Отзыв на стихи Ищите истину о Пасхе

Наталья Обская 2
Данное эссе является отзывом
на стихи http://stihi.ru/2024/03/14/8220


      "Отмечать Пасху нужно не с языческими куличами и крашеными яйцами," - утверждает автор стихотворения "Ищите истину о Пасхе" в своем комментарии к нему. Пасхальная традиция красить яйца и печь куличи восходит своими истоками к далекому прошлому. Пасхальное яйцо рассматривается как символ обретения новой жизни во Христе и возрождения духа, а пасхальный кулич является символическим выражением будущего изобилия Царства Божиего. Внешняя символика празднования Святого Воскресения существует с древнейших времен, однако вовсе не предписывается к обязательному применению.

      При этом православная традиция перед праздником Пасхи окрашивать яйца и выпекать куличи с язычеством ничего общего не имеет. Ибо язычество - это поклонение идолам, превозношение их выше Бога, когда вместо почитания Творца совершается языческий обряд поклонения твари (сотворенному). Здесь можно провести аналогию с традицией накануне Рождества Христа ставить рождественскую елку и украшать дом рождественским венком. Существование этого давнего обычая не означает, что верующие по-язычески поклоняются рождественской елке или рождественскому венку. Это всего лишь внешние символы праздника. Не более того. Так же и с традицией красить яйца и печь куличи перед праздником Пасхи: ни крашеному яйцу, ни пасхальному куличу православные христиане не поклоняются.

      В качестве символа того, что Христос - Хлеб Жизни, верующие вкушают пасхальный хлеб - артос. Прочитав молитву прежде чем приступить к праздничной пасхальной трапезе, православные христиане вкушают просфору - частицу пресного литургического хлеба, в соответствии с древней библейской традицией, ибо в скинии Моисея находились хлеба предложения - пресные, состоящие из двух частей, которые символизируют хлеб земной и Хлеб Небесный: два начала - человеческое и Божественное.

      Слова "закваска" и "тесто" в Апостольском призыве о праздновании Пасхи не имеют буквального смысла: "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (Первое послание к Коринфянам 5:7-8).

      Можно ли согласиться с утверждением, что "Пасха - прежде всего поминки"? Христос претерпел Крестную смерть за наши грехи. Но это только один важный смысл Новозаветной Пасхи. Однако на заре христианства он почитался как основной: Пасха Крестная в памятование Крестных страданий и смерти Господа совмещалась с Ветхозаветным праздником Песах и совершалась четырнадцатого дня месяца Нисан.* Такая традиция и ныне сохраняется в некоторых религиозных общинах.

      Существует и другой глубокий смысл Новозаветной Пасхи: Воскресший Христос явил Победу Божией Любви над грехом, смертью и адом. Об этом свидетельствуют Апостольские слова: "... как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Послание к Римлянам 6:4-6). Таким образом, Новозаветная Пасха включает в себя два глубоких важнейших смысла!

      Стоит отметить, что в православном служении большая часть времени, посвященного воспоминаниям Крестных страданий и смерти Христа и Его Светлого Воскресения, - скорбные часы и дни. В Страстную Пятницу совершается памятование Крестной смерти Спасителя. Весь этот день - поминальный, скорбный. Предписывается строгий пост с покаянными молитвами. Верующие скорбят о Крестных страданиях Господа, сокрушаясь о своих грехах.

      К величайшим свидетельствам грядущего Воскресения Спасителя относят схождение милостью Божией Благодатного Огня в храме Воскресения Христа в Иерусалиме, которое совершается в Великую Субботу - перед православной Пасхой! Накануне Светлого Воскресения служится скорбная, минорная пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы - совершается поминальная и покаянная первая часть пасхальной службы. И лишь после нее совершается вторая часть пасхального богослужения - торжественная, ликующая пасхальная утреня как Пасха Воскресения, Пасха радости. Чествование Воскресшего Спасителя происходит в православных храмах только в Воскресение, ибо Христос Воскрес в первый день недели, по Слову Божиему. "Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов" (Евангелие от Марка 16:9).


----------
*  Нисан - первый месяц библейского года в иудаизме. Приходится на март - апрель григорианского календаря.

    Песах - иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается в 14-й день месяца Нисан.