Сегодня в школе, после всех уроков,
Я как всегда залезла в интернет.
Залезла, разумеется, нароком:
Чтоб песни отыскать военных лет.
Я их нашла и слушала в волненье
И неотступно мозг свербела мысль:
Как их воспримет это поколенье,
Которому на всё плевать, кажись...
И вдруг я слышу, стало шумно слишком
(ну, как всегда – куда без их проказ!),
Смеясь, вбежали в кабинет мальчишки –
Мой шумный, мой крикливый пятый класс.
Я в недовольстве повела плечами
(Ну, как они невовремя опять!).
Они за мною полукругом встали
И вдруг тихонько стали подпевать.
Солдатский хор гремел по нарастанью.
И по щеке скатилась вдруг слеза,
Когда вот в это стройное звучанье
Моих мальчишек влились голоса.
И я простила им все их проделки,
Их ссоры, двойки, трещину в окне...
И всё вокруг таким казалось мелким,
А настоящим – песни о войне.
2010 г.
Сегодня руки наконец-то добрались до книжных шкафов, перебирала книги и наткнулась на флэшку, которую считала потерянной ещё лет шесть назад. Не утерпела, открыла, а там!.. Старые видеозаписи, мои гитаристы – мои милые мальчишки и девчонки, поющие визборовские, крупповские и другие бардовские песни! Записи в техническом плане плохонькие, некачественные, так сказать, рабочие моменты, причём снятые на видеокамеру, далеко не цифровую. Но какой радостью они отдались в душе! Какая волна тепла расплылась сразу по сердцу! И воспоминания, воспоминания, воспоминания…
Шестнадцать лет из своей педагогической деятельности я проработала сельским учителем. Если точнее, то учителем истории и обществознания. А если ещё точнее, то учителем по всем и всем, потому как помимо основной своей специализации по диплому, а именно – «Историк. Преподаватель истории и обществоведения» (заметьте, не «Учитель», а именно «Преподаватель», так как в те времена, в соответствии с университетским дипломом, выпускники являлись именно преподавателями и могли заниматься данной деятельности от школ до вузов) . Но в условиях сельской школы, помимо своей родной истории и обществознания (именно так стали называть в постперестроечные времена обществоведение) мне пришлось обучать детей ещё и географии, биологии, ОБЖ, ИЗО и музыке. Ну и до кучи была организатором внешкольной работы, или как меня называли по старинке – вожатой.
Так вот, о музыке, а точнее о самодеятельной песне (или как теперь её принято называть, авторской, бардовской) и пойдёт речь.
Когда по приходу в школу 2008 году мне помимо прочего навязали ещё и музыку с пятого по девятый класс, я долго отнекивалась, потому как музыкального образования не имею, а из всех инструментов играю только на гитаре, да ещё в детстве немного на скрипке (и опять же не в музыкальной школе, а самоучкой, а затем, стала ученицей совершенно замечательного и уже очень старого учителя музыки, которого в нашем городке все называли не иначе, как Скрипач, а я – дедушкой).
Но продолжим. Директор слёзно умоляла, а я эту женщину очень уважала за деловые и человеческие качества (и продолжаю уважать). И я согласилась, но при одном условии, что буду заниматься с детьми бардовской песней. Она дала добро, единственно, попросила в журнале записывать темы по программе. На том и порешили.
Надо ли говорить, что музыка у детей с пятого по девятый класс стала любимым предметом. Перед уроком дети сдвигали парты в угол, а стульчики ставили по кругу. Получался туристский круг, где все были равны, включая учителя. Мы разучивали песни и пели. Причём, в общем круге пели даже самые застенчивые и не поющие дети. Причём мальчишки! Попробуй-ка заставь парнишку в десять -пятнадцать лет петь на людях, тем более, на уроке. Но мои – пели.
В нашей школе в 2008-2012 годах не известно по какой причине в среднем звене преобладали мальчишки. Когда я в 2008-м пришла в нашу ООШ (в просторечье – девятилетку), в среднем звене обучался всего тридцать пять человек, из них девять девочек, остальные мальчишки. И получилось так, что наиболее активная жизненная позиция была именно у мальчишек. Семь детей – шесть мальчиков и одна девочка-пятиклассница сразу же стали заниматься в кружке гитаристов. А на следующий год число гитаристов увеличилось до тринадцати, так как в их число всем классом влились и бывшие четвероклашки.
С первого же занятия и гитарой и уроками музыки детей покорили песни о войне, такие как «Рассказ ветерана» Юрия Визбора, «Вспомните ребята» Дмитрия Сухарева и Виктора Берковского, «Футбол 45-го» Анатолия Лемыша, «Ровесников следы» Арика Круппа, «Братские могилы» Владимира Высоцкого, «Рота» Юрия Михайлика и одна из самых первых бардовских песен, написанная ещё в феврале 1943 года воинами-альпинистами Любовью Коротаевой и Андреем Грязновым– «Баксанская». Мои любимые песни, ставшие любимыми и у моих учеников.
Вот из этого всего и родились «Песни на переменах», когда каждую перемену ребята прибегали в «Вожатскую», хватали свои гитары, принесённые утром в школу и оставленные в «Вожатской» и пели. И так изо дня в день! А после занятий ещё и кружок гитаристов. В результате, сложился прочный дружный коллектив, своего рода детский клуб, а точнее детский КСП с которым мы не только участвовали в концертах и фестивалях, выступали перед ветеранами, ухаживали за обелиском землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, занимались туризмом, ходили в походы, и ездили на районные и областные турслёты, подготавливали агитбригады и выступали с ними на районных конкурсах, но и занимались экологией, и очисткой территории местной берёзовой рощи от хлама.
Мы первыми в нашем районе, ещё с 2009 года, стали проводить митинги 22 июня, в День памяти и скорби, а потом эти митинги стали традицией по всему району.
Самое интересное, у нас была прочная преемственность поколений. Старшие ребята всегда по доброму относились к младшим. Потом старшие уходили, младшие подхватывали традиции. В 2013 – 2016 годах в школе стали преобладать девочки, но боевые, умные, креативные продолжатели добрых дел старших ребят.
Это ли не патриотическое воспитание, причём, ненавязчивое, не в лоб, без квасных и прочих «ура-моментов».
Только не надо думать, что это были какие-то избранные культивированные, рафинированные деточки. Нет, это были обыкновенные нормальные деревенские дети, в меру шалуны, в меру драчуны, подвижные, весёлые, шустрые, проказливые. Но одновременно ответственные и надёжные.
Продолжение следует.