По следам Мастера и Маргариты, 2. 1

Елена Русиновская
2. Продолжение

Слово Мастера

«И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А.С. Пушкин, 1826

Главный герой романа «Мастер и Маргарита», имеющий историческое образование, владеющий несколькими языками, автор рокового романа о Понтии Пилате, не называет себя «писателем». В его восприятии более точным является определение «Мастер».

Возможно, в этом отражаются, как минимум, два фактора: во-первых, нежелание проявлять хоть какую-то близость, принадлежность к «пишущей братии» МАССОЛИТа, несмотря на весьма солидные преимущества, которые дает владение членским билетом этой крупнейшей московской литературной ассоциации (выдуманной М. Булгаковым).

Во-вторых, это слово, понятие выводит писательское дело на уровень универсальных смыслов и отношений человека и общества, реализации свободной воли и ответственности художника, человека-творца.
***

«Ма;стер (от лат. Magister — «начальник, глава, правитель, смотритель; учитель; руководитель») - человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло»
(Википедия).

В связи с этим, стоит вспомнить «модель создания мира, известную разным этническим традициям, как «ремесленная». Она представляет творение как процесс изготовления объекта того или иного ремесла, мастерства: гончарного, кузнечного, кулинарного и других.

В рамках этой модели в качестве творца выступает демиург — в переводе с греческого «ремесленник», «мастер», «мастеровой», «знаток», «специалист»; «создатель», «творец»
Во многих мифологических традициях демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как демиург, но космос в целом и не только путем изготовления, но и другими способами, например, посредством магических превращений.

«Ремесленная» модель наглядно демонстрирует переход от хаоса, бесформенности (сырьевая масса: расплавленный металл, размешанная глина, бродящее тесто и т. п.) к упорядоченности, то есть к обретению формы и возможности зрительного восприятия созданного объекта»
(«Русская мифология. Энциклопедия», 2007)

«В христианском богословии термин демиург (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт» — др.-греч. ;;;;;;;) характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала»
(Википедия).
***

Итак, прослеживается очевидная сущностная связь, кратко обозначающая Путь эволюции человека, ведущего к проявлению его высшего потенциала, Божественности, реализации БогоЧеловечности: Человек – Мастер (слова) – Демиург – Творец – Бог.

Писатель, используя слово как инструмент Творения, из «замеса» идей, мыслей и образов, вдохновения и поиска истины способен создавать новую – виртуальную, вымышленную - реальность (реальности), рисовать картины различных, в т.ч. фантазийных миров, и при этом способен управлять состоянием сознания, чувствами, мышлением вполне реальных людей, «из плоти и крови».

С детства слово (язык, речь) для человека является «ключом» не только к сокровищнице мировой культуры, знаниям цивилизации, но и к самому себе, своему внутреннему миру. Как же важно, чтобы этот доступ ребенок получил из рук (уст) мастеров своего дела, в первую очередь, родителей, педагогов, учителей!
***

В своих размышлениях, используя образы, идеи романа «Мастера и Маргариты», я хочу хотя бы «пунктирно» обозначить некоторые темы, важные в контексте осознаваемой реальности, которую я обозначила временными рамками: 1937 – 2024. Поэтому, уважаемый Читатель, не удивляйся некоторой отрывочности изложения: я берегу наше время и, учитывая особенности Времени, оставляю на волю твоего воображения домыслить то, о чем я наметила сказать.

1937 год – после смены нескольких говорящих названий, роман обрел свое окончательное «имя» - «Мастер и Маргарита».
1937 год - столетие со дня гибели А.С. Пушкина.

Каким «именем» «наградит» история 2024-ый год?
Какое имя останется в памяти людей на долгие годы?

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...»

Ф. Тютчев (27 февраля 1869 г.)

(продолжение следует)