду по главной аллее Введенского кладбища и ещё издали вижу трёхсотлетний кряжистый папин дуб, охраняемый государством. На его могиле я часто нахожу положенные чьей-то доброй рукой цветы, иногда здесь собираются люди и читают его стихи.
  Идёт в театрах отцовская драма "Рембрандт", читают с эстрады его стихи, пишется на них музыка. Значит не зря прошла жизнь моего отца, не зря он прожил такую мучительно-трудную и короткую жизнь. И мне вспоминается его пророческое стихотворение "Уголёк":

Минуют дни незаметно,
Идут года не спеша...
Как искра, ждущая ветра,
Незримо тлеет душа.
Когда налетевший ветер
Раздует искру в пожар,
Слепые люди заметят:
Не зря уголёк лежал!"

  В нашем городе Мытищи работает литобъединение его имени, есть библиотека Кедринка, в местном краеведческом музее комната посвящённая поэту. Почтим его добрую память!