К возврату госплановского планирования

Владимир Лукьяненко 54
       Юридико-техническое и прочее эссе:
В отношении, например,  Росавиации и подведомственных учреждений (с нарушениями продавали и выводили во время СВО самолеты и вертолеты за бугор)необходимо проверять, как продавались самолеты, учитывались ли ограничения по Законам №№ 44, 275, 79 (О государственном материальном резерве) и другие. Но:Юридическое эссе:
Закон № 44 "О контрактной системе в сфере закупок ...для государственных и муниципальных нужд" многократно изменяли, как в лучшую сторону, так (чаще) в худшую строну. Собственно это уже не Закон, а детальная инструкция написанная с нарушениями правил юридической техники(больше похожая на инструкцию к таблеткам). Так, в тексте статей Закона №44, многократно повторяются названия статей, органов участвующих в электронных процедурах поиска исполнителей публичных т(государственных и муниципальных) контрактов. Деньги до начала исполнения находятся на бюджетных счетах или на специальном ("отдельном") счете сопровождающего уполномоченного банка (при сумме контракта, как правило, свыше 10 млрд рублей). Таким образом деньгами пользуются не производители исполнители контрактов, а банки.
1. Так, в Законе № 44 нет общей части, в которой были бы сконцентрированы общие правила, обязательные для всех видов конкурентных электронных и письменных (бумажных) процедур поиска исполнителя публичного контракта среди, как минимум 3 участников (хотя по итогам могут заключить и с единственным исполнителем контракта- ст. 52 Закона).
2. Закон не гарантирует (кроме другого Закона № 275 о Государственном оборонном заказе (ГОЗ)оплату исполнителю контракта хотя бы аванса для приобретения исполнителю, например, подрядной организации солярки для спецтехники, цемента, оплаты услуг поставщиков энергетических ресурсов и т.п. Поэтому в небольших городах, или поселках там мало желающих работать бесплатно.(требуется специальное условие уже в конкретном контракте.

3. В итоге, при малом количестве участников аукциона или конкурса, отсутствии гарантий оплаты для поставщиков (подрядчиков, услугодателей- исполнителей публичного контрактов), коррумпированности части чиновников, наличия рисков (опасных или негативных непредвиденных ситуаций), непонимания сущности закона со стороны ряда должностных лиц, в том числе, и ФАСа, (все делается строго по несовершенному Закону) результаты бывают отрицательными. Публичные заказчики либо отменяют аукцион, либо это делает Территориальное управление ФАС, либо суд.
4. В целом наладить конкурентные закупки между 2-3 (в лучшем случае) исполнителями контрактов товаров работ или услуг для публичных нужд по Закону № 44 практически невозможно. Затраты денег, времени на их проведение часто оказываются выше, чем пользы.
5. Пора возвращаться в ряде случаев к старой советской системе генерального планирования на всех уровнях (нужен Госплан РФ). А не собирать данные снизу-вверх на основе заявок организаций заказчиков и организаций исполнителей контрактов по их узковедомственным потребностям.

Проф. д.ю.н. специалист по гр. праву, Публичным закупкам, энергетик, профессор и пр.
11.02.2024 г.