Послесловие к стихам на псалмы святого Ефрема Сири

Сергей Коробцов
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Путь к Псалтири святого Ефрема Сирина

Уважаемые читатели!
Дорогие братья и сестры!
Вот и завершён более чем трехлетний труд стихотворного переложения Псалтири святого Ефрема Сирина. Труд очень непростой, совершённый в большей своей части во время основных церковных постов и таких же продолжительных моих болезней. Это и неудивительно, ведь проникнуться духом покаяния и смирения, которым блистает святой Ефрем Сирин, как никогда получается лишь в таких обстоятельствах. Оглядываясь назад, любой человек может при внимательном рассмотрении увидеть удивительный промысел Божий в его жизни. Так вот и я некоторое время назад и подумать не мог, что Бог даст мне написать это переложение на стихи Псалтири святого Ефрема Сирина. А привели меня к этому мои предыдущие стихи и фотоаппарат – мой неизменный спутник по этой жизни.
В начале 1970-х годов примерно в 3-м или 4-м классе начальной школы в селе Первые Акуличи на Брянщине я записался в фотокружок. Это было настолько увлекательно, просто сказочно. В средних классах мне уже подарили мой первый фотоаппарат. В старших классах пришли и первые юношеские стихи, которые ушли с окончанием школы. А фотоаппарат остался со мной навсегда, менялись с годами лишь марки.
Приехав в 1983 году в Калугу на работу в Управление Калужского троллейбуса, продолжил фотографировать окружающих меня людей. А в 2002 году, после открытия мной  русской поэзии Серебряного века, ко мне вновь вернулись мои стихи, и в 2003 и 2004 годах уже вышли в свет два моих первых стихотворных сборника. Для иллюстраций к ним потребовались виды Калуги, храмов и природы. Это побудило меня к фотографированию уже не только друзей или коллег.
После выхода в свет книг моих стихов с фотоиллюстрациями произошло знакомство с педагогами из Калужского православного педагогического общества. Они попросили меня отсканировать и напечатать набор фотографий «Храмы Калуги» большим размером. Я согласился им помочь и сделал, как они просили. Только качество увеличенных фотографий храмов было настолько низкое, что мне было совестно отдавать такие.
И тогда я подумал – храмы ведь все в Калуге. Что же тогда мешает мне сейчас сфотографировать их самому? И поехал я с фотоаппаратом их разыскивать и снимать уже на свой первый цифровой фотоаппарат. Искал храмы по фотографиям из набора, предоставленного мне православными педагогами. И вот в один из дней августа 2005 года я приехал сфотографировать Успенский собор Калужской Свято-Тихоновой пустыни. На фотографии собор стоял с оголённым куполом, только возрождаемый. А тут я увидел уже отреставрированный купол, сияющий новой кровлей синего Богородичного цвета. Я был очень впечатлён, а зайдя в монастырь был просто покорён видом ещё восстанавливаемого монастыря. И дальше в промежутках между фотосъёмками храмов Калуги стал регулярно посещать Тихонов монастырь, ловить виды – солнце, небо, состояние природы, окружающей святую обитель.
Так я открыл для себя удивительную жемчужину православной Руси – Калужскую Свято-Тихонову пустынь и её основателя преподобного Тихона  Калужского, а они открыли  мне меня. Другого…
Здесь целительная вода святого источника, цветы на берегах Вепрейки, птичьи трели, ряска монастырских прудов, небеса над обителью – всё это передает удивительное ощущение незримого присутствия Творца и наполняет душу светлой радостью. А когда всматриваешься в водную гладь монастырских прудов с отражением прекрасных воссозданных храмов, то с души опадает вся суета и алчность мира, а сердце наполняется покоем. Все плохие мысли исчезают в этом отражении храмов и небес, и тебе кажется, что ты видишь себя таким, каким должен быть перед Богом.
2 ноября 2005 года я в очередной раз приехал снять виды Тихонова монастыря. Ноябрьская бодрящая погода сделала необычайно синими небеса и отражение их в монастырских прудах. Необычные,  скатанные в горошины, облака отражались жемчужинами в ладошках водной ряби. Они перекатывались по медленно колышущимся отражениям храмов на воде. Было так мирно и радостно, что казалось где-то рядом Господь и преподобный Тихон смотрят на тебя с Небес…
И ко мне пришли стихотворные строки:

Зыбь на воде прудов жемчужная
Колышет нежно купола,
И небо посылает нужные
Страдающей душе слова.

Принять их сердцем поспешите,
Они греха унынья – крах.
Так зарождалась здесь обитель:
Вепрейка, дуб, дупло, монах.

И ныне с нами Преподобный,
Утешит он и укрепит,
Вам станет даже неудобно
За мелочность потерь, обид.

Пусть Свято-Тихонова пустынь
Калужская, открывшись вам,
Останется в вас светлым чувством
Пути земного к Небесам!

Потом выяснится, что 2 ноября был День рождения обители! Фотографии и стихотворные строки этого дня подвигли меня к выпуску фотонабора открыток с видами храмов. Православные калужские педагоги уже уговаривали меня это сделать после того, как я им подарил фотографии храмов, которые уже сфотографировал. Я от этого отказывался, а им печатал на принтере сколько просили. Но благодать, которую я испытал в этот незабываемый день, подсказала моей совести, что этим надо делиться с другими. И вскоре в свет вышли два первых моих фотонабора открыток «Храмы земли Калужской», где были храмы Калуги и Тихонова пустынь, а также отдельно фотонабор «Тихонова пустынь». Почти весь тысячный тираж последнего в декабре был подарен мной монастырю. Открытки понравились, и вскоре из монастыря мне позвонили и попросили приехать сфотографировать монастырь с восстанавливаемой монастырской колокольни. Туда ещё никого не пускали, и фотографий таких почти не было. Я, конечно, обрадовался такой редкой возможности. Но в тот момент, в декабре 2005 года,  стояла очень пасмурная и слякотная погода со сплошными туманами. И я ответил, что необходимо дождаться солнечной погоды, и только тогда снимать виды монастыря с колокольни, иначе качество фотографий будет недостаточное. На этом и договорились. Однако, декабрь не собирался менять свою погоду, и туманные дни продолжались.
И вот 24 декабря 2005 года мне, тогда ещё всё далекому от Церкви, позвонили из Тихонова монастыря и попросили сегодня же приехать фотографировать обитель с колокольни, так как фото срочно нужны для готовящейся к выпуску монастырской книги, а её уже завтра надо сдавать в печать. На дворе стоял сплошной туман, но ждать погоды было некогда. Пришлось ехать. На подъезде к монастырю в плотных тучах на небе мгновением промелькнул какой-то просвет. Подъехав к монастырю, я зашёл в иконную лавку забрать ключи от колокольни, которые специально для меня там оставили. Взяв их, я вышел из иконной лавки и в тумане пошёл к колокольне, открыл входную дверь и стал подниматься наверх. Проходя первую площадку с большими световыми круглыми проёмами колокольни, я увидел как вдруг сильно просветлела атмосфера вокруг колокольни. Конечно, тут же сколько было сил рванулся бежать вверх по лестнице. А когда добежал до площадки с колоколами и включил фотоаппарат, то сквозь щель в плотных тёмных облаках просияло солнце, озарив монастырь и округу. На контрасте с тёмным небом в солнечном свете всё засияло Божественно! Я скорее начал снимать монастырь и округу со всех сторон колокольни. Благо, что цифровой фотоаппарат позволил мне минут за пять снять несколько сот фотографий. Я быстро израсходовал весь запас кадров, и тут солнце снова начало прятаться за тучи. Пока я спустился с колокольни (а это 73 метра!), солнце полностью скрылось, и прежний туман опять вошёл в свою силу. Отдав в иконную лавку ключи от колокольни, в недоумении и в густом тумане я возвратился в Калугу, и потом как кинофильм две недели прокручивал эту историю в своём практичном уме, не находя ей объяснения. К Рождеству Христову 2006 года впервые в жизни моя душа попросилась на ночное праздничное богослужение в Тихонов монастырь в главный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы...
Монастырские праздничные ночные службы всегда долгие. Начинаются раньше полуночи, а завершаются около 4-х часов утра. Признаюсь, что мне впервые было очень трудно это выдержать. Когда около 3-х часов ночи Царские врата в Успенском соборе закрыли перед  Святым Причастием, мне захотелось куда-нибудь притулиться. Но в это время неожиданно зазвучало какое-то ангельское детское пение. Оказалось, что дети Воскресной школы монастыря по традиции всегда в это время поют Рождественские стихиры и колядки, причём на разных языках. Меня это так воодушевило, особенно когда я увидел среди детей и 5–6-летних, которые так старались петь, прославляя родившегося Богомладенца. Я был просто в восторге!   Так в итоге я стал прихожанином и внештатным фотографом монастыря преподобного Тихона Калужского. Вот таким путём приблизил меня Бог к Тихоновой пустыни. Желаю всем, кто ещё не знает Тихонову обитель, открыть её для себя.
За время моего общения с этим замечательным святым местом здесь было написано много стихов. Стихи всегда просят соучастия и сопереживания, душевного усилия для проникновения в музыку и мысль стихотворения. Особенно трудно писать духовные стихи, требующие особого молитвенного состояния духа. Так получилось, что в конце 2019 года я порвал связку на правом плече, и мне на праздник Введения Пресвятой Богородицы 4 декабря сделали операцию. Восстановление проходило очень болезненно и долго, более 4-х месяцев, включая Рождественский и Великий Посты. Примерно на Рождество, в иконной лавке Тихонова монастыря, я увидел Псалтирь святого Ефрема Сирина и приобрёл эту книгу. Она меня сразу покорила не только своей высокой духовностью, но и поэтическими образами. Два раза я её перечитал и уже во время Великого Поста псалмы разбудили во мне стихотворные отклики на них. В виду болезни у меня было достаточно времени, чтобы перед их написанием погрузиться в дух покаяния и смирения через чтение Священного Писания, Евангелия, Апостолов и Псалтири Царя Давида. В этом порыве были написаны почти 50 стихов. А далее, выздоровев, погрузившись с головой в дела, писать стихи на псалмы получалось очень редко, в основном во время постов. И так продолжалось до начала 2023 года, когда я вновь заболел длительной болезнью, проболев несколько месяцев, так что Великим Постом 2023 года было написано более  50 последних стихов на псалмы Святого Ефрема Сирина.
Очевидно, что без обители преподобного Тихона Калужского у меня это бы не получилось...  До революции монастырь был самым крупным в Калужской губернии и насчитывал 226 насельников. В богоборческое время он был первым в губернии закрыт и впоследствии разрушен. Возрождение монастыря началось вскоре после назначения в 1990 году на службу в Калужскую епархию архиепископа Климента, нынешнего митрополита Калужского и Боровского.
По его воспоминаниям, опубликованным им в книге «Возрастание в вере», в свой первый рабочий день на калужской земле владыка Климент, объезжая епархию, поздним вечером заехал на святой источник преподобного Тихона Калужского, ещё оцепленный местами колючей проволокой. Пробравшись по болотистой почве, испил святой водицы и молитвенно попросил преподобного Тихона помочь возродить это место, освящённое его молитвенным подвигом. Именно с источника в 1991 году и начнётся возрождение обители, куда владыкой Климентом будет назначен на восстановительные работы иеромонах Тихон, нынешний настоятель монастыря архимандрит Тихон.
На 500-летие памяти преподобного Тихона Калужского 29 июня 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил возрождающийся скит «Живоносного источника»  с колодцем преподобного Тихона Калужского и совершил праздничную Божественную Литургию в присутствии около 10 000 человек! После Литургии Святейший Патриарх посетил разрушенный монастырь, где обратился к властям – вернуть монастырь Церкви. А 2 ноября 1993 года Решением Священного Синода Русской Православной Церкви монастырь был заново открыт. Само восстановление из руин за столь короткий исторический срок является несомненным чудом и Промыслом Божьим! Помимо поруганных и утраченных храмов в монастыре был создан новый скит во имя святого преподобного Ефрема Сирина с одноименным храмом. Сей храм был построен на месте бывшей так называемой Ефремовой дачи – места уединения духовника Тихонова монастыря в конце ХIХ века старца Ефрема, бывшего насельника Оптиной пустыни и освящен в 2002 году. Стараниями иеромонаха Ефрема, ученика преподобного Оптинского старца Льва, в обители утверждалось старчество. Следует заметить, что создание Ефремова скита и строительство храма во имя преподобного Ефрема Сирина произошло ещё до полного восстановления и освящения главных соборов обители – Успенского и Преображенского, что говорит о его значимости. Скит во имя преподобного Ефрема Сирина служит духовной опорой братии монастыря и закрыт для паломников. Там очень строгое житие. Даже электричества нет. На братских богослужениях в  Ефремовом храме особый молитвенный дух. Престольный праздник храма 10 февраля – день памяти преподобного Ефрема Сирина.
2 ноября 2023 года  исполнилось 30 лет современной истории многовековой обители, чему и посвящается это издание стихотворного переложения Псалтири святого Ефрема Сирина.  К тридцатилетию молитвенного служения в Калужской Свято-Тихоновой пустыни мною было написано стихотворение, которое и завершает это послесловие:

К 30-летию молитвенного служения в обители преподобного Тихона Калужского

30 лет – это много и мало,
если к вечности жизнь примерять.
Как обитель чудесно восстала,
тут одним лишь умом не понять!

Век 20-й посеял разруху,
монастырь был поруганным весь.
30 лет место Божьему Духу
по молитвам готовится здесь.

Крест такой кто без Бога поднимет?
Всё же может – Его благодать.
Наш Владыка молитвенный Климент
это место пришёл возрождать:

Вдоль источника – провод колючий
натянули «слепые» враги,
«Преподобне наш Тихоне отче,
возродить монастырь помоги!»

В 500-летие памяти Тихона
на источнике строится храм,
и молитва взлетает возвышенно,
и летит по сердцам и дворам.

И с наместником Тихоном дальше
монастырь будет снова открыт –
возродить всё былое, как раньше –
так Владыка здесь благословит.

30 лет монастырь в честь Успения
Богородицы – всем омофор
тем, кто ищет у Бога спасения
с тех уже достопамятных пор.

Преподобный наш Тихон Калужский
помогает больных врачевать,
и дорогой нелёгкой и узкой
через тернии в Вечность шагать.

30 лет – многих нет уже с нами:
архипастырей, братий, отцов,
их молитвами мы с Небесами –
Богородицы видим Покров.

Нас у Бога никто не отнимет,
нет! Такому уже не бывать!
Дорогой архипастырь наш Климент,
С Вами Бог нас здесь будет спасать.

И подводя итог скажем: святые отцы наши, Ефреме и Тихоне, молите Бога о нас!
Ещё раз прошу у всех великодушия и молитв.
               
                Сергий Коробцов