Песни на переменах. 2. И всё-таки он тихий!

Айк Лалунц
В одной и той же деревенской школе я работала дважды,  первый раз в девяностых, восемь лет. Второй  раз в двухтысячных, тоже восемь лет.

На той найденной флэшке среди прочего материала оказались мои статья  от 2015 года и доклад. Доклад  был составлен к участию  в секционном совещании  Международной научной конференции «70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности».   Конференция проходила в нашем областном центре на базе Федерального Университета, Правительства области, Министерства культуры, Института истории и археологии УрО РАН и военно-исторических музеев области.  Одним из направлений работы конференции было посвящено патриотическому воспитанию. А статья написана для публикации в коллективном сборнике, посвящённом работе Конференции.
 
Так вот, публикую данную статью девятилетней давности, как актуальную и по прошествии  почти десятилетия.

Итак, 2015 год, апрель.

«Патриотическое воспитание в нашей школе не прекращалось никогда, даже в 90-е годы, когда слово  «патриот» в некоторых кругах превратилось чуть ли не в ругательство. Но в нашей школе всё это время именно патриотическое воспитание находилось на должной высоте.

 Нынешняя ситуация в стране такова, что наблюдается совершенно другая картина по сравнению с 90-ми – началом 2000-х годов.  Бросаетсяв глаза ярчайший всплеск патриотизма, своего рода новый виток, если так можно выразиться «пассионарности».

Но патриотизм на современном этапе имеет несколько  болезненный крен, данный патриотизм в некоторых его проявлениях является ни чем иным как  ура-патриотизмом, то есть патриотизмом слабых выражающийся в нескольких новоиспечённых идиомах,  наподобие,  «мы лучшие!», «мы всех порвём», «мы всем покажем куськину мать». Это  лица с ярко выраженной  экстернальностью, то есть  внешним локусом контроля, связывающих все неудачи с внешними факторами, когда во всех бедах виноваты кто-то, но только не мы. 

Таким образом,  ура–патриотизм – деятельность разрушения, выражающаяся в росте экстернальности, национализма, шовинизма и даже фашизма, когда лица, именуемые себя патриотами, одновременно поклоняются третьему рейху (Дёмушкин, Мильчаков, Пермяков, скинхеды  и прочие). Встаёт большой вопрос: с какой больной головушки все эти дёмушкины и иже с ними записали себя в патриоты?

И в этой связи, появилось вот это стихотворение:

Наверное, страна у нас больна –
Таких как пермяков и мильчаков
«Героями» нацистская шпана
Провозгласила без обиняков.

Так что ж выходит, значит, это зря
Деды мои родные всю войну
Фашистов били, жизней не щадя,
Чтоб защитить Советскую страну?

И вот теперь, поправ идеи их,
Имперским духом полнятся слова,
Со свастикой эмблемы нацепив,
Шагает ксенофобская толпа.

Историю вверх дном перевернув,
Смешав до кучи Бога и марксизм,
Амона-Ра, славян, арийский дух,
Монархию, садизм, и шовинизм,

Погрязнув в вечном поиске врагов,
Порастеряли свет души и честь.
Лишь вырвались на волю из оков
Их ненависть и ханжество, и спесь.

И, вот уже беснуется толпа:
«Мы мир готовы на куски порвать,
Мы всех согнём в бараний рог сперва,
Потом покажем растакую мать!»

Шагает доморощенный нацист
И у него критерии просты:
Любой, кто не согласен – тот фашист,
А остальные чурки и жиды.

Ну что ж, диагноз, скажем прямо – швах,
Недуг тяжёлый. Вирусов – сполна.
Но верю я на деле (не в мечтах),
Что всё-таки поправится страна.

Естественно, данная тенденция весьма тревожна и она не имеет ничего общего с истинным патриотизмом.  И слава Богу, что таких зигающих дёмушкиных и мильчаковых не большинство.
 
Всем известно, что истинный патриотизм не криклив, он спокоен, нравственен и деятелен, он направлен на созидание. Именно такой патриотизм мы воспитываем в нашей школе.  Здесь прежде всего необходимо правильно расставить акценты. Очень важно сформировать у детей интернальность, то есть  внутренний локус контроля, позволяющий критически относиться к себе и к своей деятельности,  находить собственные ошибки,  прилагать усилия, стараться сделать лучше, а не искать причины неудач на стороне. Именно на таком локусе контроля, который можно выразить строчкой из песни «Если не я, то кто же?» или  стихами Назыма Хикмета «Если я гореть не буду…» формируется  истинный созидательный патриотизм.

Воспитание истинного ни крикливого, ни обличительного патриотизма процесс ежедневный, даже ежеминутный,  и целенаправленный, и начинается он с малого, с того, что в душу маленького ребёнка проникает любовь и сострадание ко всему живому «жаль поломанную ветром берёзку», «жаль голодающих зимой птичек, поэтому надо подкармливать», «жаль муравьёв или птенчиков, поэтому не надо разорять муравейников и птичьих гнёзд»,  он начинается ещё и с того, что в душах маленьких детей формируется любование красивыми уголками своей местности, просыпается гордость за своих родителей, бабушек, дедушек, ближних и дальних родственников,  и соседей, гордость за свою школу, стремление сделать окружающую действительность лучше.  А из всего этого вырастает большая любовь к своей родине, гордость за свой народ.

Вчера наш физрук проходил недалеко от обелиска. Видит, там какие-то мелкие копошатся. Решил подойти, шугануть, думал, что безобразничают на мемориале.  Подходит. Они его не видят. Оказалось – мои пятиклашки очищают обелиск от снега. Сфотографировал их, мне показал. Так тепло стало на душе.»

 И всё-таки он тихий!