возвращая нам не исполненное

Михаил Просперо
Пугливый мозг, как любопытный краб,
рассматривает - ладно ли устроен?
http://stihi.ru/2024/02/23/6627

...время уходит, не прощая нам не исполненное. Февраль. Океан Солярис недвижен, как стекло. Или как лёд на огромном стадионе перед началом танцев на льду. Если я попрошу океан, он точно станет прочнее зеркального балетного пола.

Фразу о том, что в 50 лет танцевать можно, а смотреть невозможно, знают все, так же и слова, что балет — это искусство не только красоты, но и молодости. Короткий балетный век не позволяет танцевать всю жизнь, а как жить, зная, что в 40 лет нужно уходить? Ты ответила так: «Готовить себя к этому, понимать, что жизнь на этом не заканчивается, но какая-то жизнь в тебе умирает. Потому что очень много этому посвятил, отдал. Марта Грэм говорила, что танцовщик умирает дважды: когда он заканчивает танцевать и когда физически уходит в иной мир».

А если для меня 50, это забытая вторая молодость, то возникает второй вопрос: насколько точно сам чувствуешь эту тонкую грань? Тема деликатная и весьма печальная, но она волнует многих зрителей, которые наблюдают переход любимых в лучшие годы артистов на «ходячие» партии. В словах преданных зрителей и безрадостное наблюдение за тем, что делает с человеком возраст, и разочарование о том, что артист решается выходить на сцену и позволяет наблюдать за своим движением назад.

А ведь и игра словом и образом на Солярисе - тема не менее деликатная. Вот я рисую нейромолекулярную копию неба Ван Гога, но то ли в копии нет подлинного Ван Гога, то ли

витая в фуэте
взлетая в револьтаде
скользя в небрежных легких пети па
ещё нигде
до вспышки в звездопаде
пока душа прохладна и слепа
ещё не обожженная в горниле
ведь фуэте - игра
щелчок хлыста
но чуя приближенье к страшной силе -
пора!
и расцветает красота!
и бурное движение вдвоём
и зала нет!
вращаются все лампы
ван-гоговский разбрасывая свет
и взрыв оваций
занавес
ах, нам бы
вернуться во вращенье
в забытьё
но тихо
скрипка детская поёт
и запах горьких хризантем
у рампы

Да, спасает детская скрипка, пусть и так отдалённо, в уголке памяти. Еле слышно поёт сквозь закрытый наглухо футляр. Я перечитываю письмо из юности скрипачки, когда она глазами разучивала сложнейшее соло Венявского:

..."педагог, эксперимента ради, или заключив с кем-то пари, решил доказать, что я справлюсь с невозможным:
"К скрипке даже не прикасайся!!! - учи наизусть текст, только глазами прикасаясь к нотам. Инструмент даже не доставай из футляра. Через неделю сыграешь его впервые уже на сцене!"
- Хорошо! - вот и весь мой ответ.
В транспорте, в комнате, где угодно, я учила ноты.
Первый Каприс Венявского для скрипки соло.
Произведение невероятной сложности для исполнителя.
Я выступила блестяще.
Это действительно было для меня подобием раскрытия некоего кода. В мире существовали для меня тогда, во время выступления, только ослепительные мгновения... ослепительные... сразу после концерта обнаружилось, что у меня на обоих глазах полопались от перенапряжения капилляры, кровь залила всё лицо... я не ослепла, но целый месяц лечения... чёртова сделка, дурацкое пари тщеславных педагогов!...
Но! Я справилась!!! Для меня самой это был потрясающий опыт открытия человеческих возможностей."

...чёртова сделка, методика Никколо Паганини? - так говорят об этом люди уверенно, как будто кроме самого скрипача кто-то может знать цену!

Молчание после крещендо - священно,
Не плачь, моя скрипка, ребёнок блаженный.
Столь ранняя женственность - несовершенна.
Столь жилист - ужасно - смычок тяжеленный -

Крещенье крещендо.

Никколо сдал дьяволу душу в аренду
И тот оживил ему скрипку Гварнери?
Не надо об этом. Другим градиентом,
Тревожным молчанием можно проверить -

Крещенье крещендо.

Когда обнимаешь, тогда понимаешь
Касанье без слов говорит слишком много
Не только одежда, всё тело мешает
И музыка здесь никому - мне и Богу -

Крещенье крещендо.

Февраль. Океан Солярис недвижен, как стекло, возвращая нам не исполненное.

(продолжение следует)