Не уходи, еще не спето столько песен...

Конкурс Стихов Дуэт
Осень, прозрачное утро,
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное раннее…
Где наша первая встреча?
Яркая, острая, тайная,
В тот летний памятный вечер
Милая, словно случайная?

Как не печально сознавать, наше несовершенное общество изобилует человеческими трагедиями, однако наибольшей драматичности они достигают реализуясь в судьбах людей публичных, любимых миллионами сограждан. Именно эта любовь безмерно раздвигает рамки трагедии, превращая ее из частной — в народную.
Знаменитый в прошлом певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор около трехсот песен Вадим Алексеевич Козин — родился 21 марта (3 апреля) 1903 года в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных — Веры Ильинской. Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы, и это умение играть на фортепиано очень пригодится Вадиму Алексеевичу в магаданской ссылке.
Козин выступал на эстраде с 1920-ых: пел в комическом хоре «Комхор» А. В. Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения. Сольную карьеру певец начал в 1928 году, а в 1930-х годах популярность Козина в крупных городах СССР, особенно в Ленинграде, была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди, сопровождаемые нарядами конной милицией во избежание беспорядков. Козин пел под самый разнообразный аккомпанемент: преимущественно фортепианный — А.Покрасса, Давида Ашкенази, Бориса Тернера, Галины Ветровой, дуэта аккордеонистов Ашкенази ; Тимофеева, Владимира Сидорова (позднее под его же джаз-ансамбль), гавайского ансамбля Б. И. Бокру-Крупышева. гитарного дуэта  — А. Лебедева и В. Полякова, танго-ансамбля А.Я. Хаскина, джаз-оркестра под управлением Н.С. Игнатьева . В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок был выделен специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадали в особую категорию (не подлежали сдаче на переплавку). В предвоенные и военные годы Козиным было записано более 50 пластинок.

Не уходи, тебя я умоляю,
Слова любви стократ я повторю,
Пусть осень у дверей, я это твердо знаю
Но все ж не уходи, тебе я говорю…

В конце войны Козин пропал из эфира; пластинки не выпускались. Как писал в автобиографии 1959 года сам Козин, за некоторое время до ареста у него произошёл словесный конфликт с Лаврентием Берией, по одной из версий причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли.

Из воспоминаний В.Козина:
«1943 год. Собрались на Тегеранскую конференцию главы Америки, Англии и наш глава. К этой конференции Черчилль пригласил Марлен Дитрих, Мориса Шевалье и для Сталина Изу Кремер. А Сталин попросил, чтобы привезли Козина. Вот после их переговоров мы там и выступали. После конференции я еще выступал в освобожденных странах. Ездил по своей стране, пел в госпиталях, в театрах, на местах, где только что прошли бои и горела еще земля. В 1944 приближается день рождения Сталина, и вызывают меня в Москву. Берия вызвал к себе в кабинет, вхожу, там сидит еще Щербаков. Берия показывает на портрет, висевший за его спиной, и говорит:
— Вадим! Почему у тебя нет песни о Сталине?
— Что Вы, я же тенор, исполнитель романсов, лирических и цыганских песен, а тут — о Сталине. Я это не могу.
А Щербаков:
— Но ты же пел о Ленине.
— Да! Но это обычная песня Демьяна Бедного, в которой о Ленине звучат только три слова: «На Волге Ленин родился».
— Так что, так и не будешь петь о Сталине?
— Нет, это невозможно.
— Ну ладно, иди».
А уже в мае 1944 года Козин был арестован, в феврале 1945 года — осуждён Особым совещанием при НКВД СССР на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. То, что приговор вынесло особое совещание, указывает, что дело было однозначно политическим. Отбывал наказание на Колыме. Был досрочно освобождён в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осуждён» был поставлен прочерк. Посетившему Козина в 1981 году журналисту Ф. Чуеву показывал справку, в которой было написано «По делу НКВД» без указания статьи, и документ об освобождении «за ударную работу».
Срок Козин отбывал, работая в Магаданском музыкально-драматическом театре, наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. От тяжёлых работ его спасла Александра Гридасова, начальник Маглага.
После освобождения в 1950-е годы Козин возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем добрался и до европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён и отбывал наказание до 1961 года.
В 1960-х гг. в репертуаре певца появляются песни на стихи известных поэтов — «Не стращай меня грозной судьбой» (Анна Ахматова), «Лишь чёрный бархат» (Николай Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (Константин Бальмонт).
До конца жизни Козин жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой, собирая вырезки из газет на международные темы и по искусству, имел много кошек, одну из них звали «Плисецкая». К слову по поводу одной из газетных публикаций Майи Плисецкой о том, что «балету подвластно все» и что она намерена поставить балет по повести Гоголя «Коляска» Козин написал такую эпиграмму:

Раз Вам подвластно все в балете и в печати,
Так почему бы Вам не «станцувать!»
Подскрипывая, потихоньку, полегоньку,
Роль брички, что Ивана Федорыча Шпоньки!

Добавляя к балетной «подвластности» Плисецкой:

Плисецкой Майи — явный бред —
Угробил бедную «Нинетт»!
И даже Чехову теперь не разобрать!
Кто «Чайка» у него? Актриса? Или… Балерина!?

Острый на язык, Вадим Алексеевич сочинил много эпиграмм на известных музыкантов и актеров, хранящихся в Магаданском областном краеведческом музее. Эпиграмма Козина на эпиграммы Гафта звучала вот так:

Жил в Риме некогда
Сатирик Макций Плавт!
Вы ж, по сравненью с ним,
Лишь только: ГАВ! ГАВ! ГАФТ!
Но в Вас ценю, и в этом нету спора,
ЧУДЕСНОГО и УМНОГО АКТЕРА!

В Магаданском краеведческом музее сохранился любопытный документ — трудовое соглашение Вадима Козина с Областным музыкально-драматическим театром от 13.03.1970 года об оплате театром сольного концерта Козина в двух отделениях из расчета трех концертных ставок (по 24 рубля) и 50% ставки за собственный аккомпанемент в общей сумме 84 рубля. 
В начале 1990-х годов к юбилею певца, как это обычно и бывает в нашей стране, неожиданно проснулся интерес к забытому певцу: Вадиму Алексеевичу Козину было присвоено Почетное звание «Народный артист Российской Федерации», на центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству, а на празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. За свою жизнь Козин сочинил около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.
Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане, похоронен там же на Марчеканском кладбище.
А 21 марта 2013 года в связи со 110-летием со дня рождения Вадима Козина в сквере у дома, где он жил, открыт памятник. Автор скульптурной композиции — магаданский художник Юрий Степанович Руденко. Автор запечатлел Козина таким, каким его помнят живущие в Магадане люди, — стариком с резкими чертами лица и заострившимся носом. Козин изображен сидящим на скамье в своем стареньком пальто и валенках, с Плисецкой (кошкой) на руках, рядом с ним лежит папка со стихами, на которой написано «Певец и композитор Вадим Козин».

Наш уголок нам никогда не тесен,
Когда ты в нем, то в нем цветет весна,
Не уходи, еще не спето столько песен,
Еще звенит в гитаре каждая струна.

http://stihi.ru/2024/04/01/4766