Панацея или опиум-5

Нэлля Баева
Жанна д”Арк.

История Жанны  и известной, и загадочной является.
Сторонники девушки её, как святую, воспринимали.
Жанна божьим посланником французам представляется.
Англичане, заклятые враги, иначе как ведьмой, не называли.

В 13 лет простолюдинке Жанне стали видения являться.
Внутренние голоса пойти к наследнику престола призывали,
Убедить его напасть на англичан, с ними за всё посчитаться.
С французских земель их изгнать.  Уж долго они досаждали.

В пророчество о юной Деве-спасительнице французы верили.
Наследника о своей благородной миссии Жанна убедила.
Управление всеми французскими войсками ей доверили.
Как ангел, в белом одеянии, беспощадно врагов она громила.

Своё поражение враги связью Жанны с дьяволом связали.
Захватив девушку в плен, в лапы святой инквизиции вручили.
С клеймом еретика  отказаться от «заблуждений» вынуждали.
Слово своё не сдержали. Освободить — благородству не учили.

Её в ереси обвинили,  она  строго под стражей  содержалась.
Англичане истинную причину ареста не скрывали.
Вдохновительницу французов обвинить не просто оказалось.
Жанну необходимо казнить, так  враги - англичане считали.

Игнорируя угрозы и оскорбления,  ересь  старается отрицать,
В общении с самим дьяволом настойчиво отказывается.
Казнить без признания - ореол  Девы - мученицы  создать.
Хитростью  на подпись бумагу дают, где вина её доказывается.

Обещание - жизнь сохранить, не сдержали. Предлог нашли:
Она снова мужскую одежду надела. Её к смерти приговорили.
Жанне бумажную митру надели, на  смерть - костёр повели.
Две скрещенные хворостины ей крест святой заменили.

На площади города Руан привязали к столбу и сожгли.
Этим, сколько душ, боготворивших Жанну, растерзали.
Рыдали французы, с головой понурой с места казни ушли.
Прах спасительницы Франции над Сеной - рекой  разбросали.

Через 25 лет  судебный приговор пересмотрели, время нашли.
Избавительницу Франции, Жанну  д,Арк, невиновной признали.
Через столетия католические церковники  к мысли пришли:
В 1920 году  причислили к лику святых. Одумались, честь оказали.

***

Данте  Алигьери.

Алигьери — поэт и богослов, набожным человеком считался.
Прочитав «Божественную комедию», церковь вознегодовала.
С жестокими приговорами Бога Данте не соглашался.
Описание автором чистилища инквизиция ересью посчитала.

К тому же, Данте неистово  свои убеждения  защищал.
Посещая церковь, как гуманист, с приговорами её не соглашался.
Состраданием и осуждением  воли Бога Данте церковь раздражал.
Данте Алигьери открыто церковными порядками возмущался.

«Божественную комедию», не раздумывая, запретили.
Алигьери  в политборьбе участвовал,  папу римского критиковал.
Церковники это не  смогли терпеть. Поступки Данте их возмутили.
Остатки дней поэт вынужденно на чужбине проживал.

В это время на родине к инквизиторскому костру  его приговорили.
Путь в родную Италию богослову наглухо закрывался.
И после смерти  на родной земле  перезахоронить  запретили,
Так как «еретиком чистой воды» святой инквизицией считался.

***

Ян  Гус.

ХV век в Европе  эпоху, названную  Реформацией, ознаменовал,
Борьбу против католической церкви и папской власти поднимая.
Чешский богослов Ян Гус  видным деятелем этого движения стал,.
Объездил много городов, читая лекции, духовенство обличая.

Он тягу к богатству, развращённость духовенства  гневно осуждал.
Считал, что кардиналы и Папа  на  народном горбу прижились.
К евангельской бедности и церковной реформе массы призывал.
Последователи, принявшие сердцем его идеологию, появились.

Влияние  Яна Гуса на народные массы слишком значительное было.
Папа Римский  отлучить от церкви чешского священника приказал.
На проповеди  духовенство строгое и категорическое вето  наложило .
Но просвещение народа, не смотря на запрет, Ян продолжал.

Обманным путём Яна в немецкий город пригласили приехать.
Тут же  его арестовали и в тюрьму инквизиции посадили.
Ян не покаялся даже под пытками. Решили - его огню предать.
Еретикам — не место на земле: сожгли на костре. Ересь победили.

Идеолог, мыслитель - Ян Гус национальным, чешским героем стал.
Его смерть бурю народного сочувствия  и возмущения вызывала,
Конфликт гуситов с католиками, превратившийся в войну, нарастал.
Ярость простого народа против духовенства в душах пылала.

В 1999 году на конгрессе речь папы Римского сожаление выражала,
О непоправимой утрате, «жестокой смерти» Гуса скорбь  звучит.
Сразу «гуситская комиссия»  его  глубокое мнение  поддержала,
Возможно теория Гуса разобщённые церкви мостом  соединит.

Церковь до сих пор не посчитала нужным Яна Гуса реабилитировать.
Не смотря на это, Гус в Чехии  народным героем и борцом считается.
Памятники, музеи, улицы его имени продолжают посещать.
Благородная людская память перед героем в поклоне склоняется.

***

Мигель  Сервет.

Мигель Сервет - врач,  учёный испытатель, видный теолог.
Латынью, ивритом, древнегреческим языками владел.
Был религиозным фанатиком. Его жизненный путь недолог .
Церковный жестокий  фанатизм установил его жизни  предел.

Жертвой «борьбы науки и религии» ему не суждено быть.
В 20 лет впервые в догме-учении о Святой Троице усомнился.
Отказ от троичности мог бы разрозненные религии соединить.
За свои суждения агрессивной злобы  от церковников добился.

Сервет за книгу «Восстановление христианства» осуждался.
В ней  еретические взгляды высказывал, троичность Бога отрицал.
Мигель  до сердец и умов теологов достучаться пытался.
Реформатор церкви его еретиком и врагом христианства посчитал.

И католики, и протестанты дружно против Сервета протестовали.
Пришлось скитаться по городам и под чужим именем врачевать.
На одном из богослужений его властям сдали, арестовали.
С расправой  учёному - теологу не пришлось долго ждать.

Природа, глядя на казнь Мигеля  на медленном огне, страдала.
Его вместе с  написанными им книгами на костре сожгли.
Ненастная, дождливая погода агонию смерти охлаждала.
Силы  природы видеть этого мученика живым бы предпочли.

Вклад Сервета в науку, его свободомыслие народ в памяти хранит.
В  Женеве, Вене … именем  учёного -  врача  улицы назвали.
На месте казни памятный знак установлен, это о многом говорит.
Что Мигель проживёт в памяти людей века, палачи не предполагали.

***

«Розги» инквизиции на церковь, политику, общество …  влияли.
Инквизиция тёмные страницы истории после себя оставила.
Многие выдающиеся личности жертвами инквизиции стали,
Потому что веру и мировоззрение  религии подрывали.

Сожжение талантливых учёных  мужей, светочей нации на костре
Око инквизиции с удовольствием наблюдало,  этому потакало.
Мучениями и истязаниями  в невиновном человеке  или в бунтаре
Точку зрения, не долго думая,  угрозами и пытками меняло.

Инквизиция следила, чтобы  люди  смирно поклоны клали,
Из-под влияния Святого престола  церкви не выходили.
За много веков — миллионы верующих людей неугодными стали.
Среди них многих  страницы истории бессмертием окрылили.

***

(Окончание следует.)