Корни культуры великой любви и портрета

Валерий Жуков 2
Корни культуры великой любви и портрета,
В счастье творения мыслей без слов,
Всех удивить , осиянием радости света,
Взяв за основу сияние тёмных основ.

Силы вложивших в господство поверий,
Власть над душою , упрятав в копыта коня,
Юности вечной , желание службы доверив,
Правом творить света мысли героя любя.

Ангельский образ с всемирно известной картины,
Римскою статью ,украсив желание музы в амвон,
Вечную свежесть нести прямо в рода глубины ,
Выбрав слияние мира , в основах творящих сторон.

Блеск вечных смыслов , избрав в откровениях драмы,
Сопровождающей всё человечество в искрах души,
Запечатлев дух мгновения благости дамы,
Вставшей на сторону света в полночной тиши.

«Всадница» — картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852), написанная в 1832 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 212). Размер полотна — 291,5 ; 206 см (по другим данным, 293 ; 209,8 см).

Картина была написана в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. В том же 1832 году полотно экспонировалось в миланской Академии изящных искусств Брера, где оно было высоко оценено зрителями и критиками. В своих отзывах итальянцы сравнивали Брюллова с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком и писали, что им до сих пор не приходилось видеть «конного портрета, задуманного и исполненного с таким мастерством».

Полотно находилось в собрании Юлии Самойловой, и в течение почти сорока лет о нём практически ничего не было известно. В 1872 или 1874 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой, в Париже была организована распродажа её имущества. На аукционе «Всадница» была куплена одним из комиссионеров, затем полотно попало в Петербургское общество для заклада движимых имуществ, а оттуда в 1893 году его приобрёл Павел Третьяков.

Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини и приёмная дочь Самойловой.

Искусствовед Ольга Лясковская писала, что создание «Всадницы» стало «значительным шагом вперёд в достижении новых, поставленных художником задач». По словам искусствоведа Магдалины Раковой, «Всадница» является «типичным примером портрета-картины», в котором всё «задумано как апофеоз красоты и жизнерадостной юности, как апофеоз безмятежности ощущения жизни», и всё это заключено в двух действующих лицах — молодой наезднице и маленькой девочке.

Википедия.