Великий инквизитор

Елена Витальевна Шадрина
           Старец Зосима («Братья Карамазовы») говорит: "...жизнь есть рай, и
           все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать,
           завтра же и стал бы на всем свете рай". А в
           черновиках писателя мы встретим даже еще более радикальное: «Жизнь
           есть рай, ключи у нас» Ф. М. Достоевский.



Когда Бог тебе больше, чем мир
И в душе сделан выбор для Бога,
Что тебе инквизитор? Хоть, он велик,
Когда ты и Бог - это много.

Страх и голод сгущают мрак,
Инквизитор грозится расправой,
Мир осла оседлал за пятак,
Наделяя его славой.

- Знаешь, сир! Мир не так, уж, прост,
В осознании своего пахтания,
Всей Небесной манны запрос
Не останется без внимания.

Не влияя на тайны Любви
И на искренние откровения,
Ты служи, как и все, служи,
Пока служат твои заблуждения.



01.04.2024 г.    Елена Шадрина.


Отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». Возникают совсем другие точки отсчета для любого события: оно вдруг оценивается совсем не в той перспективе, в какой человек его привык оценивать и в какой ему удобно его оценивать. Мы на всё начинаем смотреть с точки зрения вечности, а от такой перемены ракурса можно, конечно, и заболеть.
Достоевский    пишет не для того, чтобы рассказать какую-то историю, – он пишет для того, чтобы изменить мир.
Между прочим, Л. Толстой делает то же самое, правда, «работает» на совершенно другом уровне – он «работает» с моралью. А Достоевский «работает» именно с религией, если мы понимаем под религией буквально связь между человеком и Богом. Толстой «работает» на душевном уровне, а Достоевский – на духовном. И поскольку Достоевский себе это ставит именно целью и поскольку у Достоевского действительно основой его личности становится любовь ко Христу, которую он и транслирует через любой свой текст, то происходит удивительная вещь: в ХХ веке он становится путеводителем ко Христу для людей, которые не читали Евангелия.
Святой ХХ века – преподобный Иустин (Попович) прямо называет писателя своим учителем. Так что Достоевский – учитель святых ХХ века.
                Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН.