Благодарность

Валентина Шарикова
  Сегодня Людмила Сергеевна работала во вторую смену, с 15 до 21 часа. Муж был на дежурстве в ночь, и дома её ждал сын, пятиклашка. Стоял январь, как всегда лютый в этих краях. Казалось бы, небольшой мороз  в 10 градусов, но северный ветер из Западной Сибири свободно проникал в небольшую озёрную бухту через низкую гряду Казахского мелкосопочника  и  выхолаживал её основательно. Идти навстречу ветру было невыносимо тяжело. Закрыв лицо  шарфом до самых глаз, Людмила Сергеевна почти бежала, стараясь защитить лицо ещё и сумкой. В подъезд прямо влетела. Два этажа… И она в квартире! Но, как назло, перегорела лампочка на площадке первого этажа, а  свет со второго  не охватывал всё пространство первого и небольшой его «предбанник».
  Людмила, трусиха по натуре, набрала полную грудь воздуха,  приготовилась  было к марш-броску на третий этаж, как вдруг из глубины  тёмного подъезда появилась высокая мужская  фигура. Её душа, кажется, пролетела ниже пяток.  Людмила от страха чуть не потеряла сознание, но негромкий доброжелательный голос опередил:  «Не пугайтесь, пожалуйста, Людмила Сергеевна, это я, Олег Савин». Из-под  пролёта лестницы, ведущей на второй этаж,  вышел молодой человек в белом армейском полушубке. «Простите меня, что я не предупредил Вас о своём визите, но  я только приехал полтора часа назад. Мне родители сказали, что в школе вы уже не работаете,  да и время уже не рабочее, вот решил  Вас увидеть дома, но сын сказал, что вы ещё на работе.  Я только что спустился с третьего этажа и подумал, что подожду и встречу  Вас здесь».
  «Господи! Олег, как же ты напугал меня,  я уж подумала, что  здесь прячется от холода какой-нибудь «партизан»* обкуренный»,- выдохнула Людмила. Через считанные секунды они были уже на третьем этаже, вошли в квартиру, но от чаепития Олег отказался, ссылаясь на то, что его ждут дома родители и друзья. И, стоя на пороге квартиры, несколько волнуясь, быстро произнёс:  « Я служу срочную уже второй год, в армию забрали сразу после окончания школы, и вот заслужил отпуск. Я не мог не прийти и не поблагодарить Вас за то, что тогда, два года назад, на том злосчастном педсовете, где устроили мне судилище в присутствии отца, я поверил, благодаря Вам,  в человеческую доброту и справедливость. И эта вера останется со мной на всю жизнь. Спасибо Вам большое. А сейчас извините,  я ещё не успел толком пообщаться даже с родителями.  Надеюсь, что мы с Вами ещё увидимся. Доброй Вам ночи!» Людмила  не успела даже ничего ответить, как он  поспешил по лестнице вниз.
   Быстро поужинав, как всегда проверила дневник и тетради с домашними работами сына и, рассеянно ответив на какие-то  его вопросы, она погрузилась в воспоминания совсем недавних ещё, казалось, событий.
   Школу с утра лихорадило. Всё началось с общешкольной линейки по итогам недели, где было объявлено директрисой о том, что ученик десятого класса Олег Савин за систематические нарушения в дисциплине вызывается на педсовет школы с родителями. Такого события в школе не было со дня её открытия ни разу. Школа работала десятый учебный год без всяких ЧП, как в эксплуатации, так и в учебно-воспитательном процессе. Количество учащихся в младших, средних и старших классах резко отличалось. В основном пополнение школы шло за счёт  учащихся младших классов.  Старшеклассники уезжали в Россию или с родителями, если отцам удалось перевестись в другую воинскую часть, или к родственникам,  поближе к городам с высшими учебными заведениями.
   В этом учебном году в старших классах появилось двое новичков - в восьмом и десятом. Оба учились до этого в городской школе и отличались от наших учеников, и манерой поведения, и внешним видом. Школы в военных городках в основном без проблем, с небольшим количеством учащихся, особым микроклиматом и жесткими правилами поведения. Обязательная школьная форма, короткая стрижка у мальчиков и никакой косметики у девочек даже в старших классах, не говоря уж о том, чтобы ребята курили в туалете или у стен школы.
   Олег сразу бросился в глаза своей независимостью, прямолинейностью в суждениях, но в первую очередь - причёской. Волосы, конечно же, не до плеч, но стрижка закрывала уши полностью. В этой же школе это -  нонсенс. И все неприятности у Олега начались с причёски. Директриса требовала от него стрижку, как у всех, а он не подчинялся. Ему было уже 17, и он был несколько старше  своих одноклассников, да и по характеру был упрям. Словом, «нашла коса на камень»… Классный руководитель выбивалась из сил от многочисленных бесед, увещеваний, жалоб родителям, выполняя требование директрисы. У матери Олега было слабое сердце, и это противостояние добивало её совсем. Но что поделаешь с юношеским максимализмом.
   Особыми успехами в учёбе Олег не отличался, но успевал по всем предметам на  четвёрки и тройки. По её любимой биологии у него была твёрдая четвёрка. Конфликтов с ним у Людмилы Сергеевны не было. Он ни разу не повёл себя грубо по отношению к ней. Всегда спокойно реагировал на её замечания и был готов почти на каждый урок.
     Людмила Сергеевна, конечно, была за порядок в школе, но не такой уж фельдфебельский… Всегда придерживалась мнения: не важно, что на голове, лишь бы не панк и не «здравствуй, ужас», важно, что в голове, ну и в душе тоже. Поэтому, когда перед педсоветом, решение которого должно быть об исключении Олега из школы сроком на полмесяца, на пятиминутке у директора коллектив настраивали  выступить  негативно, она честно сказала, что у неё претензий к Олегу нет ни по учёбе, ни по поведению. Возмущений со стороны администрации не было предела: и курит, и дерзит, и учится еле-еле, и на голове чёрт знает что.  Да ведь и родителей ни в грош не ставит, а так давно бы уже изменил хотя бы причёску. Людмила знала, что по многим предметам у него было так же благополучно, как и по её, но команда: «ату!» уже прозвучала. В городке найти  работу учителю по специальности было трудно: одна школа и один детский сад.
     Педсовет начали в абсолютной тишине, обычно  лёгкое жужжание по делу и без, пока директриса не постучит карандашом по столу. А тут зависла какая-то зловещая тишина. Первое слово было предоставлено классному руководителю, и было заметно, как ей  тяжело кривить душой. Ведь у неё конфликт с Олегом был только из-за причёски. После неё взяли слово другие учителя, и, что  удивило, никто не сказал честно, что у большинства из них претензий к Олегу нет. Завуч по воспитательной работе, которая не вела у него ни одного предмета, несла, как с перепугу, какую-то ересь. Отец Олега сидел рядом сыном и не поднимал глаз. Как выдержал сам Олег всё это судилище, учитывая его вспыльчивость, Людмила не могла понять, но заметила, что он дерзко смотрел в глаза каждому выступающему.
     Когда дошла очередь до неё, то она сказала честно, что  к Олегу претензий не имеет. И, как ни странно, вслед за ней выступили ещё трое из ранее выступивших учителей, и классный руководитель снова попросила слово, но уже в защиту своего ученика. Честность и смелость всё-таки победили! Заранее подготовленное решение педсовета провалилось. После педсовета Людмила Сергеевна была вызвана в кабинет директора объяснить своё поведение. Разговор был коротким. Она объяснила, сказав, что в школе, которую она закончила, её учили говорить правду. Но к новому учебному году Людмиле Сергеевне пришлось искать новую работу.

Партизан*- так называли солдат из строительного батальона.