Путевые заметки-2007. Травница

Светлана Паина
     Когда мы с сыном ехали уже с моря: в электричке от Туапсе в сторону Краснодара, на небольшом полустаночке после станции Горячий Ключ в наш вагон зашла бабушка и подсела к нам.

     Эта бабушка сама с нами заговорила . Она стала рассказывать про травы, которые собирает в этих краях. Я записала в блокнот, чтобы не забыть два новых на тот момент для меня названия: девясил и любисток.

     На первый взгляд - обычная бабушка, но когда она заговорила про любисток, обратила наше внимание на её глаза. Большие, ясные и чистые серо-голубые глаза. И вокруг них - ни одной морщинки! Любисток и девясил она заваривает и пьёт вместо чая, а любистоком ещё и промывает глаза утром и на ночь.

     Я спросила:
     - А Вы коренная местная жительница?
     - Нет, - ответила травница. Я приехала в 1991 году из Риги в качестве вынужденного переселенца. В Риге были страшные для русскоязычного населения события, и я уехала оттуда.
     У главы города Горячий Ключ я попросила дать мне какое-нибудь жильё, так как я, одинокая пенсионерка, в связи с известными событиями в Латвии осталась без жилья. И мне предоставили дом в пригороде Горячего Ключа.

     - Как я Вам завидую белой завистью, - вставила я, - здесь такие райские места. Так хочется тоже сюда переехать, я бы с сыночком переехала, но у меня нет жилья для обмена, так как живу в доме от ведомственного жилого фонда. И много лет нахожусь в атмосфере травли со стороны того начальника, в ведение которого я в 1987 году поступила на работу с предоставлением жилья. Причём он непотопляем: творит против людей беззакония, пользуясь служебным положением, и все жалобы на него оборачиваются против жалобщиков. А мне с сыном дадут здесь жильё?

     - Скорее всего - нет. Когда я сюда приехала, это был ещё Советский Союз. И глава города был очень хороший, а сейчас здесь совсем другая администрация. Ну, а мне что завидовать: живу в бедности. Мой домишко на отшибе, на него дважды совершали налёты цыгане. Они позабирали всё самое ценное, и больше забрать нечего, и я не приобретаю ничего, чтобы ворам не досталось. Деньги на книжке держу, их и так немного.

     - Какая хорошая бабушка, правда, сынок? Давай, познакомим её с нашим другом дедом Борисом. Он ведь тоже очень добрый. Здорово было бы, если бы вы сошлись, и никакие воры Вам не были бы страшны. Дайте нам свой адрес.

     И бабушка записала мне в тетрадь свой адрес, имя и фамилию.

     Когда мы приехали домой в Реутов, мы в тот же день пришли к деду Борису. Мы ему на хранение, пока уехали не море, оставили ноутбук - единственное, что было у меня ценного. Мы забрали ноутбук, но рассказать о нашей новой знакомой бабушке удалось в другой день, так как нам открыл его внук, а самого деда не было дома: была его дочь и внук-студент.

    
     Дед Борис был дворником, и в трудные дни, когда снегопад или листопад, или весенняя уборка того мусора, что накопился за зиму под снегом, ему помогала дочь. Об этом негативном, хотя и очень религиозном существе не хочется даже упоминать в этой заметке, но опишу этот отрицательный образ в другой раз -  другом произведении.

     Дед был верующим православным христианином: ходил на крупные церковные мероприятия в Москве недавно ездил приложиться к Плащанице. Там, говорят, было очень много народу. Никому ничего плохого не делал. Он был ветераном труда, и ему давали без оплаты путёвки в лучшие санатории страны.

     Но тут настали для дворников во многих городах России тяжёлые времена. Начали коренных жителей-дворников заменять на мигрантов. Этой немытой кишлачной категории граждан бывшего СССР отовсюду, в том числе с экранов телевизоров настойчиво внушали, что русские, мол, все пьяницы и не умеют работать.

     Лично я абсолютная трезвенница, но ради удобного графика, ради детей тоже работала дворником, хотя у меня высшее образование. Удобный график работы на одном лишь участке - это позволило мне дать музыкальное образование сыну и обеспечит ему полную безопасность: приводила его и забирала в вечернее время, была зрителем всех концертов и фестивалей, где он участвовал.

      В большом коллективе дворников ЖЕУ-4 было только две употребляющие алкоголь дворничихи, но к работе они относились добросовестно, иначе бы их давно уволили, ведь желающих даже на эту работу в условиях присущей капитализму тотальной безработицы - более, чем достаточно.

     Короче говоря, ради этих полчищ мигрантов русским дворникам начальство стало ставить маразматические условия, и постепенно поувольнялись все: даже те, кто всю жизнь безупречно чисто самоотверженно убирали свои участки. Например, две пожилые неразлучные пенсионерки-сёстры.

     На смену любящим наводить чистоту даже за крошечную зарплату работникам так и пришли полчища мигрантов, и с тех пор их число многократно увеличилось и продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии, да ещё и интенсивно размножаются на нашей земле, в то время, как республики Средней Азии не входят в состав России. Кому выгодна такая крупномасштабная несправедливость? Конечно, коррупционерам.

     Таким образом выдавили с работы на всех. Дед ещё какое-то время поработал и уволился, ну а две сестры-бабушки уволились последними. Они героически держались за свои рабочие места и на что-то ещё надеялись, но их надежды не сбылись.
    
     Приехав с моря в 2007 году я ещё работала и  рассказала деду про нашу Травницу и хотела дать ему листочек с её адресом. Наши с дедом участки находились рядом.

     Дед Борис нисколько не заинтересовался той бабушкой и адреса не взял.

     После потери работы дед прожил недолго. Через год я встретила в нашем городском парке его дочь и узнала от неё, что деда Бориса больше нет.

     Тогда я ещё  и не полностью осознавала, что травники и все те, кто живёт в согласии с природой ничего общего не имеют с людьми религиозными, более того, религиозные фанаты ненавидят таких людей, считая их колдунами. Я тогда не осознавала, что верующие и ВЕДАЮЩИЕ - это антиподы и никогда им не сойтись вместе.

     Александр Куприн в своём величайшем произведении "Олеся" описал, на какие зверства способны религиозные нелюди, собранные в стадо против беззащитной травницы. Если Вы это не читали, посмотрите хотя бы советский фильм "Олеся" с актрисой Людмилой Чурсиной. Я смотрела и собираюсь посмотреть "Олесю" с Мариной Влади в главной роли. И ещё можно послушать песню "Олеся" в наилучшем исполнении советского ансамбля "Песняры" - запись 1973 года.

    Далее: "Путевые заметки-2008"