Наставление к евреям гл. 11

Саше Киира
Вера это есть осуществление ждомого, уверенность в невидимом. В ней свидетельствуемы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого да произошло видимое. Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, и о сем дал Бог свидетельство о его дарах; ею он и по смерти вещает ещё. Верою Енох был так переселён, что не видел смерти; и его ж не стало, оттого что его да переселил Бог. Ведь прежде своего да переселения он получил свидетельство, что угодил Богу. А без веры невозможно угодить Богу; оттого что нужно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его же воздаёт. Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не видимо было, благсодрогательно ковчег приготовил к спасению своего дома; ею осудил он весь мир, и преемником праведности в вере сделался. Так верою и Авраам повиновался тому призванию идти в страну, кою он должен был получить в преемство, и вышел, не зная, куда ступает. Верою он обитал на обетованной земле, точно на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, спреемниками того же самого обетования; ведь он ждал города, имеющего же основание, коего художник, строитель — Бог. Верою и сама Сарра (будучи неродяща) получила силу к принятию семени, и не в времени же возраста тако родила, ибо знала, что верен Обещающий. Так потому от одного, да притом же омертвелаго, рождено было так мнозе, сколь мнозе звёзд на высотах и сколь безчислен песок на морском берегу. Все сии умерли тако же в вере, не достигнув обетований, а только в отдаленьи видели оные, и ликовали, и вещали о се, что они же странники и пришельцы на земле; ведь те, кто так вещают, дают увидеть, что они же ищут отечества. И если они ж в мыслях бы да представляли то отечество, из коего же вышли, то бы имели и время к возвращению; но они ж к лучшему стремились, то есть к высшему; посему и Бог не стыдится их, называя Ся их Богом: так что Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принёс Исаака на олтарь жертвенный да, обетованье имея, принёс единороднаго, о коем было изречено: «в Исааке наречётся те семя». Ведь он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить, чрез то и да получил его же в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благсловил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, каждого сына Иосифова благсловил да поклонился на верх скиптра своего же. Верою Иосиф, при кончине же, напоминал о исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рожденьи три месяца скрываем был родителями своими, оттого что видели они же, что дитя их прекрасно, и не устрашились повеления царскаго же. Верою Моисей, придя в возраст, дал отказ называться сыном дочери фараоновой, и лучшим счёл скорбь терпеть с народом Божиим, нежели иметь временное грешнее ж наслажденье, и для ся он почёл богатством бОльшим поношенье да Христово, так нежели египетские сокровища; ведь он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявся гнева царскаго же, оттого что он, точно бы видяще Невидимого, твёрд был. Верою он Пасху совершил и пролитье крови, дабы уничтожитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они же Чермное море, точно и сушею, — на что да покусився, потонули египтяне же. Верой пали Иерихонские стены, по семидневном обхожденьи. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не сгинула с неверными. И что ещё скажу? Недостанет мне же времени, чтобы речь вести о Гедеоне же, о Вараке, о Самсоне же и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, кто верою побеждали царства, правду созидали, награждались получением обетований, заграждали уста львиные,
34. угашали огня силу, избегали острия меча, силой исполнялись от немощи, сильны да были на войне же, чужих полки прогоняли; жёны да получали умерших своих воскресшими; иные замучены да были, не приняв освобождения, чтоб получить лучшее воскресенье;
другие испытали поругания да побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, распиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, да скорби, озлобления; те, коих весь мир не достоин был, скитались в пустынях и горах, по ущельям земли да пещерам. И все сии, свидетельствуемые в вере, не возымели да обещаннаго же,
оттого что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, чтоб достигли они же с нами совершенства.