На человеческий язык...

Конкурс Стихов Дуэт
Твой гений силой вдохновенья
В миры надзвездные проник —
И переводит их моленья
На человеческий язык.

К. Льдов

Бетховен говорил о творчестве великого Баха (имея ввиду, что фамилия Бах с немецкого языка переводится как слово «ручей»): «Не ручьем, а океаном должен был называться этот человек!».
Музыкальный океан — Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) — легендарный немецкий композитор, органист, капельмейстер, педагог, автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы) — родился 21 марта (по другим источникам 31 марта) 1685 в городке Эйзенах земли Саксен-Эйзенах.
Известно, что Бах, во время исполнения органных песнопений на божественных службах, не мог хладнокровно переносить их слишком примитивную музыку и старался при всяком удобном случае импровизировать, оживлять ее музыкальными арабесками и часто настолько увлекался, что даже изменял мелодию традиционного пения, приводя молящихся в недоумение и полнейший разлад с музыкой.
По словам князя Одоевского, во время богослужения Бах брал тему и так искусно обрабатывал ее на органе, что вариации могли продолжаться до двух часов. Сначала эта тема была слышна в форшпиле (увертюре) или в прелюдии; затем Бах превращал ее в фугу; потом, посредством различных регистров, трансформировал в трио или квартет; за сим следовал хорал, в котором опять была та же тема, расположенная на три или на четыре голоса; наконец, в заключение, следовала новая фуга, опять на ту же тему, но обработанная другим образом. Всему консервативному населению города, особенно усердно посещавшему церковные службы, импровизации Баха казались не приемлемыми и, в конце концов, дело приняло такой оборот, что настоятель церкви Олеарий прямо предложил Баху сократить импровизации и умерить свою фантазию. Баху ставили в вину «очень большие вариации в хоралах, введение в них посторонних мотивов, значительно стеснявших общину» и то, что «он уже давно не учит учеников музыке и не правильно обращается с ними».
Бах был осужден консисторией еще и за то, что в одно из воскресений дозволил петь женщине в церковном приходском хоре. Хотя такое действие, шедшее в разрез со словами Святого Павла «да молчит женщина в церкви» и нарушающее это запрещение, строго соблюдаемое духовенством того времени, было допущено с разрешения церковного пастора, но все же такой поступок был поставлен в упрек неисполнительности Бахом своих обязанностей и обязательств как органиста.
Заметную роль в судьбе Баха сыграл ни кто иной, как русский посланник при Дрезденском Дворе, известный почитатель творчества композитора барон Кейзерлинг. В 1736 году по его протекции был получен положительный ответ на прошение Баха с ходатайством присвоения ему титула королевского композитора. Указ гласил, что Бах становится королевским композитором «в награду за его усердную службу и музыкальное искусство».
На склоне лет слабость зрения Баха, вследствие ночных работ в юности, перешла в тяжелую форму катаракты. Зимой 1749 года, по совету друзей, он согласился на операцию, которая не удалась, не смотря на повторение ее и Бах совершенно ослеп, а волнения, по случаю приготовления к операциям, совершенно расстроили его крепкую натуру. В последний раз (и это было небесным утешением) Бах увидел этот мир вспышкой света перед самой своей кончиной. 

Известны 224 духовные кантаты Баха. Исполняя должность Томаскантора (музыкального директора) Бах сочинил церковную кантату «Ach, lieben Christen, seid getrost» («Ах, дорогие христиане, утешайтесь») BWV 114 в Лейпциге и впервые исполнил ее 1 октября 1724 года. Кантата основана на песне покаянии «Ach, lieben Christen, seid getrost» в шести строфах Иоганна Гигаса (1561), спетой на мелодию «Wo Gott der Herr nicht bei uns hеlt».
Гимн, концентрируясь на мысли о том, что христиане грешат и заслуживают наказания, но могут быть возвышены к радости в блаженной смерти, был блестяще исполнен русским тенором Иваном Козловским, а стихи «Парафраз. Посвящение Козловскому» Александра Радашкевича — на мой взгляд — лучшая оценка этого исполнения:

Влачить в пыли осмеянные
крылья, «в долине слез как тень
блуждая», являясь лишь на мертвых
юбилеях с лицом блаженного пред
детским хором, нести задутую свечу
вселенского заката и петь как бог
Бетховена и Баха в годину открыванья
ртов у отключенных микрофонов,
и Пушкина качаловски вдыхать,
и выпевать по-тютчевски «я встретил»,
когда все продано и предано, когда
подменено и отлучают от русского
русских, и Джоном рядится
обжуленный Иван.

http://stihi.ru/2024/03/30/2904