Как бы накануне острова на Солярисе

Михаил Просперо
Соль океана Солярис это бессмертий оферта,
Умберто?
*
Надо срочно отменить конференцию на Солярисе, только что узнал, в завещании Умберто Эко просил, чтобы в течение 10 лет после его смерти не было ни одной конференции или семинара, посвященных его работе. То есть до 19 февраля 2026 года. Или это только для Земли запрет? Надо уточнить.
http://stihi.ru/2024/03/28/6500
А у кого спросить? У эмбриона, чем-то напоминающего ребёнка из Соляриса-1959? Только постарел, обзавёлся бородой и вообще похож на Умберто Эко, а почему бы нет? А почему Солярис - не рай, или ад - для атеистов? Для не прощённых людьми по божеским обрядам. Прощались-то с Эко в миланском замке Сфорца по-светски, без церковного отпевания – это редкость для Италии. За гробом шли толпы, приехали даже президент Италии и президент Папского совета по культуре, назвавший атеиста Эко «человеком больших горизонтов».

- Синьор, есть смысл вас о чём-то спросить?
- Здесь есть второй смысл, как и в прочих снах. И в видениях. Его надо читать аллегорически. Или анагогически.

- ...что он сказал? - спросил я тихонько у своего робота. Тот моментально перемигнулся разноцветными глазами и выпалил:
- Анагогическое толкование, согласно герменевтическому учению, один из четырёх уровней смысла Библии, которые впервые были сформулированы в 426 году богословом и теоретиком св. Иоанном Кассианом. Можно рассмотреть эти уровни на примере города Иерусалима:

Буквальный смысл — «город в Израиле»
Аллегорический смысл — «Церковь Христова»
Тропологический уровень — «Душа Человеческая»
Анагогическое толкование — «Град Небесный».

- ---хватит... - прошипел я. - Мы на Соляриса, не надо, чтобы здесь всё это проявилось 4 в одном.

Но оно-таки проявилось. На островке, над которым парила наша половинка космической станции с надписью Floyd (флюид лёгкий?)- мне повезло, станция с надписью Deep (глубокий - и точно пошла на глубину) - на обломках моего корабля, как-то удержавшегося на туманном только оформляющемся островке, начала прорастать башня, напоминающая Вавилонскую. И во мне как бы сама собой заработала поэзия. Это бывает и с вами, не так ли?

Поэзия начинает приглядываться,
Изучать движение новых фигур,
Она начинает понимать красоту неуклюжести,
Красоту слона, выброшенного преисподней.

Н-да... Надо относиться с юмором, иначе здесь не выжить, если со страхом. Попытался спеть чо-нибудь лёгкое, популярное, получилось - что вижу, то пою:

Бхагаван, Бхагаван, что ж ты бросил слона?
Просветить не поднялась рука?
Как плыть в лодке без вёсел?
Твоя мудрость нужна!
К водопаду уносит река!

Всё пришло в движение. Надо как-то остановиться. Я включил голову себе, не всё же пользоваться искусственным интеллектом робота, я нашёл в памяти что-то более серьёзное, настоящее, написанное на Земле, там, где воды реки Катунь слетают с высоты 1600 метров, в Уймонской долине.

Там, где дракон у порога уснул
Там, где река входит в море
Там остановимся, слушая гул
Зов водопада Мории

Нам не бояться уже ничего
Нам не считаться с врагами
Нам не нести на плече никого
Зов водопада с нами

Тот побеждает, кто сердцем поёт
Тот обретает, кто весел
Тот не теряет, кто груз отдаёт
Зов водопада честен

Там, где дракон у порога уснул
Там, где река входит в море
Там остановимся, слушая гул
Зов водопада Мории.

И движение плавучего острова действительно остановилось. Я корю себя всё время за то, что в театре Солярис нет той жизни, которая бы всем понравилась, а только меняются декорации и никакого движения сюжета, но может быть это не от моей усталости жизнью?

- Не уверен, что мне нравится жить. Я стараюсь производить такое впечатление из вежливости… И потом, радость всегда преходяща... - задумчиво сказал Умберто Эко.
- Извините, я не хотел вас об этом спрашивать, я как бы о себе. Понимаете, вот болтался месяца три возле Соляриса на этой разболтанной полустанции, вот она наконец развалилась и отпустила меня, и я вроде бы ничего для этого не делал, а добился того, что попал в океан. И вот начинай всё воплощать - а нечего, только какие-то страницы из прошлого идут-идут-идут... Извините.
- Бывают моменты крайне сильной физической утомленности, сочетающейся с двигательным перевозбуждением, когда нам являются призраки людей из прошлого. Позднее я узнал...что именно так являются призраки ненаписанных книг. - тихо и доверительно сказал как бы тоже себе, но, пожалуй и мне, он, Умберто, уже совсем не эмбрион по внешнему виду, а приличный такой человек.
 
(продолжение http://stihi.ru/2024/03/28/6500