Обзор зимнего лонга от Марка Шехтмана

Литературный Фестиваль Рунета
01 Дмитрий Мальянц
А сфинксу снится снег http://stihi.ru/2023/07/31/2110

А сфинксу снится снег. Холодный и колючий,
Как будто он в полях под Таганрогом,
Сутулость белых плеч, усталость серой тучи,
Что создана слепым, печальным Богом.

Анабиоз реки, ей далеко до Нила,
Метровый лёд, бездонность с окуньками,
В свинцовых небесах всё кружится винилом
Февральский снег, тяжёлый словно камень.

Из труб печных всю ночь уходит вверх деревня,
Безбрежный сон, необходимый морфий,
Не птица, не змея, незыблемый и древний,
Уснувший сфинкс с улыбкой зооморфа.

Не человек, не зверь.
Мой зритель молчаливый,
Заголосит, завоет скоро вьюга,
Он выйдет из скалы, он станет вновь счастливым
И валенки поставит в тёплый угол.

Вздыхает сфинкс во сне. То лапой чешет уши,
То бьёт хвостом в египетское небо,
А мимо пирамид идёт по рыбьи души
Простой рыбак с лицом Аменхотепа.

Непросто принять читателю условность, в которой египетскому сфинксу снится его пребывание «в полях под Таганрогом». Конечно, возникают вопросы: а почему под Таганрогом?  И почему снег? И почему сфинкс так подробен в видениях деталей этого сна, как будто он уже побывал в российской зиме? Или это лирический герой сросся со сфинксом, и сфинкс стал его ипостасью?
Вопросы, вопросы... И я, попав в их лабиринт, ответа на них не знаю, но мрачная картина, тем не менее, весьма эмоциональна.


02 Ида Лабен
Мнишек http://stihi.ru/2021/04/04/5261

Птичьими пальцами маленькая иноземка
Перебирает жемчуг
Плещется над пирамидой подарков
Взгляда тяжелый бархат
Всё здесь не к месту или не впору
Пение бора
Дали озерной прозрачные ноты
Свист соколиной охоты
Шляхетский пыл горделивые спины
Самбор, Марина
Призраки власти пряничный вкус одинаков
Ночь перекручена страхом
Рваной попоной укроют черные снежные степи
Холод как в склепе
Звездная россыпь прозрачного свода
Вой это к родам
Ветер скитаний завеет, завоет, завертит
Вой это к смерти
К кольям и кельям и козням и казням
Узел завязан
И не развяжешься больше попала в силок ты
Стянуты локти
Птицам не впору мышьячная маска царицы
Ночью-то снова приснится
Маленький, нежная тяжесть
Сколько ни плачь, не развяжешь
Птичьими пальцами узел на шейке натертой -
Мертвый на мертвом…

В стихах, как я их понимаю, автор передаёт обобщённое до символики представление о натуре и судьбе несчастной женщины, ставшей жертвой своего и чужого властолюбия.
Однако к истории и просто к убедительности образа этот текст меня не приближает. Слишком откровенные в нём нарочитость и театральность, слишком вычурны приёмы, которыми автор пугает читателя и себя самого.


03 Рь Голод
Каток http://stihi.ru/2016/11/19/12330

Вот это год!
Душа поёт,
Разлит небесный мёд,
Ликует солнечный народ,
Ломает луч о лёд.

Летят коньки,
Стучат коньки,
Мальчишек -- пруд пруди,
Порхают клюшек мотыльки,
Вот это финт из-под руки,
Гляди, гляди, гляди!

Не счесть красот,
Какой полёт,
Девчонок полный бал,
Хрустален неба разворот,
Искрится лёд, танцует лёд,
Пропал, пропал, пропал!

Мильён потех,
И что за смех,
И что за кутерьма:
Берёз невиданный разбег,
Повсюду снег, скрипучий снег,
Зима, зима, зима!

Ну, что ж! – ярко, эмоционально, задорно и не без фантазии созданный зимний пейзаж.
Меня здесь привлекает удачно выбранный ритм и приятно удивляют интересные детали вроде небесного мёда, танцующего льда и разворота неба, который вопреки всем законам лексики «хрустален».
Хорошие стихи.


04 Вероника Трунова
Так падает зерно http://stihi.ru/2023/02/02/1615
 
Так падает по осени зерно.
Подобно пуле золотой, туман рассветный разрывает.
Сверкают микрокапельки воды,
но впереди остывшая земля покрыта паутиной влаги.
Ещё замедли съёмку.
Отодвинь
мгновение их неизбежной встречи.
После ляжет снег. Озимые уйдут под зиму.
Мёрзнуть. Набухать. Искать, где тонко.
Разрывать
пропитанные влагой чернозёмы.
А там
какой-то миг, и зелен'я поля покроют.

И я была зерном когда-то.
Решительным, нацеленным зерном.
Ни чернота земли, ни холодность тумана,
ни лязг неотвратимой бороны
не в силах были напугать меня.
Готова ждать и ждать, и ждать,
когда сойдут снега, и всходы
озеленят поля.

Безмолвно и бело.

Съёмка
замедлена до бесконечно малых.

Красивая попытка словами передать что-то похожее на замедленную киносъёмку ожидания зерном новой жизни, вписанного в зимнюю громаду окружающего мира. Понятна и глубока параллель зерна и человека, возникающая во второй части текста. Но «микрокапельки» и «бесконечно малые» мне кажутся здесь инородными включениями.


05 Игорь Турунтай
Видишь месяц на небе? http://stihi.ru/2023/07/28/4684

Видишь месяц на небе? Это месяц – июль.
Еле слышный молебен над оркестром кастрюль,
голос спасопесковский сквозь фонарный елей
льет медлительный космос по арбатской земле.

Слышишь – гром отдаленный камнем катится к нам,
шум листвы запыленной в белой раме окна?
Зла и непостижима – нам к лицу эта жизнь.
Собирайте дружину, приходите дружить.

Слышишь шорох мышиный – это наших шагов
отголосок. Спешим мы, знать бы – как далеко.
В перелеске роскошный наливается груздь…
Я набрал бы лукошко, да рассыпать боюсь.

Очень интересная рифма «июль – кастрюль». Всё остальное менее интересно и вызывает во мне ощущение случайных слов, собранных в хорошо звучащий двухстопный анапест.


06 Евгения Белто
Письмо внукам http://stihi.ru/2023/09/24/5001

Ваша няня когда-то была любопытной девочкой,
Обожала гулять возле моря с любимой бабушкой
И, на счастье, искать, ковыряясь в хрупчайшей мелочи,
Антрацита огарки среди разноцветных камушков.

Узнавала лягушек в пруду - их звала принцессами,
Ведь под каждой зеленою шкуркой живет красавица.
Убегала с уроков, забитых бемоль-диезами,
На качели неслась, чтобы небо потрогать пальцами.

Ей казалось, что время замедлилось - вечна молодость,
Ватой сахарной тянется, долго слои разматывать,
И какой-то старик в эту вату вплетает бороду
Между звезд, где медведи друг с другом играют в шахматы.

Столько спичек дотла сожжено, а дорог - проторено,
Но немыслимый этот старик к ней, наверно, милостив,
И - бежит, как девчонка, раскинувши руки в стороны,
В старый парк, где в пруду из лягушек принцессы выросли.

Хорошие стихи о детстве, о детской фантазии, об ожидании ребёнком чуда и о превращении мира в продолжение сказки. Правда, сомнительны и кажутся случайными некоторые образы и детали: например, измерение времени сожжёными спичками. И почему – "ваша няня"? Мне кажется, что такое уточнение сужает типизацию образа, поскольку нянь при достаточно взрослом ребёнке – а стихи обращены именно к нему, а не к несмышлёнышу! – таких нянь уже не бывает. Но, может быть, учитывая заголовок, следовало начать словами: "Ваша бабушка..."?


07 Светлана Тимашева
Соприкасаясь http://stihi.ru/2023/10/28/6684

Порва'лась света тоненькая нить.
Закат, как лирик, в творческом экстазе -
приходится всё буйство уместить
в короткой и небезупречной фразе.

Пока во рту ворочаю слова,
всплывает месяц, видевший Вакулу.
Твержу "лимон" - и воздух кисловат,
и, словно при зевоте, сводит скулы.

Дышу амбре разнообразных смол,
теряю угол зрения и ракурс
(здесь эго растворяется само);
впитавшей черноту, пантерой мрака

зализан контур леса - смят начёс.
Звезда, сорвавшись, падает под ноги -
банальное желание: ещё
пожить немного, не прогневав Бога.

Беззубый серпик светит, но с трудом.
Ступеньки вверх, темно - не видно оных,
и жадным ртом меня глотает дом,
как кит ветхозаветного Иону.

Непрошеная гостья тут как тут -
я принимаю (не впервой морочит)
всю эту маету и суету
безжалостной ко мне бессонной ночи,

где время поворачивает вспять,
и образы навязчиво маячат...
Смартфон завис на цифрах 5:05,
но память держит цепко - ярче, ярче

горят берестяные свитки лет.
Соприкасаясь с бездной, жду у края,
а тьма опять выплёскивает свет
и умирает.

Интересно задуманные и для чуткого читателя глубокие стихи! – но многие небрежности требуют доработки. Это, например, плохая последняя строка 1-го катрена, требующая паузы после "и". Из общей образно-лексической структуры выбиваются банальная патетика "пантеры мрака" и архаизм "оных".  И почему время "поворачивает вспять“, а не стоит на месте, если "смартфон завис на цифрах 5:05"? И почему бы не избавиться от ажамбемана в четвёртой строфе после 3-й строчки? Я понимаю, что автор сочтёт всё это придирками, но именно здесь (и ещё кое-где) я споткнулся при первом чтении, а до второго читатель может и не добраться...   


08 Эса Милл
Бес памяти http://stihi.ru/2023/11/23/6673

Постаревший мой дом
словно цирк Дю Солей или камеди.
Не жалею о том,
но и радости нету следа.
По весне на чердак
заселился незваный бес памяти.
Залетел как сорняк,
и не выгнать его никуда.

Он забавник большой,
хоть острит и смеётся застенчиво:
то слипаясь лапшой,
то включая по комнатам свет.
Вместо сахара чай
он кидает в компот или печево,
а потом невзначай
он не тушит моих сигарет.

Я его не кляну,
но противно болото бессилия.
Объявляю войну,
но теряю свои рубежи.
И, хотя в остальном
окружён красотой и идиллией,
как с таким шалуном
не забыть о тебе? Подскажи.

Говори, не молчи,
чтобы видеть тебя в белой замети,
потерявшись в ночи,
не сидеть на ступенях крыльца.
А не то горизонт
заслонит необъятный бес памяти,
потому что и он
взаперти до конца. До конца.

У меня "бес" - пусть он даже бес памяти, -  при всех моих усилиях никак не ассоциируется с сорняком, лапшой и застенчивостью. И как можно сахар подменить чаем? Солью – да, это классика. Но чаем?!... Впрочем, всё очень просто: лапша в творительном падеже рифмуется с "большой", а чай, хоть он и не похож на сахар, идеально рифмуется с "невзначай".
К сожалению, на таком невзыскательном уровне версификации выполнен весь текст.


09 Александр Крупинин
Московские стансы http://stihi.ru/2022/01/07/4731

Москва полна царей, церквей и адмиралов.
Там ходит адмирал с волшебным сундуком.
А я всегда любил московские подвалы,
где каждый человек неспящ и насеком,
где каждый человек совсем не очевиден,
мечтателен, незряч, не сведущ, остронос.
В таинственный подвал спускается Овидий,
не трудно там найти сюжет  "Метаморфоз".


Московский муравей, жилец консерваторий,
подвальный меломан, знаток минорных гамм
поёт по вечерам, басам великим вторя,
забытый старый склад преображая в храм.
На арфу заползёт, и струны тихо взвоют,
негромкую струну хоть усиком задень,
а вертолёт Ми-6 летает над Москвою,
и нежное тыр-тыр струится целый день.


Назон воспел любовь, и ей с тех пор не спится,
лютует над кольцом с косой наперевес.
В её кострах горит безумная столица,
её огонь в глазах московских поэтесс.
Милее всех в Москве - хрустальная Татьяна.
Невзрачный Ли Сяньтянь повержен красотой.
Бормочет он стихи,  шатается как пьяный,
и песенку поёт про город золотой.


Москва полна любви, крадущейся чуть слышно.
Бедняга Ли Сяньтянь её не услыхал
и умер от любви раздавленною вишней,
пока закат хмельной  над ЦУМом полыхал.
А небо над Москвой бездонно и прекрасно,
как озеро Тайху светло и голубо,
огромней, чем звезда на форме адмиральской,
прозрачней, чем слеза над строчками Ли Бо.

Очень тяжело формулировать своё отношение к этим стихам.
Они мастерски написаны, они музыкальны и очаровывают совершенством и богатством рифм (вот только «голубо» несколько выбивается из общего совершенства), они почти подавляют читателя безраничностью ассоциативного ряда, уходящего в запредельность.
И при всём этом никуда не деться от ощущения – как бы это повежливее сказать? – издёвки автора над жалким миром столицы, где человечек «насеком», где ему отведена участь «подвального меломана», муравья и знатока «минорных гамм». На другом полюсе – очаровательная китайщина с её озёрами, поэтами и неизвестным мне Ли Сяньтянем. Поискал я его в Интернете, но нашёл лишь крупномасштабного коммуниста Ли Сяньня;ня, Он или не он подразумеваем в этих стихах? – да кто ж его знает. Ведь сказано: «Москва полна царей, церквей и адмиралов». Вероятен там и деятель китайской компартии. Всё там есть, кроме нормальных людей, как следует из этих стихов...


10 Елена Бородина 13
О детях http://stihi.ru/2023/12/08/5997

Дети словно мины замедленного действия,
никогда не знаешь конечного результата.
Может, однажды «Правда» или «Известия»
напишут, что один чувак бородатый
средство от рака придумал – весьма надёжное:
на чистую воду выводит без лишних усилий
всех свистунов. И на фото, между Серёжами
или Алёшами – твой ненаглядный Василий
крепко сжимает в руках какую-то премию.
Ликуют и громко кричат пострадавшие греки –
дескать, по их непредвзятому общему мнению
усатый товарищ - и сильный, и крепкий -
спрятался в норку, как будто его укусили.
В общем, респект и ура тебе,
русский Василий!

Дети – как будто стихийные бедствия,
возникают неожиданно, на пустом месте.
Может, однажды в день какого-то равноденствия
проснешься в холодном поту вместе
с истеричным «самсунгом» - последние новости:
запустевают океаны, рушатся горы,
вместо сил тяготения - законы невесомости,
всё потому, что кто-то нашёл точку опоры,
вставил рычаг, дёрнул – и мир вверх тормашками,
с небес вылетают звёзды как винные пробки.
Глянь – а на экране, между научными Сашками,
сынок Николай твой, тихий и робкий,
вечно в земле ковыряющий сломанной веточкой,
лопаткой,
детским совочком – ну, как придётся.
Что ж ты наделал, Коленька, деточка,
де-точ-ка…
А деточка спрятал в ладонях лицо и плачет.
Смеётся?

Рвётся на части жизнь, как старая киноплёнка,
а ты
сжимаешься в жаркий комок.
И хочешь ребёнка.

Мучительные и надрывные стихи, лирическая героиня которых мне кажется несчастным, во всём разуверившимся существом, у которого единственным позивным и естественным рефлексом осталось желание иметь ребёнка.
Мне жаль эту женщину, но ещё больше мне жаль ребёнка, если он у неё всё-таки появится...


11 Александр Быстров 4
Луна http://stihi.ru/2023/07/12/6207

На другой стороне луны
по-другому пекут блины
и, другой рецепт полистав,
подбирают другой состав.
Словно тёплый живой кефир,
наливают в кастрюлю мир.
Хоть не крепок мир и не нов,
он - основа других блинов.
 
Насыпают взамен муки
по родной стороне тоски
и любви добавляют с ней,
так другие блины вкусней.
Перемешивают потом
с милосердием и добром,
обязательно нужен труд,
вместо соли его кладут.
 
На другой стороне луны,
видя ночью другие сны,
на исходе другой зимы
существуем другие мы.
И с другой стороны луны,
забираясь на валуны,
мы другие нам, что есть сил,
машем, топаем, голосим:
 
«Нам вернуться бы к нам, ребят!
Вспомнить бы про других себя
и других посмотреть бы снов,
и поесть бы других блинов…»
Только, вот беда,  у луны
не найти другой стороны.
Никогда она не видна.
Никому она не нужна.

Интересные и при внимательном чтении очень непростые стихи, умно и творчески использующие приёмы и традиции абсурдизма


12 Лина Маго
Найти в траве растерянные мысли http://stihi.ru/2023/07/06/2516

в оконный лаз
вползал жасминный запах
по тёплой золотистой аппарели

и падали прожорливые птицы
в бесчувственную старую иргу
безмолвно деловито шебуршали
в приученных к нашествиям ветвях

покорный строй зелёного кипрея
старательно пытался зацвести
в тени бесслёзной сгорбившейся ивы
но цвет не шёл — всему своя пора

вот по карнизу прыгает синица
лишь руку протяни — она в ладони
но для чего тянуть к синице руки
когда вот-вот слетятся журавли

а впрочем журавлей здесь не видали
зато подобно склочнице сороке
стрекочет винтокрылый геликоптер
и отбивает такты электричка
гружёному товарному составу
бренчащему на шпалах мимо нот

привычный гул — подельник тишеедешь
коварно усмиряющий попытки
найти в траве растерянные мысли
чтоб перестать равнять себя с травою
с иргой, кипреем, шпалами, синицей
и осознать зачем я — человек.

Классически показательный пример постмодернистского текста, в котором нет самостоятельного содержания, а все расчёты автора сводятся к надежде, что читатель сам что-то сообразит или вообразит, благо, препятствий для этого – точек, запятых и прочих глупостей, –  не поставлено.


13 Наталья Малинина
На мою голову http://stihi.ru/2022/03/30/3826

На мою голову Водрузили небо
вместо любимой шапочки
из полярной лисы.
— Неси!

За остановкой роща:
трава-дерева.
Так – ближе.
Небо всё ниже
падает на глаза.
Зацепилось.
За.
Сучья.
В клочья!

...Кому на руках качать
малых его облачат?

Как быть,
если не разделить больше
голову-небо-рощу?
Кто из них ропщет,
а кто полощет
ветви и волосы
на ветру
поутру.

Мне очень понравились вот эти две строчки:

...Кому на руках качать
малых его облачат?

Пожалуй, всё.


14 Ольга Бесснежная
Письмо http://stihi.ru/2023/01/06/3762

Нерасторопная, узкая улица
городу стала пятой ахиллесовой,
автомобили клаксонят, волнуются,
снег превращается в грязное месиво.
Кот, перепутавший оттепель с мартовской,
на чердаке исполняет адажио.
Праздник, устав километры наматывать,
раньше чем должно, настать не отважился.
Ни новогоднего, ни интересного
нет в мандаринах и в ёлке сверкающей
в старой квартире в квартале от Невского,
Деду Морозу пора бы покаяться:
писем, написанных бисерным почерком,
с просьбами непроходными, наивными,
он не читал: недосуг и не хочется
всякую мелочь мешать с мандаринами.
Девочка с бантами, девушка с жемчугом –
на фотографиях зелено-молодо…
Пишет письмо престарелая женщина,
просит покоя уставшему городу.

Ну что ж... Не задалось под Новый год настроение у лирической героини. Бывает, но проходит!
По крайней мере, в тексте ясно очерчены детали мира, времени, быта и авторских психологических изысков.
А ещё вспоминается строчка Окуджавы:
А шарик вернулся, а он голубой...


15 Хан Юрий новоорлеанское
http://stihi.ru/2013/03/01/2112

Дождь по снегу - глухая мелодия сна,
серый шум...
Не весна - набухающая десна.
Я прошу,
Подержи меня в теплом приюте зимы,
за стеклом.
Сладость тьмы понимаем бездомные мы.
Утекло
за ручьями размытых, разбитых дорог
время знать.
Те, кто дорог, играют пусть джаз, а не рок.
Умирать
не спешу, но готов, и в груди барабан
ловит бой.
Кто поет и уводит на небо раба
за собой?

Интересная строфика и вызывающий почти физиологическое отторжение образ весны, похожей на набухающую десну.
В остальном всё та же надежда автора, что читатель сам выстроит из слов с минорной коннотацией какое-то содержание.


16 Владимир Хотин1
ДОЖДЬ ЗА НАМИ ШЁЛ... http://stihi.ru/2023/12/24/7784

Дремотный плёс и шумный перекат,
и неба зыбь, и сыпь морошки рыжей,
и сопок сон, и серых скал тоска...
И воздух сам печален и недвижен.

Дров полон лес, а костерок -- никак...
Чайку б испить... Да что же не горишь ты!
И клёва нет; в садке -- ни окунька;
ни карася, ни, даже, пескаришки!

Ну, мы ещё посмотрим кто кого;
сидеть -- так до последнего аккорда!
Увы-увы! скучает поплавок,
скучает пёс, уткнувши в лапы морду...

Ах, чтоб тебя! Айда отсель, Дружок,
покамест не отверсты хлябей люки.
Не шли -- плелись; то дождь за нами шёл
и гром мальчишкой вслед нам улюлюкал

Спасибо автору за прекрасное, выверенное лирическое повествование о себе и о мире, где происходит много интересных радостных и грустных вещей – от грома и дождя до непойманных окуньков и карасей...


17 Саша Сикирина
баю-бай http://stihi.ru/2023/10/27/1755

ветер колышет сосны едва-едва
жёлтый листок к лобовому стеклу прилип
иногда мне кажется будто моя голова
аквариум полный бессмысленных мёртвых рыб
в тучах проглянет блёклая бирюза
вспыхнут дождём унизанные кусты
помню зияние бездны в твоих глазах
в призрачном небе сполохи пустоты
быстро стемнело солнышко баю-бай
пусть тебя заменяют тусклые фонари
через чёрный лес громыхает пустой трамвай
как прозрачный гроб светящийся изнутри

Голова, напоминающая аквариум с мёртвыми рыбами, и трамвай, похожий на прозрачный, изнутри светящийся гроб, превращают стихи о женщине, которую разлюбили, в какой-то гоголевско-кафкианский кошмар. Я даже предполагаю, что изначально эти 2 образа очень понравились автору, а всё остальное было достроено и пристроено, чтобы как-то обрамить эти жуткие находки.


18 Михаил Эндин
 Межсезонье http://stihi.ru/2021/07/09/1606
 
…о весне да о весне... мне увиделось во сне
или же спросонья
показалось, что весна для меня уже тесна
в это межсезонье.
 
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут,
чернотой пугая.
Покатился гром, грозя, и уже никак нельзя
убежать от края...
 
...края города, окна. За окном лежит страна,
вообще — планета.
У планеты нынче день... по земле крадётся тень
в ожиданьи лета.
 
Лето прячется ещё, укрывается плащом
тучным и дождливым.
Я заглядываю в даль, мне доступную едва ль,
взглядом торопливым —
 
вдруг увидятся в дали солнце, море, корабли,
пляжная истома?
...о весне да о весне... мне покажется во сне
и спросонья снова,
 
что весна уже тесна, что весною жизнь красна,
но краснее — летом.
Тучи по небу плывут, были там, а нынче тут —
не хочу об этом.

Хорошие, грустные стихи о межсезонье не только временнОм, но и о душевном.
Невнимательному читателю они могут показаться даже бессодержательными, но именно эта бессодержательность становится содержанием и состоянием «межсезонного» лирического героя. Меня в таком герое привлекает его спокойное восприятие себя и мира, его вера, что летом жизнь будет «краснее»...


19 Исхаков Алексей
экзистенция номер 748 http://stihi.ru/2023/02/03/6140

Наморщив борщ до степени волны,
орудуя веслом столовой ложки,
не расплескать бы найденный фарватер.
Типичный день, не гуще остальных,
кипит и убегает понемножку.
Из будки беспокоит трансформатор.

Внимательно молчать со словарём.
Разжаться жестом - " Да пошли мы все
дорогой утрамбованного снега."
Давай математически соврём,
чему же равен средний алексей
идущего куда-то человека.

Чего нет: нет сюжета, содержания, героев, если не считать героем "среднего алексея", нет образов и цели написания;
что есть: есть размер (пятистопный ямб), есть рифма, иногда забавная, например, "фарватер – трансформатор", где так и тянет произнести: "трансформатЕр", и есть название, которое, впрочем, никакой полезной нагрузки не несёт.
Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать об этом случайном, хотя и прихотливом наборе слов.


20 Бразервилль
Снеговики лепят мужчину http://stihi.ru/2014/12/25/7472

В окошке день великолепен,
слегка подтаяла земля,
из грязи, палок и хламья
снеговики мужчину лепят.

Мужик выходит молодецкий:
коленки, волосы, кадык.
А у меня такой мужик
не получался в мокром детстве;

лепились чаще инвалиды,
и в жутких позах алкаши.
А здесь же – искорка души,
и сердце шире Антарктиды.

Потею, радуюсь, как чуду,
шаблон Создателя готов,
Он не глядел на нас лет сто.
Да и успел ли за минуту? –

его разрушил монтировкой
внезапный жёлтый снеговик!
И убежал!
Я плюнул. Cник.
И слёзы капают с морковки...

Нелепо, абсурдно и страшновато. Мир навыворот: "Снеговики мужчину лепят...". И ведь вылепили, но тут же и разрушили. Вроде всё ясно, кроме одного: у кого "слёзы капают с морковки"? Очевидно, у героя-повествователя. Вот такой, значит, нынче герой пошёл! Но спасибо ему за скорбь по безвременно разрушенному человеку. Уже что-то положительное...


21 Иван Пеший
Вольный пересказ http://stihi.ru/2024/01/21/4348

Слова, конечно же, случайны,
И все несуетное в нас, -
Любовь, мечты и сердца тайны
Имеет вольный пересказ.

Когда же умственной линейкой
Любовь измерить, и не врать,
Она расценится в копейку,
И с ней всея влюбленных рать.

Не от ума, сердечным эхом
Пророчит слово иногда.
Уже не пошлая потеха,
Но откровений череда. . .

В этом наборе слов, претендующем на некий возвышенный смысл, на самом деле смысла нет вообще. О каком "пересказе" идёт речь? Что такое "умственная линейка"? Что значит: "Сердечным эхом // Пророчит слово иногда"? – и как можно "пророчить эхом"? И о какой "пошлой потехе"  говорится в финале? И почему автор разделяет запятыми однородные члены предложения, соединённые союзом "и": "Любовь измерить, и не врать..."?
Это не плохо. Это никак.


22 Андрей Мефро Перевалов
Грани при http://stihi.ru/2023/04/02/1752

Сложно ли, просто,
сложена простынь.

Разложившийся
на трассе
на матрасе
в режиме автопилота
лежишь.

Гул потолочных плит.

F5?
Голова болид.
Плотные мысли:
вдре
 без
      ги.

Луна
на пятом месяце
беременности.
(не полна)

Пит[ь]-стоп?
Новые крылья,
спойлер:
ты,
как упертый бройлер, –
несёшься повдоль забора,
носом клюёшь,
и скоро...

Транспорт меняет вид.

Нарезаешь круги
под глазами
для подорожного салата.
Вхожий в подкожное
в прахом ладное помещение.

Всюду стекляшки.
Зажигательное свечение.
Во тьму тара канет.

Под нейронные огни,
палясь указательно, –
тю-тю – тю-тю –
крутится у виска:
с/писком
вылетает рыжий поезд.
(прочти состав)

И начинают
поиск:
чего бы в этом мире
достать
сожрать
такого...

Луне – уже рожать.

Разжал кулак.
Осколок колбы.

Ночное таракантри в кипятке.
Очерчивая кафель и паркет,
несётся сломя голову
серебряная маша.

Машет задовидно зеркалами
в лыбу скомканный интеллигент.

Досконально ж тёмен
мой залобный лес!
На что им борные ловушки?!

Грустные,
вернутся дружно
к пресным мюслям.

Тапочек –
уже не по погоде.

Луна – приливами отходит.

Тух лампочки,
и я – без плоти –
призрак
замирающего
сгустка
спазма...

Тепловентилятора наркотик,
дай проспаться.

По сравнению с этим текстом стихи кубофутуристов выглядят ясными до кристальной прозрачности.
Может, и правда, что нам пора уступить место на планете какому-нибудь другому биологическому виду или искусственному интеллекту...


23 Яна Краско
геометрия http://stihi.ru/2024/01/24/7587

а на ладонях  облако
а в небе  человечки
кого-то тащат волоком
за речкой и до речки

а на земле поветрие
а под землёй дорога
такая геометрия
от дьявола до Бога

В этой считалочке  комментировать просто нечего, ибо нет предмета поэзии.


24 Елька22
Оратай http://stihi.ru/2022/08/18/5112

На божий свет появишься невольно
из мягких лап невозмутимых вод
и далее, ярмо неся покорно,
век пашешь,
не за страх, так за живот

Привычна шкура к тумакам и брани
от первой до итоговой звезды,
нивелировка на ушедших ране
определит не портить борозды

Степная ширь сужается до бровки,
пугают глубиною небеса,
и хочется подобием морковки
наполнить пирров дух и телеса

Не трёт хомут, не тяготит обуза
металла перекованных орал.
Спасаясь от бесчисленного гнуса
и расширяя слепо ареал,
царя царей
изорник бессловесный,
неотличим от зверя и теней,
бредёт вперёд…

не замечая бездны
в чужой душе,
тем более – в своей.

Достаточно традиционная тема заслуживает внимания в этом тексте уже потому, что в своё решение включает нестандартные, яркие и экспрессивные образы.
Хорошие – резкие и масштабные – стихи.


25 Людмила Гончарова
Заключение от врача http://stihi.ru/2024/01/27/2197

Заключение от врача.
Подпись есть. И стоит печать.
– Вы здоровы. А мелкий почерк
Можно просто не замечать.

Мелко: вот вам иная весть –
Будет больно вот здесь и здесь.
Но любовь и не лечат, впрочем,
Даже если она и есть.

– Не болейте. На травах чай
Пейте с медом. И по врачам
Не ходите. Здесь нет спасенья.
Вам пора. Уже в дверь стучат.

Светлый холл. На стене часы.
Чей-то плачет трусливый сын.
– Как комарик укусит, Сеня!
Мама врет. Там укус осы.

Хлещет дождь. Переждать? Идти?
Путь неблизкий. Но я в пути.
С неба струи. Их сотни тысяч.
Точно нити от паутин.

Не болею. А что лечить?
Чилить, маяться? Трепачи!
Понабрали! Кот носом тычет,
Мол, пошли эти неврачи!
___
Через пару кромешных зим
Вновь любовь выдает УЗИ.
– Аппарат барахлит. Минуту.
Ну-ка, Тань, перезагрузи.

Да, любовь. Тут ошибки нет.
Обостряется по весне
(беспощадна и пресловута)
В наказанье за что-то мне.

Я понимаю стремление автора предельно заострить тему любви как болезни, любви как тяжёлой ноши. Но тема оказалась утопленной в каких-то маловажных детальках, персонажиках и котиках.
Позволю себе немного конкретики в указании недостатков текста: если любовь «обостряется по весне», то такую сезонную «беспощадность», прямо скажем, пережить несложно. А ещё мне впервые встречается прилагательное «пресловутая» в краткой форме. И я не уверен, что не только эта форма, но и сам возникающий на базе этой формы эпитет здесь уместен и однороден «беспощадности».


26 Марина Русова
осенний сплин http://stihi.ru/2023/08/11/1743

легионеру почести дороже цветущей вишни летнего дождя
сидит центурион со снятой кожей в игрушечную дудочку дудя
а сад гремит плодами зверь поджарый грызёт их и желтеющий ковыль
сквозь тело прорастает над пожаром осенней багровеющей листвы
у зверя голод. слух легионера подводит и мелодия звучит
как плохо сотворённая фанера фальшивой какофонией в ночи
так дует ветер что мешает свисту натужно воет падает плашмя
на залитую кровью кларнетиста больную плоть  и облако семян
вздымает вверх как сорванные перья течёт с небес тяжёлая вода
и выползает зверь из подреберья  голодный и поджарый как всегда

Прекрасное владение техникой версификации позволяет автору создавать яркие и оригинальные образы, используя самые разнообразные лексические и ассоциативные ресурсы. Беда лишь в том, что возникающие в сознании читателя картины не только не поддерживаются развитием сюжета, но непрерывно разрушаются принципиальной бессюжетностью повествования и столь же принципиальным отказом от создания осмысленных образов.


27 Елена Евгеньевна Лещинская
Да, я в порядке. Сделана из железа... http://stihi.ru/2023/12/11/7210

Да, я в порядке. Сделана из железа.
Надо прощаться, ты ведь уже готов.
А у меня за дверцей — всё там же, слева, —
глупое сердце, сшитое из лоскутов.

Ты исколол все пальцы, но вышло клёво —
там на косой скамейке в пустом дворе.
Два слишком разных мира, три главных слова.
Только сейчас я, кажется, не в игре.

Якорь, навечно вросший в твою Планету.
Белый шиповник, стержень моей Земли.
Помнишь, мы привязали верёвку летом —
а отвязать пытались, но не смогли.

Рушились скалы, шли на юг динозавры,
в жадную бездну падали башни пряничных городов.
Мы каждый день пытались дожить до завтра
и не считали ссадин и синяков.

Ты научился петь, заклиная вьюги,
выстроил город зелёный, с лесной травой...
Ты улетаешь, бедный мой Джейме Гудвин.
Зря ты, наверно, сделал меня живой.

Я из железа. Чувствую, как под рёбра
боль проросла, и кровь моя горяча.
Тихо дрожит натянутая верёвка
долгой дороги из жёлтого кирпича.

Хорошие, живые стихи о том, как порой трудно человеку нести тяжесть чувства.
При этом ассоциативная опора автора на образы страны Оз не выглядит искусственной или наивной.


28 Надежда Новицкая
Другой Адам http://stihi.ru/2023/12/02/83

«Семя должно умереть, чтобы вызвать жизнь,
Как же бессмертье?!» — кричит Адам в небеса,
всё ещё помня, как прятался по кустам…
семечко искрой в ладони его дрожит,
Ева мотыжит участок под новый сад.

Молча пеняет, что в царстве земель и вод,
где всякой твари от щедрой руки не счесть,
сгнили силки, и на суше рассохся челн.
Что ещё нужно, кого он всё ждёт и ждёт,
если нет жизни, то вечная жизнь зачем?

Может, когда заколышет листвою высь,
вспыхнут цветы, чтобы завязи дать плодам,
снова проснётся в Адаме другой Адам…
может, без Бога получится обойтись…
Божье ли дело ходить по земным садам?

Тяжко склоняясь, на саженцы воду льёт,
чувствуя снова в тайном своём торжестве,
как заполняет внутренность тёплый свет.
Ей ли не ведать, под сердцем лелея плоть,
лучше, чем сердце, для семени почвы нет.

Ищет глазами Адама… жарой объят,
муж задремал, обессилев в пустой борьбе.
Снится ему: деревья стоят до небес,
в зелени веток скрещённых видит себя…
искра сгорает, и день от сиянья бел.

Сложная ритмика, прихотливая, но различимая рифма, чёткий рисунок маленького мира, увиденный и переживаемый первой женщиной, готовой стать первой матерью... Очень хорошие стихи.


29 Шердж Шер
Пьета http://stihi.ru/2019/02/18/9977

Стекает мрамор водопадом тщетным
В прозрачном сумраке пещерном.
На мёртвых мышцах воздух загустел.
Вот жизнь и смерть двух одиноких тел.
Вот камень посреди глухой вселенной,
Нетленный, превращённый в тленный.
Отчаянье уставшего резца.
Концовка окончания конца.
Так застывает на лету лавина.
Так в целом умирает половина,
И покидает, обрывая связь,
Прощальной складкой мрамора струясь.

Насколько мне известно, пьетА (жалость, скорбь) подразумевает библейский сюжет оплакиванья Христа Богородицей. Но не слишком ли глубоко здесь упрятан этот сюжет? И не слишком ли довлеет над библейскими событиями мотив превращения трагедии в мраморное изображение?


30 Маргарита Ладога
И я меняю http://stihi.ru/2023/04/21/1043

                Перемешать столбцы в таблице
                Итоги - я меняю мир...
                (Искусственный интеллект Яндекса)

Итог - ничто не поменялось
От перемены дат и мест.
Стакан вина, закат, усталость,
Июль, скамеечка, подъезд.

На клумбе чахлые левкои.
Мой город чей-то побратим.
И рубль перевожу в Bitcoin,
Чтоб был процесс необратим.

Мы разговариваем сленгом.
Рекламный полуфабрикат.
Господь, засыпь нас белым снегом!
А лучше - заплати откат.

Мы все - великого частицы -
Молчим в режиме bon plaisir.
Перемешай столбцы в таблице,
В итоге - поменяешь мир.

И я меняю: непотребство
На тёплый хлеб, рассвет в окне,
На незатейливое детство,
На свет в зелёной купине...

Очень яркий образец творчества в режиме клипового сознания, приметой которого является текст, разделённый лакунами на своеобразные маленькие «подтексты», А заполнение этих лакун автор возлагает на читателя, который должен мучительно выстраивать из разрозненных строк нечто целое…
Но финал человечен и искренен.


31 Алекс Трудлер
 расплескав пустоту http://stihi.ru/2018/06/11/2870

         Было смутное время сплошной пустоты
                А. Кабанов   

расплескав пустоту между домом и сном,
он взойдёт на ступень невозврата,
вслед - бумажный кораблик вспорхнёт, невесом,
из пустого рисунка квадрата.

что ему манускрипты великих гостей?!
он как посуху выйдет из нила,
распростёртый над пламенем мрачных вестей,
вопреки благородным светилам.

и, царапая воздух, коснётся стекла
раздражённой до старости кожей.
парадокс парацельса и клёкот орла
на себя даже сном непохожи.

а в стаканах налито воды до краёв,
и на сердце навешано кружев,
чтобы снова казаться достойным даров
из казённой лефортовской лужи.

то ли камень за пазухой прячет апрель,
то ли небо - невнятное глазу.
он скитается там - в промежутках недель -
расплескав пустоту как заразу.   

Очень хорошая техника, прекрасно организованный в звуковом и ритмическом плане текст, и даже знаки препинания стоят! Не хватает только заглавных букв и хоть какого-то авторского намёка, о чём эти стихи, зрением какого героя видится весь этот ландшафт.
Не помогает даже эпиграф из кабановского стихотворения о Булгакове.


32 Елена Биронт –
Зимнее солнце http://stihi.ru/2024/01/17/4722

Бледное солнце  - пленник январских туч.
Утро вплетает сны в мемуары зимние.
Воздух на ощупь колок, на вид тягуч,
город рубцует  раны хрустальным инеем.

Чья-то душа, сорвавшись в последний ямб,
как мотылёк - прозрачная,  малахольная -
бьётся в стекло в свете настольных ламп.
Странное чувство  – снежная меланхолия.
 
Медленный снег ложится в основу строк.
Ветер листает мысли, шурша страницами.
Зимнее солнце мир для меня сберёг,
хочется верить в то, что оно не снится мне.

Понятно, что зимний пейзаж сам по себе здесь не столь уж и важен. Его главная функция – стать  обрамлением для минорного в эту пору года состояния лирической героини, – и автор находит для этого интересные и запоминающиеся образы и приёмы. Мне особенно понравилась строчка о душе, сорвавшейся «в последний ямб».
Но, может быть, стоило бы объяснить причины этой меланхолии?   


33 Наталья Возжаева
В центре Москвы http://stihi.ru/2024/01/25/6209

Сидеть и созерцать – а что ещё?–
Когда к тебе наивно обращён
Арфический изгиб литых скамей,
Блеск голубей взлетающих с коней
Тяжёлой аполлоновой квадриги.
Ловить секунды, наслаждаться мигом –
Крылатый треск, гранитная статичность –
Восторг провинциалов, спесь столичных.

А там, в далёком далеке замкадном,
Заросший мятой, лопушистый садик,
Гневливых воробьёв бодрящий ор,
И редкозубый, низенький забор
В неукротимом любопытстве хмеля,
По-воровски пролезшего сквозь щели.
И всё смешалось – то, что было до
И то, что будет после под звездой.
Звезда в затылок смотрит горячо.
Вдыхать, вбирать, утягивать в зрачок
Воздушный сквер и гладкие колонны
Строения, бесстыдство Аполлона.
Без панибратства, но и не на «Вы»
Молчать, молчать на языке травы
О том, как по блаженным куполам
Сползает тихо времени смола,
О «до и после», о мгновенном «ныне»
И ждать, не шевелясь.
Смола застынет.

Очень интересные и не разгаданные мною стихи…
Каждая из трёх восьмистишных строф сама по себе практически совершенна, но 1-я – это действительно «В центре Москвы», а 2-я – мир «Замкадья», и я не понимаю смысл противопоставления этих миров. Но такое противопоставление автором обозначено ясно, и союз «А» в данном случае является отчётливо противительным: «А там, в далёком далеке замкадном, // Заросший мятой, лопушистый садик...». Однако строфа закончилась, и что хотел сказать автор, противопоставляя 2 мира, так и не было ни произнесено, ни обозначено.


34 Созерцающая Много Раз
Страдания по Брейгелю http://stihi.ru/2018/12/29/7753

Страдания по Брейгелю, январь.
Глухое время выверено лаем,
где киноварь небесная – алтарь,
по краю – оторочка горностаем.

Трескучий лёд под лезвием коньков
безумных причащает ярь-медянкой.

Мольберту хватит лишних позвонков
продлиться в вечность кистью нидерландской
и зимы шкурить, отделяя снег
от рыбьей требухи домашних чанов...

Вышагивает мёртвый человек,
но шаг слепой не кажется мне странным.

Я вижу, как восходит синий пар
из уст его на голос гильотины,
где ёлочный блестящий лунный шар
качается в периметре картины.

Глубоко личностное и прекрасно переданное чувство вживания в мир живописного полотна. Многоуровневая лексика, включающая, в числе прочего, и бытовые просторечия, позволяет читателю понять и даже ощутить (!) этот замысел.
Для меня остался непрояснённым лишь один момент в восприятии стихотворения: как уложить в единый образ мир Брейгеля 16-го века и гильотину, созданную двумя столетиями позже?


35 Жиль Де Брюн
Погасший маяк http://stihi.ru/2023/11/30/4185

Всё шептал: моя, она моя.
Посвящал стихи и клялся рифмами.
Как во тьме мерцающий маяк
ждал корабль, погибший в битве с рифами.

Сотнями стихов себя разъев,
был любим вождями и эсерками.
Не терпел искусства нараспев,
обезьяньи рожи чуял в зеркале.

Пил, грубил, чурался сладкой лжи,
но служил иконой красной мельнице.
День и ночь доказывал, что жив,
что беда на счастье переменится.

Суки приманили кобеля.
Слава есть, но нет того веселия.
Маяковский, хрен ли ты стрелял
сквозь себя в созвездие Есенина?

Женщина – она не из ребра,
из свинца, навылет с края левого.
Лиличка вздохнула: «Бог прибрал»,
И пошла пиарить и наследовать.

«Хорошие стихи не похожи на другие хорошие стихи даже тогда, когда схожи предметы их повествования», – я не помню, где вычитал эту фразу, но она вспомнилась мне в связи с этими стихами.
О Маяковском написано очень много, в том числе и в стихах. У стихов Жиля Де Брюна, тем не менее, своя атмосфера, свой ореол и свои эстетические и чисто технические особенности. Главным их качеством я бы назвал способность автора доверять своему «ощущению» великого поэта, его времени и окружения и адекватно это ощущение передать в форме поэтического текста.
Правда, есть 2 зазубрины, без которых, по моему мнению, текст бы только выиграл:
1) я никогда не встречал упоминаний о пристрастии Маяковского к алкоголю;
2) так ли обязательна строка о суках и кобеле?


36 Ульяна Валерьевна
С брюта на глинтвейн http://stihi.ru/2023/10/27/7747

Так жёлтый лист ждёт снежного ковра
В своей нелепой мазохистской радости
Так мальчик маме пробует соврать
Щеками пунцоветь наевшись сладостей
Смотри у нас есть рыбы на стене
Отчаянно малиновые рыбы
И рыбы знают каждый новый выбор
Их делает покорней и скромней
Но вопреки рождаются слова
За суетой и рябью супермаркетов
И можно вновь сердечки рисовать
Водя по небу пальцем или маркером
Мечтается стать чище и новей
И шапочку с орнаментом исландским
Так в предвкушенье самой первой ласки
Мир переходит с брюта на глинтвейн

Я думаю, что за перечислением в тексте столь разнородных предметов и действий должно стоять некое объединяющее их начало, реальное или умозрительное, но я так и не смог ни отыскать его, ни вообразить. Возможно ли, чтобы такая загадочность и была целью создания этого текста? Не знаю, но хотел бы узнать.


37 Игорь Гонохов
Голытьба http://stihi.ru/2023/10/18/6096

Вот здесь был дом, вон там была казарма,
их окружала пара пустырей.
И нас манило сладостное завтра,
как насекомых розовый кипрей.

Ах, это завтра, чем оно манило
детей не комиссаров, не дворян?
Казалось кто-то медленно, но с силой
поочерёдно двери затворял.

И всё же, нам, творцам или вандалам,
совсем простым и сделанным хитро,
чего жалеть, когда всего хватало:
любви взахлёб и «пики» под ребро.

Я местный, боль от боли, кость от кости,
поджигу прятал в свой ребячий схрон,
ходил к сидельцу, дяде Паше в гости,
ловил уклейку и жевал гудрон.

Мне по сердцу советские «нетленки»:
сгущёнка, шпроты, чёрная икра.
Но главный вкус – от поцелуя Ленки,
весной, у той казармы, в семь утра.

Хорошее, почти образцово сложенное по стандартам версификации и архитектоники стихотворение. Но в том-то и дело, что правила и стандарты, если ими умело пользоваться, позволяют любой узор делать неповторимым и сообщать ему яркую личностную индивидуальность.
Стихи Гонохова всегда узнаваемы сочетанием полярных сторон русского национального характера: жёсткости и исповедальности, нежности и упрямства, «любви взахлёб и «пики» под ребро».
Но финал мог бы быть и чуть более драматичным.


38 Ирина Чуднова
окно на восток http://stihi.ru/2024/01/22/300

гербарий
близости —
так тонко         разглажены ворсинки на бумаге
заломы простыни так неизбежны
в заломах                небесной заоконной тени

тени
раскачивают ветки —
ближе ближе
покуда преломившись о стекло
не распадётся лёгкий луч
на семь
тяжёлых полноцветных лент —
на        каждый охотник желает знать
о том в каком укромном месте глаза
сидит фазан —

лови его лови
покуда вновь не соберётся белый
под действием земного притяженья

я закрываю                веки —
на сетчатке
сгущается вращение земли

и тяжелеет ветер
в каждом
ударе
четырёхкамерной клепсидры
многократно

алеет солнце складки простыни
локальный увеличивая хаос

подушка съехала к окраине вселенной
вот-вот сорвётся за пределы мирозданья —
а там слоны киты и черепаха
и василькам на наволочке тонкой не пережить паденья
разлетятся
на мириады лепестков резных

никто не знает
отчего на белый свет родятся         галактики

но губы ищут стона
а тени — ветра —

открывай глаза..

То ли размышление, «отчего на белый свет родятся галактики», то ли картина релаксации после того..., ну вы понимаете.. Или до того.
Особенно увлекло меня разгадыванье шарады в двустишии:

алеет солнце складки простыни
локальный увеличивая хаос

Дополнительная  сложность загадки заключалась в категорическом отвержении автором знаков препинания, и вполне могло оказаться, что вторая строка могла относиться к следующему отрывку, хотя и отделённому от неё пробелом:

локальный увеличивая хаос

подушка съехала к окраине вселенной
вот-вот сорвётся за пределы мирозданья —
а там слоны киты и черепаха...

Но в конце концов я решил, что здесь глагол «алеет» следует воспринимать как переходный глагол: солнце «алеет» - то есть, окрашивает алым складки простыни, тем самым увеличивая, слава богу, не мировой, а локальный хаос.
Может быть, в составлении подобных шарад и заключается истиный смысл появления таких текстов?


39 Семён Кац
Ужин в четыре руки http://stihi.ru/2023/10/26/4376

Бах не успешен в жизни, беден, тих,
и даже устриц кушать не умеет.
Оплатит Гендель ужин на двоих,
где Бах исполнит "Страсти по Матфею".

Саксония для Баха не щедра,
Британия для Генделя - чужбина,
но там его "Мессия" - на ура,
а музыка и тут, и там едина.

Двум гениям судьбой не  суждено
наговориться вместе без умолку,
завидовал Бах Генделю, равно,
и Гендель - Баху, только что в том толку?

Шампанское и вкусная еда
двух музыкантов бросили в объятья ,
но гений и удача никогда
друг с другом не вели себя, как братья.

Я не уверен, что попытка автора передать детали и атмосферу никогда не происходившего в действительности ужина двух гениев от музыки столь же удачна, как пьеса Пауля Барца, по мотивам которой написаны эти стихи.
Пауль Барц, немецкий драматург и журналист в пьесе «Возможная встреча» выстроил действие, в котором фигуры двух гениев-антиподов раскрываются достаточно убедительно. Но у лирики другие возможности, и текст из 4-х четверостиший вряд ли убеждает читателя в том, что Бах и Гендель были именно таковы и что их несостоявшаяся встреча могла бы бы выглядеть именно так…
А также я думаю, что автору следовало в какой-то форме обозначить первоисточник своего вдохновения.

Закончив краткий обзор, я должен прямо сказать, что лонг содержит слишком много текстов, которые, по моему мнению, не имеют к поэзии никакого отношения. Хуже всего, что их авторы, как я подозреваю, считают себя дерзкими новаторами, ломающими устаревшие стандарты и каноны. И когда я читаю бессодержательные, вымученные сочетания слов, то начинаю бояться той непонятной мне силы, которая будто бы гипнотизирует и подчиняет себе умных и талантливых людей.

В итоге мой короткий список из десяти фамилий выглядит так:

Рь Голод Каток http://stihi.ru/2016/11/19/12330

Вероника Трунова Так падает зерно http://stihi.ru/2023/02/02/1615

Александр Быстров 4 Луна http://stihi.ru/2023/07/12/6207

Владимир Хотин1 Дождь за нами шёл... http://stihi.ru/2023/12/24/7784

Елька22 Оратай http://stihi.ru/2022/08/18/5112

Елена Евгеньевна Лещинская Да, я в порядке...http://stihi.ru/2023/12/11/7210

Надежда Новицкая Другой Адам http://stihi.ru/2023/12/02/83

Созерцающая Много Раз Страдания по Брейгелю http://stihi.ru/2018/12/29/7753

Жиль Де Брюн Погасший маяк http://stihi.ru/2023/11/30/4185
 
Игорь Гонохов Голытьба http://stihi.ru/2023/10/18/6096



О нашем эксперте
Марк Шехтман родился в Таджикистане в 1948 году. Получил два образования: физико-математическое и филологическое. Кандидатская диссертация и научные интересы связаны с теорией мифа и НФ. С 1990 года живёт в Иерусалиме, состоит в Союзе русскоязычных писателей Израиля. В советский период изданы два авторских сборника, позже ещё пять, в том числе «Евгений Онегин. Х глава» (2013) и «Земляк Армагеддона» (2019).
Подборки стихотворений опубликованы во многих альманахах, коллективных сборниках и журналах. В 2018 году награждён дипломом Ялтинского поэтического фестиваля «За вклад в русскую литературу». Является победителем российских и международных поэтических конкурсов, в том числе «ПТИЦА-2018» (Россия), «Пятая стихия-2019» и «Пятая стихия-2022» (Россия), «Солнечный ветер-2023» (США).
С 2023 года является литературным обозре­вателем Конкурса им. И.В.Царёва "Пятая стихия".