1. Опроверг Владимир Хохлев

Татьяна Парсанова
"Напиши своё впечатление о прочитанном" (я как раз, закончила читать его новый роман "Опроверг") -  именно с этой неожиданной просьбы Владимира Хохлева и зародилась во мне мысль собрать "Мою библиотечку".
Это была моя первая попытка высказать своё мнение (удачная или нет - решите вы). Но сейчас, по прошествию четырёх лет (ой! уже целых четыре года!) я хочу оставить всё, как было написано тогда.
До последней буквы.
Хотя сегодня, я бы кое-что изменила.

Итак, знакомьтесь - Владимир Хохлев "Опроверг". Мнение не специалиста.

«Помню, как я лежал в коляске и смотрел на деревья…» Первая же строка заставила задуматься: когда в последний раз я смотрела на деревья? Никуда не торопясь, ни о чем постороннем не думая, просто смотрела, как «ветки качаются, листья касаются друг друга…» Когда мой разум повзрослел настолько, что я перестала удивляться тому, что «стебелек с таким малым сечением держит на себе лист огромной площади». Что «ветер мог раскачивать крону направо и налево, ствол мог, шатаясь, жалобно скрипеть, но ничто в дереве не ломалось».

И захотелось вновь посмотреть на мир глазами любопытного ребёнка, впервые сталкивающегося с вопросами: «Почему вода жидкая, а лед твердый? Почему небо голубого цвета, а облака белые? Кто включает дождь, как душ в ванной?»

Настроившись на легкое времяпрепровождение я с воодушевлением принялась за чтение нового роман-журнала Владимира Хохлева «Опроверг». Впрочем, очень скоро стало понятно, что при кажущихся простоте и фантастичности сюжета — это произведение, которое заставляет не просто задуматься о недалёком прошлом и настоящем, о строении вселенной и месте человека в ней, о возможностях человека вообще, эта книга вызывает желание спорить. И восхищаться умением автора легко, ненавязчиво давать ответы, предвосхищая мои вопросы.

«…ты будешь опровергом.

Я не понял: кем?

Сущность пояснила: опровергателем ложной информации… Слово «опровергатель» — слишком длинное, «опроверг» — лучше.

Я спросил: и что делает опроверг?

Услышал: выстраивает противоположные суждения».

Выстраивать противоположные суждения — это Владимиру Хохлеву удаётся просто мастерски. Как вам вот такое утверждение: «Нам только кажется, что всё, находящееся внутри нас — наше. На самом деле оно такое же «не наше», как «не наш» внешний мир, нам еще неизвестный». Или такое: «Либерализм — тупиковый путь. Идти по нему люди не должны». Или вот — о смене времен года: «есть еще одно объяснение — почему меняются времена… Чтобы люди помнили о смерти».

Еще более удивительна способность автора совмещать, казалось бы, совершенно несовместимые вещи. Что общего между сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и бедствием, в наше время постигшим всё человечество? Но читаю и поражаюсь нестандартности взглядов автора: «Когда наступил 2020 год, в моей голове зловещие действия сказочного тролля и Снежной королевы неожиданно переплелись с реальностью распространения коронавируса и защитными карантинами, объявленными в большинстве стран мира. Сказка будто бы криво отразилась в были.

Изображение созданного злыми силами вируса, тиражируемое средствами массовой информации, почти в точности повторяло рисунок «роскошного цветка», в который превратилась маленькая снежинка, рассматриваемая Каем через зажигательное стекло. В названии вируса присутствовало слово «корона», обозначающее головной наряд злой королевы. Коронавирус поражал огромное число людей точно так же, как осколки зеркала…

Когда же один мой друг объяснил, что с какого-то древнего языка слово «кор-он» переводится как «сила холода», я поразился ясновидению сказочника Андерсена».

Не может не вызывать уважения широта кругозора автора, его умение ненавязчиво подтолкнуть читателя к саморазвитию. (Я, например, по совету автора, разыскала на просторах интернета книгу Натальи Гранцевой «Герои «России под маской Шекспира». Мне еще предстоит познакомиться с ней). И, естественно, восхищает та лёгкость, с какой автор может рассуждать на самые разносторонние темы: от простой «бытовухи», как «мама на лампочке штопала мой шерстяной носок, я стоял рядом и удивлялся. Вряд ли Александр Лодыгин сто лет назад видел свое изобретение в таком использовании. Но мама штопала довольно ловко и быстро. Форма лампочки почти идеально повторяла форму моей пятки», до осознания роли «неизвестной разумной силы», собственного «Я» и свободы выбора в процессе прочтения «Воли вселенной» Константина Циолковского. От небольшого экскурса в историю русской бани, рассказы (или окончание –ов?) известных людей о банных традициях, до вдумчивого изучения трудов «французского психолога и социолога, историка и антрополога Гюстава Лебона».

Вместе с взрослеющим главным героем я заново познакомилась с Василием Кандинским. Посмотрела немного другими глазами на его творчество. Не скажу, что стала его фанаткой. Но и полное отторжение и непонимание, какое испытывала раньше —ушло.

Читая статью «А Призрак был?» о пьесе Шекспира «Гамлет», я с удовольствием вернулась к бессмертным произведениям Великого Мастера и перечитала их. И с не меньшим удовольствием проследовала за интереснейшими рассуждениями автора, который, делая сравнительный анализ переводов С.;Степанова, Б.;Пастернака, М.;Лозинского, и взяв за основу нестандартные высказывания Н.Гранцевой и Б.Акунина, вдруг устами главного героя опровергает распространенное представление о Призраке. «К такой неожиданной версии, отрицающей всякую мистическую составляющую мирового шедевра Уильяма Шекспира и утверждающей, что по замыслу автора таинственный Призрак — это всего лишь актер в маске, мы бы не пришли, не окажись в нашем распоряжении вдохновенных предположений Бориса Акунина и Натальи Гранцевой. Им — наша благодарность!»

Очень интересны попытки главного героя осознать события великого и ужасного октября 1917 года, посмотреть другими глазами на основателя СССР В.И. Ленина, разобраться,«какое событие превратило компульсивного — принуждающего себя соблюдать общественные правила — семнадцатилетнего юношу в бунтаря».

Можно до бесконечности приводить примеры захватывающих рассуждений автора на самые разнообразные темы. Вот о поэзии: «Бориса Пастернака в поэзии я сопоставлял с Николаем Лобачевским в математике. До Лобачевского все математики и все учителя математики — приверженцы идей Эвклида—как попугаи, твердили: через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой. Пришел Лобачевский и опроверг Эвклида: наглядно показал, что пространство, в котором мы живем, не трехмерно, не прямолинейно. После чего провел через одну точку две прямые, параллельные данной прямой. До Пастернака поэты и любители поэзии считали, что слово может и должно нести в себе один смысл. Как в стихах Пушкина: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет… Слова стихотворения обозначают конкретные объекты. В воображении человека складывается ясная и конкретная картинка: море, ветер, кораблик, качающийся на волнах. Пришел Пастернак и опроверг бытовавшее мнение, дал слову множество смыслов — слоев восприятия».

А вот о любви к городу: «C каким-то невероятно нежным чувством я полюбил свой Питер. Я обожал Невский проспект и вообще весь исторический центр, знал каждый поворот, каждую улочку… Когда с Дворцовой площади я смотрел на барочный Зимний дворец, мне хотелось танцевать. Стоило развернуться—возникало желание вытянуться в струнку перед Александровским столпом и классическим Главным штабом. На Миллионной я бегал в ногах у атлантов и хватал их за пальцы. В Александровском саду бросал копейки в фонтан перед Адмиралтейством».

Думаю, нет смысла пытаться выделять из романа что-то более интересное и особенное. Для этого мне придется цитировать всю книгу целиком.

А вот что еще хочется отметить отдельно, так это очень интересное изобретение автора, (нововведение, находку – называйте это как хотите) —новую форму произведения: роман-журнал. Именно эта форма позволяет автору, в плавный рассказ главного героя вкраплять совершенно самостоятельные произведения: стихи, поэмы, рассказы и даже пьесу. И все эти отступления не выглядят как что-то чуждое, но являются ярким дополнением. И воспринимаются как закономерное, естественное и цельное.

«Опроверг» — название этого удивительного роман-журнала Владимира Хохлева оправдывает своё название в полном объёме. Здесь каждое слово спорит с вашими «научными» знаниями, житейским опытом, логикой размышлений» и пытается их опровергнуть. Вы можете верить или не верить, вы можете принимать или отвергать сказанное автором, но одно я знаю точно – эта книга не оставит вас равнодушным.

Владимир Хохлев.
http://stihi.ru/avtor/hohlev