Песни на переменах. 1. Песни, которые я люблю

Айк Лалунц
Сегодня  в  школе,  после  всех уроков,
Я   как всегда  залезла  в интернет.
Залезла, разумеется, нароком:
Чтоб песни отыскать   военных лет.

Я их нашла и слушала в волненье
И неотступно мозг свербела мысль:            
Как их воспримет это поколенье,
Которому  на  всё  плевать, кажись...            

И вдруг  я слышу, стало шумно слишком
(ну,  как всегда – куда без их проказ!),
Смеясь,  вбежали в кабинет  мальчишки  –               
Мой шумный,  мой  крикливый  пятый класс.

Я в недовольстве повела плечами
(Ну,  как  они  невовремя  опять!).
Они  за мною полукругом встали
И вдруг тихонько стали подпевать.

Солдатский хор  гремел  по нарастанью.
И  по  щеке  скатилась   вдруг слеза,
Когда  вот  в это стройное звучанье
Моих мальчишек влились голоса.

И я простила им все их проделки,
Их  ссоры,   двойки,  трещину в окне...
И всё  вокруг  таким казалось  мелким,
А настоящим – песни  о войне.

2010 г.

Сегодня руки наконец-то добрались до книжных шкафов, перебирала книги и наткнулась на флэшку, которую считала потерянной ещё лет шесть назад. Не утерпела, открыла, а там!.. Старые видеозаписи, мои гитаристы – мои милые мальчишки и девчонки, поющие визборовские, крупповские и другие бардовские песни!  Записи в техническом плане плохонькие, некачественные, так сказать, рабочие моменты, причём снятые на видеокамеру, далеко не цифровую. Но какой радостью они отдались в душе!  Какая  волна тепла расплылась сразу по сердцу! И воспоминания, воспоминания, воспоминания…

Шестнадцать лет из своей педагогической деятельности я проработала сельским учителем. Если точнее, то учителем истории и обществознания. А  если ещё точнее, то учителем по всем и всем, потому как помимо основной своей специализации по диплому, а именно – «Историк. Преподаватель истории и обществоведения» (заметьте, не «Учитель», а именно «Преподаватель», так как в те времена,  в соответствии с университетским дипломом, выпускники являлись именно преподавателями и могли заниматься данной деятельности от школ до вузов) .  Но в условиях сельской школы, помимо своей родной истории и обществознания (именно так стали называть в постперестроечные времена обществоведение) мне пришлось обучать детей ещё и географии, биологии, ОБЖ,  ИЗО и музыке.    Ну и до кучи была организатором внешкольной работы, или как меня называли по старинке – вожатой.
 
Так вот, о музыке, а точнее о самодеятельной песне (или как теперь её принято называть, авторской, бардовской) и пойдёт речь.
 
Когда по приходу в школу 2008 году мне помимо прочего навязали ещё и музыку с пятого по девятый класс, я долго отнекивалась, потому как музыкального образования не имею, а из всех инструментов играю только на гитаре, да ещё в детстве немного на скрипке (и опять же не в музыкальной школе, а самоучкой, а затем, стала ученицей  совершенно замечательного и уже очень старого учителя музыки, которого в нашем городке все называли не иначе, как Скрипач, а я – дедушкой).

Но  продолжим. Директор  слёзно умоляла, а я эту женщину очень уважала за деловые и человеческие качества (и продолжаю уважать). И я  согласилась, но при одном условии, что  буду заниматься с детьми бардовской песней. Она дала добро, единственно, попросила в журнале записывать темы по программе.  На том и порешили.

Надо ли говорить, что музыка у детей с пятого по девятый класс стала любимым предметом.  Перед уроком дети сдвигали парты в угол, а стульчики ставили по кругу. Получался туристский круг, где все были равны, включая учителя.  Мы разучивали песни и пели. Причём, в общем круге пели даже самые застенчивые и не поющие дети.  Причём мальчишки! Попробуй-ка заставь парнишку в десять -пятнадцать лет петь на людях, тем более, на уроке.  Но мои – пели.

В нашей школе в 2008-2012 годах не известно по какой причине в среднем звене преобладали мальчишки.  Когда я в 2008-м пришла в нашу ООШ (в просторечье – девятилетку), в  среднем звене обучался всего тридцать пять человек, из них девять девочек, остальные мальчишки. И получилось так, что наиболее активная жизненная позиция была именно у мальчишек. Семь детей – шесть  мальчиков и одна девочка-пятиклассница  сразу же стали заниматься в кружке гитаристов. А на следующий год число гитаристов увеличилось до тринадцати, так как в их число всем классом влились и бывшие четвероклашки.

С первого же занятия и гитарой и уроками музыки детей покорили песни о войне, такие как  «Рассказ ветерана» Юрия Визбора, «Вспомните ребята» Дмитрия Сухарева и Виктора Берковского, «Футбол 45-го» Анатолия Лемыша,  «Ровесников следы» Арика Круппа, «Братские могилы» Владимира Высоцкого, «Рота» Юрия Михайлика и одна из самых первых  бардовских песен, написанная ещё в феврале 1943 года воинами-альпинистами Любовью Коротаевой и Андреем Грязновым– «Баксанская». Мои любимые песни, ставшие любимыми и у моих учеников.

Вот из этого всего и родились «Песни на переменах», когда каждую перемену ребята прибегали в «Вожатскую»,  хватали свои гитары, принесённые утром в школу и оставленные в «Вожатской»  и пели.  И так изо дня в день!  А после занятий ещё и кружок  гитаристов.  В результате, сложился прочный дружный коллектив, своего рода детский клуб, а точнее детский КСП с которым мы не только участвовали в концертах и фестивалях,  выступали перед ветеранами, ухаживали за обелиском землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, занимались туризмом, ходили в походы,  и ездили на районные и областные турслёты, подготавливали агитбригады и выступали с ними на районных конкурсах, но и занимались экологией,  и очисткой территории местной берёзовой рощи от хлама.

Мы первыми  в нашем районе, ещё с 2009 года,  стали проводить митинги 22 июня, в День памяти и скорби, а потом эти митинги стали традицией по всему району.

Самое интересное, у нас была прочная преемственность поколений.  Старшие ребята всегда по доброму относились к младшим. Потом старшие  уходили, младшие подхватывали традиции.  В 2013 – 2016 годах в школе стали преобладать девочки, но боевые, умные, креативные продолжатели добрых дел старших ребят.
Это ли не патриотическое воспитание, причём, ненавязчивое, не в лоб, без квасных и  прочих «ура-моментов».

Только не надо думать, что это были какие-то избранные культивированные, рафинированные деточки. Нет, это были обыкновенные нормальные деревенские дети, в меру шалуны, в меру драчуны,  подвижные, весёлые, шустрые, проказливые. Но одновременно ответственные и надёжные.

Продолжение следует.