Любовь - образ духовного единения двух начал

Нина Ландышева
Andrei Gennadiev - художник

Любовь - образ духовного единения двух начал, единения противоположностей.

В символической традиции любовь — это путь к центру. Главной целью подлинной любви является преодоление двойственности и разъединенности, которое предполагает отречение от собственного «Я». В то же время любовь предполагает конфликт, противостояние (говоря словами поэта, она — «поединок роковой»), неизбежно сопутствующее этому процессу. В этой связи можно вспомнить, что шумерская Инанна и аккадская Иштар являлись также богинями войны. Любовь нередко оказывается рядом со смертью и разрушением (такова запретная любовь Тристана и Изольды; или Ланселота и Гиньевры, ведущая к утрате обретенного первопринципа— Грааля — и гибели царства). Она неразрывно связана с героическим началом, и в этом контексте нередко выступает как одно из испытаний героя — это высшее из чувств, и оно не всем под силу. Любовь — награда для героя, который заслужил ее своими подвигами.

В символике любви прежде всего следует подчеркнуть ее творческое начало. Во многих традициях любовь мыслилась как особая мировая сила, играющая важнейшую роль в космогонии, в организации мироздания. Греческий бог Эрос в архаи¬ческой мифологической традиции трактуется в качестве одной из космических первопотенций (наряду с Хаосом и Геей). Индийский бог Кама олицетворяет любовь как творчество (стремление, влечение, желание).

Греческая Афродита воплощает космическую силу любви и связывается с плодородием, весной, жизнью; она укрощает своею силою даже диких зверей. Возникновение Афродиты из пены морской, образованной кровью оскопленного Урана, во-первых, утверждает ее родство с водной стихией, т. е. женскими силами плодородия и созидания; во-вторых, связывает с животворным мужским началом. Таким образом, Афродита олицетворяет сам процесс сакрального брака, то есть творения мира. Аналогичным образом индийская богиня любви Лакшми появляется на свет в результате пахтания мирового океана (которое выступает как космогонический акт). В воззрениях Эмпедокла любовь и вражда предстают как два фундаментальных начала, определяющие творение мира и его последующее существование, разрушение и новое творение.

В европейской традиции со времен античности было принято разделять любовь земную (грешную) и небесную (праведную и святую). В своей философской концепции Платон описывает лестницу любви и красоты, подняться по которой может лишь влекомый Эросом; эта лестница ведет от единичного прекрасного тела — к прекрасным телам вообще — затем к красоте души — затем к наукам и т. д. — «до самого прекрасного вверх». У Платона любовь, ведущая человека по первым, доступным большинству, ступеням этой лестницы, называется Афродитой Пандемос (Всенародной); поднимающая же на ее вершину, к самой идее прекрасного, — Афродитой Уранией (Небесной).

В неоплатонизме любовь становится олицетворением души. Согласно Плотину, «всякая душа — Афродита», ибо причастна и дольнего, и горнего миров. В своем стремлении к божественному восхождению душа мыслится как Урания, небесная. Пандемос, лишенная этого стремления, наделяется негативным значением и уподобляется у Плотина блуднице.

В христианстве любовь — одна из трех высших добродетелей, связанных с божественной Премудростью, Софией, выступающей в качестве их матери. В средневековой европейской культуре любовь мыслится как приобщение к божественному образу. Библейская «Песня Песней», древнееврейский гимн «торжествующей любви», трактуется как выражение союза между Богом и церковью, невестой Христовой; аналогичным образом каждая монахиня считается возлюбленной Господа.

В контексте рыцарской культуры происходит трансформация образа земной любви. Она идеализируется, хотя и не лишается полностью эротического подтекста. В поэме средневекового трубадура Жака де Безье любовь отождествляется с вечной жизнью, в результате интерпретации значения слова «amor»:
«А» как часть слова означает «без»,
«Мог» означает «смерть»;
Сложим их и станем «бессмертными».

Пост Галины Ларскаой



 Как черно. Приезжай. Приезжай!
Я погиб, моё тело из тлена.
Между нами зияет межа - и огромней, и глубже вселенной.
Я вцепился рукой мертвеца
В сигарету, в бутылку, в бумагу.
Ты пойми - я уже отмерцал.
Я разбил свою жизнь-колымагу.
Приезжай же, пусть я и исчез.
Приезжай, не томясь головою.
Я горел миллиардом свечей,
Миллиардом же глоток я вою:
ПРИЕЗЖАЙ! Не любя, не стыдясь,
В черноту, где оплывший огарок.
Приезжай в эту горькую грязь,
Мой последний нежданный подарок.
Приезжай - хоронить, воскрешать,
Не потратив ни боли, ни ласки.
Приезжай, хоть расстрига-душа
Навострила отсюда салазки.
Как же годы мои без тебя
Так убого во тьму просновали!
Приезжай, говорю, не любя.
Не изыскивай обоснований.
Я застыл в этом гиблом "теперь",
(приезжай - во плоти и воочью!)
И молюсь на закрытую дверь
Как икону, что не мироточит.
Приезжай. Больше нет ничего.
Всё исчезло - и слово, и память.
Осень ссыпалась мёртвой листвой.
Приезжай. Чтоб навеки оставить.

Максимилиан Потёмкин


 Опять печаль, опять противоречья,
Почти отчаянья бездонный крик.
Кого зовёшь? К чему свои усилья
Ты прилагаешь? И чего ты ждёшь,
Жан-Жак Руссо таинственный и смелый?
Всё хорошо — почаще говори.
Всё, все пройдут... Придут или уйдут.
Всё повторяется, мы одиноки.
Мы беспредельно одиноки, Друг.


Галина Ларская


***


Не ведаю восстать, иль покориться?
Нет смелости ни умереть , ни жить.
Мне близок Бог, но не могу молиться.,
Хочу любить и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,
И вижу полог белых облаков.
Мне кажется, что истину я знаю,
Я только для нее не знаю слов.

Зинаида Гиппиус.


***



Акварельный вариант страсти...
И фантазии секрет - в масти.
Неизвестность и сюрприз...Рядом.
Маска скрыла свой узор - взглядом.
Льется ток, в бокале грог. Горький.
И аккорд уже звучит стойкий.