Дионисий. Господил знаменный распев

Игорь Жуковъ
                Господил знаменный распев,
                Душа высотно поднималась,
                И ЛадоМерно распевалась,
                Земную тягу одолев,
                За облака, в лазурный свет,
                В неисчерпаемые дали,
                В неописуемый  рассвет
                Освободившейся печали.
                Распев небес, что слышал Дионисий,
                Преображая храмовые выси.

2015 г.

Представлены следующие фрески 1502 г. Дионисия из Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря: «Учение Святителя Иоанна Златоуста», «Исцеление расслабленного. Укорение фарисеев», «Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Покрова Пресвятой Богородицы», «Лоно Авраамово. Страшный суд»; по середине «Седьмой Вселенский собор».

Дионисий (около 1440—1503/08 год, из рода Чириковых) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия

Родившись в 1440—1450-х годах, Дионисий застал ещё мастеров рублёвского периода, одним из вероятных его учителей был старец Митрофан. Свой собственный стиль у мастера сложился На рубеже 1460—1470-х годов, в годы возрождения культурный жизни Московского княжества после периода феодальной смуты.

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию или его окружению. Корпус сюжетов, разрабатываемых Дионисием и его последователями, отличается от тематики произведений времён Андрея Рублева, что связано с развитием современной религиозной мысли. Так Дионисий создал для Иосифо-Волоколамского монастыря икону «Страшный Суд» — нехарактерный для XV века иконописный сюжет — и неоднократно писал «Шестоднев». Упомянутые иконографические сюжеты, вместе с «Апокалипсисом» и «Символом веры», связаны с дискуссиями о Рае и ожидаемым в1492 году (7000 год по старому летоисчислению) «концом света», а также богословскими спорами о природе Христа и Богоматери и борьбой с ересью жидовствующих. Наиболее знаковым является обращение к «Шестодневу»(описание сотворения мира Богом), как иконографическому сюжету, тесно связанному со злободневными религиозными вопросами.

В наследии Дионисия наиважнейшим является образ Богоматери. Согласно документам (См. Опись 1547 года), наибольшее количество работ, исполненных иконописцем для Иосифо-Волоколамского монастыря — это иконы, посвященные Богородице. Образ Богоматери-Одигитрии (Путеводительницы), начиная с Одигитрии для Вознесенского монастыря, в его творчестве сменил популярный до второй половины XV века частный, исповедальный иконографический тип «Умиление», к которому обращались такие мастера, как Феофан Грек и Андрей Рублев. Исследователи (Г. Попов) связывают рост интереса к более официальному типу с утверждением концепции Московского государства как «нового Царства Богоматери». Возможно, выбор сюжетов и формы их воплощения делались под влиянием Иосифа Волоколамского. Характерна «праздничная торжественность», особенно полно проявляющаяся в богородичных иконах Дионисия.

Содержание таких произведений Дионисия и его круга, как «Акафист Богоматери», «Похвала Богоматери», «О Тебе, Дева, радуется» и «Успение Богоматери» тесно связано с литургией и несомненно, результат общения с заказчиками-«книжниками», образованнейшими людьми своего времени.

По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.