***

Максим Цунами
МИСТИЦИЗМ, Хидайят Инайят-Хан
 
Мистицизм не является ни верой, ни верованием, ни принципом, ни догмой. Мистицизм - это божественный импульс, сияющий изнутри; его мы сможем понять после того, как откроем для себя, что мистицизм станет для человека большей реальностью, когда усилиться осознание тайного водительства. Мистик видит жизнь отлично от других. Он прозревает причину, стоящую за причиной всех поступков и ответных действий, поэтому он понимает причину и следствие, подъем и падение всех вещей, которые определяют ритм, стоящий за работой вселенной, а также всякого индивидуума, поскольку каждый человек является миниатюрной репликой вселенной.
 
Разумеется, тот, кто называет себя мистиком, таковым не является, поскольку, несомненно, что мистик - это тот человек, который устраняет все барьеры, отделяющие его от других, избегая всех различий и ограничений. Поступая таким образом, мистик осмеливается посмотреть на все вещи как с точки зрения других людей, так и с точки зрения собственного мистического понимания. Если можно было бы дать определение мистику, оно оказалось бы следующим: мистик - это тот, который стоит ногами на земле, в то время как голова его витает в небе.
 
Согласно закону творения, жизнь себя заключает в акашу или вместилище, и этим объясняется, почему жизнь может проявить себя в виде отдельных личностей, в то же самое время оставаясь парадоксальным образом неразделенной тотальностью. Этим объясняется, почему мистик видит божественное во всех аспектах жизни и склонен видеть причину, стоящую за причиной индивидуальных существ.
 
Мысли зависят от свойства ума, таким же образом, как и растения зависят от свойства почвы, в которую были посажены. Например, фрукты и цветы, выращенные в одной почве, могут оказаться сладкими или ароматными, в то время как в другой этих качеств им может недоставать. Подобным же образом, мистик познает менталитет человека: он читает его мысли и знает состояние ума, из которого эти мысли исходят. Как воду находят в глубинах земли, так и любовь скрывается в глубинах сердца. В одном человеке, в сравнении с другим, любовь можно обнаружить на более глубоком уровне подобно тому, как воду отыскивают под землей на большей глубине; в соответствии с условиями почвы, вода может быть чистой или загрязненной. Более того, подобно тому, как вода помогает земле расцвести, таким же образом импульс любви уподобляет ум плодородной почве. Всякая мысль, исходящая из плодородной почвы, рано или поздно должна принести сладкие и ароматные плоды.
 
Мы знаем жизнь только исходя из собственного опыта, из того, что входит в рамки нашего понимания, а все то, что мы не в состоянии понять, мы подозреваем в иллюзорности. Наше понимание можно уподобить капле в море жизни. Эта капля существует, и в тоже время, как бы сказать, не существует по сравнению с морем, хотя нельзя утверждать, что капля не существует, поскольку, в действительности, она является составной частью моря. Очевидная разница между каплей и морем состоит в том, что капля, погружаясь в море, перестает быть независимым существом. И, наоборот, море нельзя заключить в каплю, в то время как капля есть ни что иное, как само море.


                ***

Замело землю снегом
Ничего не видать никого
Хоть направо хоть налево
Что вверху что внизу бело
Только огонёк сигареты это
В белоснежном мире поэта
Словно божественная искра
А всё остальное снежинки
Улеглись и спят в зимке.