Мне по испански стыдно за Элладу

Алексей Фотиадис
                "Правительство Греции не пригласило делегацию
                России на день независимости - ПОЗОР!"

                Игорь Онищенко
                (мой старый друг из переписки)


Прав старый друг - мне за Элладу стыдно,
Не пригласить Россию к торжествам...
В судьбе участие её так очевидно -
Героев помнит всех страна по именам.

Кто верой-правдой в лихолетия Эллады,
Служили честью русскому двору,
Им слава вечная и памятью награды -
В обоих государствах нахожу.

Каподистрия, Бубулина, Ипсиланти,
Нет города без улиц их имён,
Россия не жалела для них мантий
В музей героев каждый занесён.

Позор правителям твоим забывшим время,
Ведь для истории, что 200 лет?  не срок.
Твою свободу - подало России бремя,
Не требуя себе за то оброк.

Народ, подумайте кого мы выбираем?
В ком славы дух былого не в чести,
В них вырождение с голубизной гуляет -
Стране великой стыдно так себя вести.

Иоанн Каподистрия — граф, российский и греческий государственный
деятель, министр иностранных дел Российской империи (1816—1822 годы)...
и первый правитель независимой Греции.
Граф Иоанн Каподистрия известен как первый президент
и премьер-министр Греческой республики.


Ласкарина Бубулина - << Рядом с ней нерешительные становились сильными, а мужественные перед ней отступали…>>
На корабле «Агамемнон» Бубулина впервые подняла национальный флаг Греции. В России высоко оценили её мужество — император Александр I присвоил Бубулине звание адмирала Российского флота и даровал монгольский меч в качестве признания заслуг. Таким образом, она стала первой в истории женщиной — адмиралом Российского флота.


Ипсиланти Александр (Александр Константинович) (12. 12. 1792, Константинополь,— 31. 1. 1828, Вена), генерал-майор русской армии (1817), участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813—1814 и борьбы греческого народа за освобождение от турецкого ига в 1821. В 1806 вместе с родителями эмигрировал в Россию и поселился в Киеве. Службу в рус. армии начал в 1808. В 1812 участвовал в сражениях при Клястицах и Полоцке. В 1813 в звании подполковника принимал участие в сражениях при Бауцене и Дрездене, в последнем потерял правую руку. За храбрость был награжден золотым оружием и произведен в полковники. В 1816 — адъютант царя Александра I, с 1817 — ком-р бригады 1-й гусарской дивизии. В апр. 1820 вступил в тайное греч. революц. общество «Филики Этерия» и вскоре возглавил его. В февр.— марте 1821 прибыл в Яссы с целью поднять балканские народы на восстание против тур. владычества. Обратился с воззванием к греч. народу, сформировал повстанческие отряды и поднял антитурецкоо восстание в Молдове, послужившее сигналом к началу Греческой национально-освободительной революции 1821— 1829. Однако, отказавшись ликвидировать привилегии бояр и духовенства, И. оттолкнул от себя крестьян. В июле 1821 войска И. были разбиты турками при Драгошанах, сам он бежал в Австрию, где был задержан и заключен в тюрьму. В 1827, благодаря вмешательству России, И. был освобожден.


                Ипсиланти и Пушкин


В сохранившихся фрагментах сожженной десятой главы «Евгения Онегина» Пушкин писал о революционных событиях начала 1820-х годов:

Тряслися грозно Пиренеи,
Волкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Морей
Из Кишинева уж мигал.

В этом четверостишии перечисляются события 1820—1821 годов: революция в Испании (январь 1820), неаполитанское восстание (июль 1820) и борьба за освобождение греков от турецкого ига под руководством Александра Ипсиланти (март— июнь 1821). Глава тайного общества гетеристов (греческих революционеров) был генерал-майором русской службы, участвовал в Отечественной войне 1812 года. В сражениях под Дрезденом (1813) лишился правой руки. Переписка поэта v мемуары современников свидетельствуют о частых встречах и беседах Пушкина с Ипсиланти и его братьями в Кишиневе Поэт был свидетелем подготовки к выступлению Ипсиланти и его соратников i дунайских провинциях и отдавал должное их «отваге и смелости». В март( 1821 года Ипсиланти с отрядами повстанцев перешел Прут и в Яссах обнародовав прокламацию с призывом к освобождению Греции от турецкого господства. Восстание успеха не имело, и войско Ипсиланти было разбито. Заключенный в австрийскую тюрьму руководитель восстания был в 1827 году освобожден по просьбе русского правительства. Пушкин, воодушевленный началом борьбы за освобождение Греции, писал в марте 1821 года «по горячим следам» событий: «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал — отныне и мертвый или победитель принадлежит истории — 28 лет, оторванная рука...». Позднее в повести «Кирджали» (1834), основываясь на личных впечатлениях и расспросах участников восстания, бежавших в Бессарабию, Пушкин пересмотрел роль вождя гетеристов: «Александр Ипсиланти был лично храбр, но не имел свойств, нужных для роли, за которую взялся так горячо и так неосторожно...»

Тем не менее Пушкин сохранил воспоминание о замечательном современнике. На полях рукописи «Барышня-крестьянка» он рисует профиль Ипсиланти. На одном из вечеров, свидетельствует близкий друг Пушкина Аркадий Россет, где были В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие, «зашла речь о греческом восстании и об Ипсиланти, которого Пушкин защищал». Образ Ипсиланти Пушкин собирался запечатлеть в поэме о гетеристах и тепло отозвался о нем в стихотворениях «Меж тем как генерал Орлов...» и «К Овидию» (1821).

Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
Скитался я в те дни, как на брега Дуная
Великодушный грек свободу вызывал.


                «ИСПАНСКИЙ СТЫД»

Если стыдно за других — вы особенный человек с личной миссией.
«Испанский стыд» — когда стыдно за другого. Что это значит и почему нам стыдно за других?

Кто-то ведёт себя развязно, отвратительно; хамит официанту, нагло лжёт, хвастается, рассказывает сальные анекдоты… Или кого-то уличили в воровстве, разоблачили публично… Кто-то неуместно оделся в юношеские одежды, а сам давно на пенсии; кто-то шумно втягивает в себя суп, как испорченный насос… И им не стыдно ни капельки, этим людям. Почему-то стыдно вам. Даже если это в кино происходит — вы отворачиваетесь и стараетесь пропустить неприятный момент. Окружающие хохочут или возмущаются, а вам стыдно. Что за дикость?
Это «испанский стыд»; именно испанцы придумали название для выражения этого странного чувства. Стыд за другого некоторые психологи считают проекцией; дескать, вы когда-то попадали в подобное положение, вас устыдили или посмеялись над вами, вот подсознание вам и напомнило момент стыда; вашего стыда, личного. Но вы никогда не хрюкали во время еды; вас не уличали в краже, вы не кричали нецензурно на обслуживающий персонал! Так что такое объяснение пусть психологи оставят для себя; может, у них есть такие личные воспоминания.
Это проявление эмпатии, вот что такое «испанский стыд». Это особое уникальное качество, которое присуще немногим. Сейчас учёные подтвердили, что у эмпатических личностей мозг устроен особым образом. Они могут полностью понимать эмоциональное состояние других людей, буквально «считывать» эмоции и даже мысли. Но мало того, что вы эмпат. У вас есть ясное ощущение и осознание того, что Кант называл «нравственным законом». Вы мгновенно отличаете добро от зла, справедливость от несправедливости. Вы обладаете также и милосердием; в вас нет жестокости и наслаждения страданиями даже врагов… Вы особенный человек со своей личной духовной миссией, вот в чем дело.
И эта тягостная доля — стыдиться за других, — прямое указание, что в жизни ваше дело — беречь, защищать, помогать, спасать, лечить, восстанавливать справедливость. Это ваше предназначение.