Глава III. Праздники детства

Елена Журавкина
               
                Праздники детства
     Праздников было много: детсадовских, школьных, домашних, по поводу и без него. Дни рождения, на которые иной раз собиралось около двух классов времён советской школы, превращались в нескончаемые посиделки с песнями, стихами, конкурсами. Вспоминается один из таких дней - 28 декабря под Новый год - день рождения Вики и Жени, которым исполнялось лет по девять или десять. Они, не сговариваясь, пригласили из класса «А», в котором учились, и класса «Б», с которым дружили, человек пятьдесят или шестьдесят. Когда эта шумная многочисленная компания завалилась к нам в квартиру, то ступить было некуда в буквальном смысле. Одна из комнат тут же превратилась в склад разношёрстных курточек, пальтишек, шапочек, ранцев и портфелей. По мере прибывания всё новых и новых одноклассников, друзей и просто знакомых ребятишек пространства  в квартире оставалось всё меньше, а неразберихи всё больше.
     Мамочка, единственная из взрослых, не считая меня, которой было лет тринадцать или четырнадцать, ни на секунду не показала даже лёгкого признака какого-либо замешательства. А будучи прекрасным педагогом и по призванию и по профессии, в течение пяти-десяти минут организовала всю эту толпу, заняв каждого каким-нибудь делом. Поскольку время предстоящего застолья не было заранее обозначено, а дети пришли отмечать день рождения сразу после уроков, то само собой разумеется, что угощение ещё не было готово, если ещё учесть количество неожиданных гостей. И наша мамочка тут же привлекла к процессу приготовления стола многих пришедших ребятишек: кто-то чистил картошку, кто-то готовил салат, бутерброды, кто-то накрывал на стол. Дети были вовлечены в этот процесс ненавязчиво, радостно и с превеликим удовольствием. Под чутким и неусыпным руководством мамы была приготовлена нехитрая и очень вкусная еда  в течение часа, которая и была с аппетитом уничтожена в следующие полчаса. А после - песни под мой аккомпанемент, стихи, байки, какие-то конкурсы, игры… И это всё мама! Только она могла так быстро и так надолго занять детей, только у неё была такая удивительная способность одним своим: «Де-ти! Посмотрели все на меня!» - мгновенно привлечь внимание ребятишек самого разного возраста. И, возможно, только в нашем доме, благодаря нашей маме, каждый ребёнок чувствовал себя центром вселенной.
А что же тогда говорить о нас, её родных детях. Каждый день нашего детства был неповторим, наполнен событиями, рассказами, песнями, танцами, музыкой, домашними концертами и домашним кукольным - и не кукольным - театром, а также уроками, музыкальной школой, семейными походами на каток по воскресениям. Мама встала на коньки и папу заставила это сделать, чтобы походы на каток были действительно семейными. А ещё был летний отдых в деревне: отдых для нас - детей, а для мамы - скорее труд, поездки на аульскую дачу, незабываемые новогодние кампании и ещё много чего… Но обо всём по порядку. Наш известный актёр и педагог О.П. Табаков, вспоминая о своём детстве в г. Саратове - до пяти лет, то есть до того, как началась война, сказал в одном из интервью: «У меня было детство, наверное, почище, чем у Толстого!» Так вот, перефразируя Табакова, могу со всей ответственностью заявить: «У нас было детство почище, чем у Толстого и Табакова вместе взятых». Думаю, что читатель найдёт тому немало подтверждений на страницах этой книги.
                Домашние концерты
     Это была традиция, которая сложилась как-то незаметно, ненавязчиво. И сейчас даже трудно вспомнить, с какого именно момента домашние концерты стали постоянными спутниками нашего детства. Думаю, что это произошло примерно с того времени, когда стали проявляться первые успехи в музыке, мои успехи, поскольку я старшая и заниматься музыкой начала раньше других. Помню нашу двухкомнатную «хрущёвку», на диване - гости, многочисленные папины родственники из Новокузнецка. И я - в пижаме после душа, уже на ночь глядя играю менуэт Моцарта, а это примерно второй год обучения. Значит мне лет семь с половиной. Но это моё из первых выступлений на публике, а не тот традиционный домашний концерт, который устраивался каждую неделю, а может и два и три раза. Концерты устраивались обычно в субботу или воскресение, когда мама и папа были свободны и когда любой человек - знакомый или родственник, приходящий к нам домой, поневоле становился слушателем и зрителем.
      Инициатором была, конечно, мама. Только она могла без нажима, ненавязчиво для гостей предложить послушать, как играют на инструментах, поют её дети, а также читают стихи и даже танцуют. И всё это -  в небольшой комнате. Участников, естественно, было трое: я, сестра и брат. Мне в силу возраста и уже кое-каких обретённых навыков отводилась в основном игра на фортепиано - как соло так и аккомпанемент;  Вика и Женя показывали более разнообразные таланты: тоже играли (Вика - на фортепиано, Женя - на аккордеоне); пели и… что было очень привлекательным и милым - танцевали… И танцевали не что-нибудь, а народные танцы - русские, украинские, цыганские, поскольку оба занимались в танцевальном коллективе.
     Кроме того, у нас на троих был освоен достаточно большой песенный репертуар. Набор песен был самый разнообразный, если не сказать -  эклектичный. Здесь были песни, как сейчас бы сказали, из культового фильма 70-х «Как закалялась сталь»: «Там вдали за рекой» и «Товарищ, время»; песни Булата Окуджавы, одна из них - «Я леплю из пластилина» - стала нашей семейной песенкой; революционные песни, песни из фильмов и мультиков. И ещё была совершенно особая когорта песен, которые я отношу теперь к городским романсам и песням эпохи Александра III. Это были целые лирико-драматические баллады о безответной любви, изменах с непременно роковым финалом, где всё заканчивалось очень плохо. Эти песни пела мама, а с ней их выучили и мы: «Студенточка», «Хельда», «В одном прекрасном месте у берега реки», «Ах, зачем эта ночь», «Ой, васильки, васильки» и т.п. Все они были очень мелодичные, красивые, каждая со своей историей, где была завязка, развитие драмы и зачастую кровавый финал. И мы вместе с мамой, бабушкой - иногда и папа подключался, хотя и не всегда мог попасть в тональность - с упоением пели этот, наверное, ещё дореволюционный городской фольклор. Пели, конечно, и детские песни, всем известные и любимые.
      Может быть, сейчас это покажется кому-то нелепым, смешным и наивным, но для нас тогда эти выступления, возможно, первые на публике, были очень серьёзным и ответственным делом. Мы выстраивали программу, объявляли номера, волновались, выступая перед родителями, бабушками, тётями и дядями. И конечно же, подспудно ощущали себя самыми любимыми в этот момент, будучи, наверное, по этой причине для мамы и папы ещё и самыми талантливыми. Кроме того, у каждого из нас были и соло. Не забыть, как звучал звонкий мальчишеский дискант Женьки, когда он эмоционально и ярко пел песенку «Крутится, вертится» из «Юности Максима» с обязательным показом публике барышни, которую он хочет украсть. Барышней, конечно, была Викуля, а я довольствовалась ролью аккомпаниатора.
     Понятно, что вряд ли мы дети сами по своей инициативе так регулярно и с упоением музицировали бы. Ясно, что это очень сильно поощряла мама, превращая наши домашние вечера в театрализованные представления, а будни в праздники. Что же говорить о днях рождениях, которые никогда не превращались в застолье взрослых, а были организованы для детей и вместе с детьми. Меню и сценарий, обычно, продумывались и репетировались заранее. Количество гостей в разные годы было разное, иногда оно уточнялось, иногда было спонтанным. Об одном таком дне рождения уже рассказывалось выше. Всем приходящим детям уделялось особое внимание, каждому индивидуально. И поэтому даже самые тихие и закомплексованные ребятишки чувствовали себя душевно уютно, раскрепощались и после не хотели уходить из нашего дома. Они спонтанно становились участниками действа под названием «День рождения», читали стихи, пели песни, участвовали в конкурсах. Первые роли, конечно же, отводились нам троим. Кульминацией таких «сборищ» становилось подкидывание вверх именинника или именинников - Вики и Жени. Количество подкидываний совпадало с количеством лет виновников торжества. Надо ли говорить о том, какой восторг мы испытывали, несмотря на то, что знали, чем обычно заканчивается игра в каравай. С годами по мере прибавления лет и массы тела маме приходилось привлекать тяжёлую артиллерию для этого кульминационного момента в лице папы или кого-то ещё из взрослых мужчин. После этого все немного успокаивались. Взрослые, наконец, садились за стол, а детей отпускали в свободное плавание в детскую, где каждый уже произвольно находил себе занятие до тех пор, пока не приходили родители, чтобы растащить перевозбудившихся отпрысков по домам.