Сретение - встреча с Господом

Анатолий Евстафьев
     Дорогие братья и сестры, "стихиряне" и просто читающие, 15 февраля, уже в этот четверг, мы с вами будем отмечать праздник Сретения Господня. Это один из 12 древнейших и почитаемых христианских праздников.
     В этот день Богородица принесла младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу.

     В переводе с церковнославянского слово "сретение" означает – "встреча".
В этот день встречается не только зима с весной, как обычно говорят в миру, а Ветхий Завет в лице праведного Симеона Богоприимца с Новым Заветом в лице ещё младенца, Иисуса Христа, которого старец принял в свои руки.

     Сретение – встреча с Господом.
Хотя бы раз в жизни каждый из нас оказывается в доме Божием – в Храме.
И там у нас происходит с Ним личная встреча!

     "... Мы встречаем Господа с той глубокой  и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его  держал на руках своих и видел в  Нем  осуществление всех пророчеств , когда  рознь между человеком и  Богом придёт к концу, когда Сам Бог снизойдёт к нам плотью как Спаситель наш, примиряя нас  Своим воплощением, Своей жизнью, Своим учением, Своей смертью на Кресте .
      В празднике Сретение сливается одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа". (Митрополит Антоний Сурожский)

     Сретение, как великий христианский праздник,
     до самых краёв наполнен РАДОСТОПЕЧАЛИЕМ...
___

     Иосиф БРОДСКИЙ

     СРЕТЕНЬЕ

                Анне Ахматовой


Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
"Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем". — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

1972 г.

___
    
     ...Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Его, изрек пророчество о Спасителе мира:
     "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". до своих 300 лет ждал Богоприимец рождения Иисуса Христа-Спасителя и теперь мог вздохнуть свободно - дождался и может покинуть этот мир.
     Встреча Ветхозаветной эпохи в лице пророка Симеона и Нового Завета благословением в Иерусалимском храме Господа нашего Иисуса Христа состоялась.

     Пресвятой Деве праведный Симеон сказал:
     "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".

     Споры в народе это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Также там было пророчество о распятии, которое ждало Сына Девы Марии, — гвозди и копье, от которых принял смерть Иисус Христос, прошли нестерпимой болью через материнское сердце...

     По слову Святейшего Патриарха Кирилла,
     в этот день "... всякий верующий христианин призван возрадоваться тому, что Господь некогда посетил нас и дал возможность нашей душе встретиться с Ним. Особенно же мы радуемся, когда видим юных людей, которые встретились с Господом и стараются сохранить в своих сердцах живую веру, действующую любовью (Гал. 5, 6), ревнуют об исполнении заповедей.

     Будем помнить, что без Бога даже юное может стать ветхим и скудным, не имеющим, по слову Спасителя, жизни с избытком (Ин. 10, 10). Встреча с Господом духовно преображает, излечивает и укрепляет душу вечно живой евангельской вестью. Всякий верующий человек во Христе становится чадом Божиим, юным для вечности."

     Сретение Господне – момент встречи и разлуки двух Заветов – Ветхого и Нового. Так было в Иерусалиме – 2024 года тому назад, так явил себя национальный гений народа еврейского, и как бы не была велика бездна его падения в дальнейшей истории, апостол предсказал, что остаток народа Божия спасется.

     Было и еще Сретение Господне  – 1036 лет тому, в 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца. И крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые просияли во всей русской земле. Крепла и величалась Россия, и потому что жива была в ней ее душа – Святая Русь. И радовались русские люди в простоте сердца, что жива в них христианская душа, и верили лучшие из них, что Христос есть — самая сущность   жизни русского народа, — и нельзя было не верить, когда на нас постоянно смотрели ласковые лики преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Серафима и многих других святых наших, когда постоянно чувствовалась в народе живая связь с их подвигами, с их святыми мощами и жилищами.
     Но приходили на Русь-Россию и лютые времена.
     За более чем 1000-летнюю историю государства Российского темные силы шакальей сворой и с разных сторон нападали на нашу несчастную родину, а устами злых и чуждых нам людей пытались опоганить, осквернить душу народную, сатанинской ложью омрачали народный разум, чтобы,  наконец, вырвать Христа из объятий народа -Богоносца...

      И сегодня от всех нас вместе и каждого в отдельности зависит жить или погибнуть навсегда Православию в России, будут ли наши потомки отмечать Праздник Средения Господня и Крещения Руси в Православие.

      У Николая Зиновьева есть строки, звучащие камертоном:

      Когда всё чуждое осилю
      В душе, я в рост свой поднимусь
      Не за Великую Россию, —
      Я встану за Святую Русь!

      Кто в этом разницы не чует,
      В том не пульсируют века,
      Тот душу пусть свою врачует, -
      Не русский он ещё пока.