Бог Спинозы

Оскар Хуторянский
СПИНОЗА 1632-1677

Декарт Спинозу восхитил -
И, думая рационально, точно
Он с "Этикой" провозгласил:
"Бог - это всё вокруг. И точка."

Борух Спиноза - его мысли
В веках живут и несравнимы
Из Португалии был выслан -
Семья его была гонима. 

У протестантов в Амстердаме
Нашли приют.  А там война
С католиками всей Испании
И Португалией была.

Борух был с детства вундеркиндом
Знал он Завет, так как никто.
Его позиция раввина
Ждала - почет и торжество.

Но мальчик был строптив, однако -
Он создал Бога своего.
Анафеме  с изгнанием страхом -
Община предала его.

Никто не мог сказать с ним слова,
Он был как мертвый для родных.
Был выгнан из родного дома
И Бенедиктом стал он жить.

Был мягок он и добр собою.
Шел по Декартовым следам.
Шагнул он дальше - и с душою
Мораль и тело он связал.

К Декарта миру строгих правил
Он интеллект ещё добавил.
Из выводов от аксиом его
Он дал понять - а Бог есть кто.

От синагоги отлученный -
Был показательный процесс…
И Бенедикт тогда рождённый
Стал гордостью евреев всех.


Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — Философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени




БЛАГОСЛОВЕННЫЙ

Один и тот же человек
Имел три имени при жизни -
Ребёнком - Бенто звали все
По португальски тогда мысля. 

А ведь родился в Амстердаме
И золотой там правил век,
Изгнанникам из Португалии
Той родины был близок свет.

А в синагоге был Борухом,
Там гением он с детства слыл.
Он Тору знал, и знал по слуху
И то что реббе подзабыл.

К нему ходили за советом
И те, с седою бородой...
Но не принял он их заветы -
И Бог его - он был другой.

Бог без эмоций и желаний,
Без поклонений и чудес. 
Бог разума, а также знаний...
Ну еретик! Он смотрит в лес.

Был отлучён и даже проклят
Общиной также как семьёй...
Стал Бенедиктом - с тем же корнем,
"Благословенный" богом, свой.

Он жизнь прожил без побрякушек,
Имел он меньше, чем монах.
Но мысли волновали души
И мнению король был рад.

Великие умы признали
Его величие среди них,
И Лейбниц, Гёте, Кант писали
Как много научил он их.

Эйнштейн согласен с его Богом,
Спинозы Бог - его кумир.
Философ рассказал так много,
И как учил, он также жил.


Бене (порт.), Борух (др. евр.), Бенедикт (лат.) - "благословенный"





БОГ СПИНОЗЫ

Спинозы Бог - он не Творец,
Он есть активная природа.
Он всё, что было и что есть -
Необходимость всего рода.

Он созидание само,
Его ничто не подгоняет,
И смысл лишь бытия его -
Он созидает, созидает.

Он всё, что есть и без Него
Ничто существовать не может…
Так в даосизме до него
Сам Лао Цзы твердил всё тоже.

Спинозы Бог далёк от чувств -
Его понять лишь разум сможет;
Поскольку Бог везде, вокруг,
То значит и в тебе он тоже.

“Познай себя” - Сократа клич
Звучит в его устах иначе -
"Познав себя - ты будешь с Ним",
А это редкая удача.

Познав себя - познаешь всё,
Хоть Бог его и безграничен,.
Но часть его в тебе живёт
И эта часть - твоя есть личность.

Он дух и тело, и душа
Хотим того или не знаем…
Вы шаг свой взвесьте не спеша -
Идёте так, как Он желает?



 Лао-цзы  (VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма




ЭТИКА СПИНОЗЫ

“Ethica, ordine geometrico demonstrata”
“Этика, доказанная в геометрическом порядке” -
Философское сочинение Спинозы, опубликованное после смерти автора в 1677 году его друзьями


В основе Этики Спинозы   
Краеугольным камнем - мысль,
Что: “Силою ума возможно
Понять желаний суть и смысл".

Уму желание - идея,
А утвердить иль отогнать
Один лишь разум может, смеет
И воля разуму под стать.

Воображение - дочь инстинкта,
Рождает ненависть иль страсть.
Влечёт к себе с огромной силой
Или даёт душе пропасть.

От наслаждения до боли -
Вот наших чувств диапазон
Всё вариации, не более
Инстинкта - любишь иль взбешён.

Над ними властна только воля,
Что разумом освещена.
Страдания мы изменить не можем
природу. В нас она сама.

Тот над которым Страсть владеет,
Раб обстоятельств и вещей.
Лишь тот, кто то понять сумеет
Свободу обретёт над  ней.

Инстинкта к Разуму дорога
Лишь к Добродетели ведёт…
В других дорогах лишь тревога,
Там Разум бьётся о порог.

Над чувствами себя возвысив,
Свои инстинкты победив,
Принять, как дар Того, кто свыше.
Умом принять - Его мотив.

Умом понявший - не страдает,
Ясны ему причины все.
В природе нашей всё бывает…
Инстинкт же порождает гнев.

Спиноза жил - не лицемеря.
Философ жизнь свою ведёт
Лишь разуму и мысли веря,
Он всем святым пример даёт.


Этика, доказанная в геометрическом порядке (лат. Ethica, ordine geometrico demonstrata) — философское сочинение Спинозы, опубликованное после смерти автора в 1677 году его друзьями.

Спиноза доказывает, что все происходящее в мире имеет причину в благом Боге, соответственно для счастья и блаженной жизни необходимо правильным образом настроить аффекты ("смутная идея": лат. confusa idea), которые слагаются из желания (лат. cupiditate), удовольствия (лат. l;titia) и неудовольствия (лат. tristitia).

При этом, хотя аффекты иногда и могут напоминать средневековые грехи(чревоугодие, скупость, пьянство, разврат), тем не менее совершенное избавление от них невозможно, поскольку они составляют сущность человека. Кроме того, само совершенствование человека сопровождается естественным чувством удовольствия (радостью).

В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма (Первая и единственная основа добродетели или правильного образа жизни есть искание собственной пользы).




О ПСИХОЛОГИИ СПИНОЗЫ

О психологии Спинозы
Писали много и не зря -
Его идеи есть основа
Всем для познания себя.

Её основа - ваше тело,
А также, что зовём - душа
Две стороны того же дела
Взаимосвязаны всегда.

Что мы всего лишь частный случай
Материи вечной и идей.
И в каждом хуже или лучше
Души и тела связь сильней.

Душа - мышление в развитии,
А тело есть её объект…
И ощущения, нам привычны
Всё это тел на жизнь ответ.

А восприятие ощущений,
И осознание их идей -
Душа работает над мнением -
Приятно? Больно? Иль больней?

Кто к размышлениям не привычен,
Тот ощущения сознаёт,
Как образы в плену развития,
Воображения полёт.

Им ведьмы чудятся и джины,
И жизнь средь леших, домовых…
Лишь разум - он найдёт причину.
И даст понять и объяснит.

Он истину один увидит
И для событий даст закон,
Что есть всегда необходимость,
Что без причин не будет звон.

Он реалист.  И так зовётся
Течение, что он создал.
Возможно, что и вам придётся
Узнать к чему он призывал.



ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ЭТИКА

Вопрос стоит фундаментален:
"Кем этика нам всем дана?"
Кому она дана в скрижалях,
Кто верит в Библию, в Коран.

А кто не верит в Бога, в чёрта;
Кому законы - тын-трава.
Кого мораль есть "вор в законе"
И этика других мертва?

Есть абсолютная реальность
Нам в ощущение дана
И мы об этом только знаем
Из наших чувств. И все дела.

Но каждый чувствует иначе -
Как жизнь прожил и что учил.
Так что же это?   Это значит
Для этики - свой личный мир?

Где абсолютная идея
Что хорошо? А что нельзя?
Как в шахматах, где каждый верит
Есть пешки ход, а есть ферзя. 

Я верю - этика реальна
И путь к ней очень не простой.
И не достаточно лишь знания -
Она руководит душой.

А суд за это после смерти;
За этику и спрос сильней.
Для тех, кто, в общем то, не верит -
Закон пришёл не от людей.

Ведь существует притяжение
В отсутствие звёзд как и планет,
Есть этика (такое мнение)
Неважно здесь мы или нет.



РАЗУМ И ЭТИКА

Учили нас, нет, в нас вбивали,
Что "ум" "душе" смертельный враг,
Что "что" и "как" мы делать знаем,
А вот "зачем" - лишь Бог подаст.

Что - "этика" с "умом" не дружит,
Что "ум" - безумный эгоист,
Что - телу своему лишь служит
И нужен поп, раввин иль priest.

Что не найти умом дорогу,
Что только "горе от ума";
Пусть мир познать у вас дорога,
Но не познать самих себя. 

Что разум чувствами не властен,
Что чувства разума главней -
Поскольку в нас сильнее страсти,
А разум так, он от людей. 

Не потому ль в вожди стремятся
В ком буря чувств кипит в душе,
Чтоб на трибуне бесноваться
Где места нет уму уже.

Рациональности нет места
В толпе; там только атавизм -
От диких предков нам в наследство...
Зачем же нам стремиться вниз?

Не верьте и не поддавайтесь!
Подвластна "этика" "уму".
Себя понять всегда старайтесь
И "чувства" подчинить ему. 




СТОИЦИМ

Философ - стоик, для него
Все чувства - суета мирская,
Сквозь призму разума его
На жизнь смотрел не удивляясь.

За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуешь и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал. 

По философии фаталисты -
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу - чинно, чисто,
Противишься - идешь в узде. 

Три части было в философии -
Их логика - забор в саду,
Их физика - что Вам садовник,
А этика - плоды, что ждут.

Жить гармонически с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так, как и невзгоды -
Все без эмоций принимать.

"Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся!"
Добился? Вот и Стоик ты.

И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека... множество других
Прилежно стоиками были.
Был и Спиноза среди них.

Зовём мы стоиком сегодня,
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова "больно",
И кто мораль не предавал.


Зенон Элейский (Элеатский; (ок. 490 до н. э.; Элея, Лукания, — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы.




РАЗУМ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Что здравый смысл,  а что есть разум?
Вопрос был задан неспроста -
Не зря Декарт сказал, что дар тот
«Был нам подарен от Творца!»
 
Декарт, за ним Спиноза, Лейбниц -
Считали мир рационален,
Хоть без границ он и безбрежен,
Но «разумом он познаваем!»

Их разум был индивидуален,
Не им ли мудрецам не знать,
А здравый смысл - он усредняем.
Он знаменатель, так сказать.

Да, "здравый смысл" - есть усреднение,
Что думают мудрец и шут,
А в результате уравнения
Выигрывает только плут.