Cнегурочкина проталинка

Елена Воеводина
Высокоодухотворенная, творческая личность русского композитора Н.А. Римского-Корсакова формировала наш внутренний мир с детства. (С детства - в начальной школе я была "круглой отличницей"). С фронтального портрета на вас смотрело умное лицо, словно следя за вашей жизнью. Прекрасно помню, как с нами - тогда учениками куйбышевской музыкальной школы учили хоровую обработку "Не ветер, вея с высоты..." и миниатюру "Царскосельская статуя". До сих пор у меня сохранились рукописи - рукописные нотные тетради. Ноты мой отец знал. Изначально приветствовалась совместная методика обучения: сначала хоровые партии мне переписывал отец. Когда я уверенно освоила нотную грамоту, стала их переписывать самостоятельно. Мир чарующих, истаивающих звуков. Эти классические вокальные миниатюры мне очень нравились. Позже, оказавшись в Царском селе, я нашла и эту статую в нише северного парка. В парке никого не было: пустота и тишина.    С детства мне нравились музыкальные фильмы-сказки по мотивам произведений Н.А. Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок". Сказки А.С. Пушкина были одной из настольных книг. Оказавшись на месте съёмок фильма по мотивам сказки А.Н. Островского в Берендеевой слободке в Костроме - на родине своего отца, в семь лет за мной "закрепили" этот художественный образ с детства. Образ Снегурочки привлекал моё внимание не только в инсценировках новогодних сказок, но и как родственное мне создание. Мои детские подружки подарили мне памятные открытки с изображением видов усадьбы А.Н. Островского. Трижды в жизни мне удалось "вытянуть" счастливый жребий, связанный с именем Н.А. Римского-Корсакова. Сначала, на вступительном экзамене, в куйбышевское музыкальное училище, затем - в первые годы работы в теоретическом классе, впервые в Самаре участвуя в подготовке к теоретической олимпиаде, посвященной 150-летию со дня рождения композитора. Мы учились у ведущих ленинградских педагогов по теории музыки. Задание было огромным, для освоения которого требовались дополнительные уроки, а требования - наистрожайшими. Однажды меня удивило восклицание нашего педагога: "Лена, как тебе этот костюмчик подходит!" Тогда я не поняла, о каком костюмчике речь. Позднее стало понятно, что речь шла о сценическом костюме Снегурочки - меховой шубке и шапочке. Но долго терялись в догадках - с определением тембра.  Официально, при желании - поступление на вокальную кафедру, было отсрочено до 25-ти лет. Ожидать, когда мне вынесут определение тембра, мне было некогда. Спустя ещё годы, по рекомендации самарской кафедры теории и истории музыки, я поступила в аспирантский класс к одному из российских педагогов московской школы - ведущему специалисту по изучению творческого наследия Н.А. Римского-Корсакова. Требовалось знать: гармонию, полифонию, музыкально-теоретический анализ формы, оперную драматургию, основы инструментовки и аранжировки, чтение оркестровых партитур, искусство фуги и основы композиции - дисциплины, в которых у вокалистов всегда были провалы и "белые пятна". В тот период "творческого самоопределения и поисков", накануне выпустили российский юбилейный журнал "Музыкальная жизнь" (1994), посвященный изучению композиторского творчества. Получив в петербургском мемориальном музее Н.А. Римского-Корсакова обязательное официальное разрешение и согласие на исследовательскую работу у внучки композитора, в библиотечных залах Петербурга я работала с музыкальными книжечками и автографами композитора, по специальному разрешению. В качестве духовного подарка для исследователей в 1999-2000 годы она выпустила две книги из цикла "Римский-Корсаков в семье". Считаю лучшей книгу "Летопись моей музыкальной жизни". Студентам очень нравилось слушать цитаты из этих книг. И потом они ещё пять лет репетировали сцену масленицы в сквере им. Мичурина в народных костюмах, основным атрибутом которого был расписной платок. Теперь на этом месте стоит девичья церковь в честь "Жён-мироносиц". У многих моих бывших студентов растрёпанные судьбы, многие сменили профессии. Им теперь - за 40. Но почти все они в состоянии "выседеть" и дослушать целую оперу с интересом. Проблемами активизации учебной деятельности студентов занимались при кадровой поддержке областного научно-методического кабинета (НМК). "Берендееву слободку" в 2000-е годы перенесли в новороссийскую церковь, по специально-сконструированному архитектурному проекту. Там мы тоже коллективно репетировали, на протяжении десяти лет. Контрастные сезоны времен года: весна, лето, осень, зима. Художественные декорации "под открытым небом". Неофициальная фольклорная группа переросла в более серьезные формы бытования. Со временем их фольклорные хороводы трансформировались в долговременные уставные молитвенные бдения и попытки самостоятельного изучения основ знаменного пения (ОЗП), в рамках духовно-исполнительской практики. А в сюжетном отношении, образы героев Н.А. Римского-Корсакова резко трансформировались не в в сценические, а в реальные образы героев М.П. Мусоргского, в частности, - в образы "Хованщины". Нужно сказать, что воплощение этих образов удавалось им намного удачнее, потому что они не столько играли, сколько жили в этой реальности. Трагедийность и драматизм жизни - вот основные темы героев народной драмы "Хованщина". По степени своей реальности, они, наверное, не уступали и официальному воплощению образов Печерского. Но приходит момент, когда понимаешь, что  в каком-то месте нужно просто остановиться, чтобы переосмыслить новый духовный опыт. Старалась не пропустить ни одной постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова на сцене. Особо мы ждали постановки "Кащея Бессмертного" и "Сказания о невидимом граде Китежа и деве Февронии". Первую оперу, по случаю, я посмотрела в цикле детского абонемента Мариинского театра, постановку второй оперы смотрела на кассете в гостиной Самарской областной научной библиотеки, являясь единственной зрительницей. Клавира этой оперы не было даже в областной библиотеке. В тот учебный период мы постоянно испытывали трудности, в связи с отсутствием тех или иных нот. При этом все 15 клавиров надо было уметь прочесть "с листа". Ксероксы и интернет-возможности появились гораздо позднее. На базе СОУК организовывала тематические занятия по изучению творчества Н.А. Римского-Корсакова для студентов без базовой музыкальной подготовки, в рамках которых они должны были учить наизусть фольклорные музыкальные темы и песни. В учебный сезон 2013-2015 годов самостоятельно освоила учебную программу Петербургской консерватории по инструментоведению, курс которого преподавала для специализации заочных курсов "звукорежиссура" на базе Самарского филиала Петербургского гуманитарного ВУЗа. Практические лекции совмещала с организацией обзорных музейных экскурсий с демонстрацией экспонатов эволюционного развития средств звуковой связи: "от патефона до современности". В Тихвинский музей я приехала гораздо поздно - в 2017 году. В Тихвине когда-то проживали дальние отцовские родственники, с которыми я никогда не была знакома. Так и не удалось выяснить, какие родственники. Но в музее меня снова приняли очень тепло и гостеприимно.   В Успенском монастыре и полуразрушенном монастыре Иоанна IV Грозного, познакомилась с религиозной постановкой по мотивам "Псковитянки". (Постановка "Китежа" впечатлила ещё больше (посмотрела в записи). И я долго размышляла над тем, почему я так поздно приехала в этот музей. В городе витает атмосфера композиторского присутствия, и это - целый город знатоков творчества Римского-Корсакова. Как обладательница лирико-драматического сопрано, тембр которого,согласно законам северной природы, окреп достаточно поздно, прекрасно чувствую и понимаю образы Снегурочки, Волховы, Февронии - образы, которые своей символичностью и недосказанностью привлекали меня с детства.
Далее - ещё интереснее. В 2000-е годы судьба меня свела с непревзойдённой исполнительницей партии Снегурочки  - с Люстраленко, которая, покинув сцену, открыла свою вокальную студию. Многие из них отличались особенными характерами и индивидуальной неповторимостью. О ней я сделала несколько юбилейный сюжетов. Разумеется, как неофициальная претендентка на роль Снегурочки, была ею забракована. Общались они со мной - с предубеждением, так как на тот момент я прошла множества различных кинопроб в собственных сюжетах. Моя фотогиничность была замечена и оценена профессионалами. Правда позже мне рассказали о том, что героиня моих сюжетов, в свою театральную бытность,изображая какую-то свирепую форму барыни, с размаху хлестала своих гримёрок по щекам перчатками. От таких подробностей я постоянно приходила в состояние шока. В апофеозе всего, три подающие надежды сопрановые примы А, В и С, устроили мне за сценой "шабаш ведьм". Оперы "Снегурочка" в тот период не значилось в репертуаре. Но кто-то им, видимо, показал на подлинную Снегурочку, которая занималась составлением репертуарных списков. И, разумеется, всегда фигурировал гендерный вопрос, насколько этично 50-летним женщинам выходить в амплуа 16-летних девочек. В процессе своей творческой деятельности, чтобы "никого не обидеть", я составила юбилейный сборник с публикацией непревзойдённого портрета Люстраленко в образе Снегурочки. Со сборником можно познакомиться в библиотеке.
Ранние - "Майская ночь", всероссийская премьера "Сервилии", долговременная "Царская невеста" и поздние - "Моцарт и Сальери", "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" - самарские постановки опер Н.А. Римского-Корсакова и исполнение увертюр "Светлый праздник" и "Шехеразада" - в разные годы посмотрела и послушала. В разные годы свои исследовательские поездки совершала за свой счет. Моя деятельность в этом направлении, возможно, не отличалась особой бурностью, но отличалась старательностью. Благодарна, что в жизни у меня была возможность участвовать в масштабном исследовательско-научном процессе изучения творчества Н.А.Римского-Корсакова. (Мнение исследователя может не совпадать с другими излагающимися версиями, о которых, по причине отсутствия, автор этих строк ничего никогда не знал). Официальные занятия в этом направлении были прекращены - не по моей вине, а по причине - производственного сокращения учебной нагрузки. Задачи воспитания современного грамотного и внимательного слушателя, возможно, и не такие сложные. Сложно, а зачастую, невозможно, заниматься гуманитарными предметами в военное время и в условиях мощного давления и противодействия гуманитарным целям и задачам.