Панацея или опиум-3

Нэлля Баева
Христианство в Европе

Христианизацию Европы  сложные процессы определили.
Миссионерская деятельность с завоеванием сочеталась.
Копья воинов Карла Великого  новую веру саксам внедрили.
У прусов и балтийцев она истребительной войной начиналась.

В Европе христианство сверху в основном насаждали,
С новой религией  мощную  власть над массами  обретали.
Попытки массового крещения явные протесты  встречали:
Убивали миссионеров, священников, храмы, церкви разрушали.

Народное сознание христианизация глубоко не затрагивала.
Языческие представления в мыслях народа глубоко засели.
Фольклорная образность, языческая вера живучесть показывала.
Внедрения в мысли новых понятий народные массы не хотели.

Время идёт. Государства церковной десятиной народ отягощают.
Это экономическое положение церкви укрепляет.
Поголовно  везде всё население  десятиной облагают.
Церковь огромными денежными средствами  располагает.

Упрощение канонического текста  Библии осуществляется.
Богослужение по единому образцу  церковь предлагает.
Качество  церковного образования в государствах повышается.
Церковь образованных и подготовленных служителей получает.

Светская власть в глазах народа  приоритет свой снижает.
Притязания духовенства всё выше планку поднимают.
Церковь даёт понять, кто ведущее место в мире занимает.
Учение о главенстве церкви над государством распространяют.

Западная  восточной церкви  во многом противостоит.
Разногласие догматическое, теологическое … ощущается,
Оно  разделить западную и восточную церкви норовит.
1053 год разделом на православную и католическую выделяется.

Власть папы  на общем фоне слишком слабой становится,
Чтобы притязания и разгульный разбой народа усмирить.
Светской власти утверждение своё ускорять приходится.
Светские интересы  сумели духовность извратить.

Духовенство командует войсками,  грабят людей, убивает.
Живёт в роскоши, в мирских удовольствиях  утопает.
Нрав  евангельских заветов забывает, не знает, процветает.
Сан у мирской власти  за большие деньги покупает.

Духовный и политический авторитет церковь теряет.
Борьба за скорое оздоровление церкви начинается.
Вера во второе пришествие Христа верующих вдохновляет.
Аскетизм, искупление грехов, тяга к праведности проявляется.

Папа — наместником Бога  во  всех  делах  объявляется.
Монастыри от  влияния светской власти освобождаются,
Спешная  централизация церкви в государствах  наблюдается.
Обеты, поднятие нравов, безбрачие провозглашаются.

Кратким и поверхностным влияние этих идей оказалось.
Позиции церкви при папе Григории 7 существенно изменились.
Ему неограниченная власть во всех отношениях досталась.
Значение светской власти  пошатнулось, отношения обострились.

Иерархи церкви, миссионеры  собственниками становились.
Число крестьян, зависимых от  церковных землевладельцев, росло.
Монастыри и епископства в солидные крепости превратились.
Взаимоотношение двух властей в соперничество переросло.

Влияние церкви на все сферы жизни общества распространялось.
Сложная система наказаний мирян и сослуживцев существовала.
Наказанием запрещение выполнения богослужения считалось.
Проклятие-анафема человека  всех гражданских прав лишала.

Существующий строй церковь универсальным провозглашала.
Эксплуатацию населения  землевладельцами оправдала.
Религия орудием господствующего класса выступала.
Но за сплочение общества и  сохранение традиций стояла.

Зенита своего могущества христианство в 18 веке достигает.
Рост политического влияния и могущества ярко выявляется.
В  Крестовых походах церковь ярых еретиков истребляет.
Необходимостью сохранения чистоты веры прикрывается.


(Продолжение следует.)