Имя на поэтической поверке. Олег Даль

Лев Баскин
  Артист театра и кино - Олег Иванович Даль. Уникальный, неповторимый, талантливый. Любимый зрителем и при этом не получивший никаких званий, наград от государства, впрочем, к сожалению, как и Владимир Высоцкий

  Но это игнорирование его профессиональных, творческих достижений, вне всякого сомнения, тоже повлияло на его ранний уход, в 39 лет, (25. 05. 1941. – 03. 03. 1981.).

  Как многие, коллеги Олега Ивановича по артистическому цеху, артисты театра и кино, режиссёры: он писал стихи с 14 лет.

  Писали стихи артисты: Леонид Филатов, Людмила Иванова, Ролан Быков, Валентин Гафт, Владимир Рецептер, режиссёры: Александр Володин, Эльдар Рязанов…

  Олег Даль писал стихи и прозу, однако не делал попыток напечатать свои произведения, найти редактора, который помог бы подготовить материал к публикации, действуя по принципу: «написал-написал, бросил, оставил…»:

       «Прогулка с котом»

И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился…

Я не клялся, не божился,
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился,
Волком на луну не выл…

Можно плюнуть с горки в реку,
Поднатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человека
Измолоть на порошок…

Ах, ломать меня ломать…
Ах, терзать меня терзать…

  В среде коллег и однокурсников Олега Даля бытовало мнение, что актёр является автором, как минимум трёхсот поэтических сочинений, написанные в разные годы, с разным уровнем зрелости и мастерства.

  Олег Иванович, по свидетельству близких, относился к собственным поэтическим экспромтам неоднозначно: с одной стороны, он сообщил, что не считает их сочинения серьёзным занятием, с другой – иногда включал свои стихи в программы творческих встреч, читал со сцены зрителям.

  Частью творческого наследия Олега Даля исследователи называют его архив. В нём содержатся творческие и рабочие дневники Олега Ивановича, письма, заметки, стихи, наброски пьес и сценариев, черновики рассказов.

  В оригинальной, частной, антологии поэзии, под названием «Закон случайных чисел»-1997 год, тираж 600 экземпляров, находятся произведения 155 поэтов мира, и есть на законном основании и стихи Олега Даля, которые он при жизни не публиковал. В антологии семь стихотворений Олега Ивановича.

  Председателем конкурсной комиссии по изданию антологии: «Закон случайных чисел» был – Эрлен Вакк, директор-распорядитель – Геннадий Чернавских. Оба из Московского содружества литераторов.

  Олег Иванович Даль (25 мая 1941 Люблино, Москва – 3 марта 1981.Киев.) – советский актёр театра и кино, поэт.

Его отец, Иван Зиновьевич был инженером на железной дороге, мать – Прасковья Петровна учительницей.

Всё детство, Олег, мечтал о героической профессии лётчика или военного, но из-за болезни сердца с этими мечтами пришлось распрощаться.

В школе он увлёкся творчеством Михаила Лермонтова и захотел быть актёром, чтобы на сцене сыграть Печорина, из «Героя нашего времени».

  Родители были категорически против выбора сына – они были далеки от творческих кругов и считали актёрство очень ненадёжным занятием.

Но они, выслушав сына, напоследок сказали, что его всё равно не возьмут из-за картавости.

  В 1959 году Олег окончил среднюю школу и поступил в Высшее театральное училище имени Михаила Щукина при Государственном академическом Малом театре (курс Николая Анненкова), которое он окончил в 1963 году.

  Поступил Олег Даль с первого раза – приёмную комиссию покорило его чтение отрывка из любимой поэмы «Мцыри».

Он оказался студентом сильного курса, с ним вместе учились Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов и другие, будущие знаменитые актёры.

На третьем курсе Олега Ивановича позвали на телевидение, он вместе с актёром Олегом Борисовым был ведущим первых игр КВН.

Ещё через год Олег Даль впервые снялся в кино – сыграл Алика Крамера в фильме «Младший брат». После института, в 1963 году, Олега Даля сразу позвали в Театр «Современник», где главным режиссёром служил Олег Ефремов.

Поначалу ему давали второстепенные роли и не в каждом спектакле, поэтому у него была возможность работать в кино.

  Олег Даль снялся в драме: «Человек, который сомневается» и мелодраме: «Первый троллейбус», на съёмках которой познакомился со своей первой женой Ниной Дорошиной, которая была на семь лет старше.

  Их брак стал для него одним из самых сильных разочарований. Нина Дорошина в то время была влюблена в Олега Ефремова, который не отказывал себе в других увлечениях. Съёмки «Первого троллейбуса» выпали как раз на такой период, и актриса переживала из-за очередной пассии главного режиссёра.

  Олег Иванович пытался её успокоить и сам не заметил, как влюбился в страдающую девушку. Вскоре он сделал Дорошиной предложение, и она согласилась, хотя все знали, что любит молодая актриса только Ефремова.

  Знал это и сам Ефремов, о чём и заявил на свадьбе – на глазах жениха посадил Дорошину к себе на колени и на весь зал произнёс:

«А любишь ты всё-таки меня!».

  Олег Даль хлопнул дверью, и свадьбу догуливали без него. Через пару недель они расстались, потом развелись, но при этом все стороны треугольника продолжали работать в одном театре.

  О Дорошиной Нине Михайловне, (03.12.1934.–21.04.2018.) необходимо сказать следующее. Режиссёр Владимир Меньшов настоял, чтобы она сыграла Надюху в экранизации фильма «Любовь и голуби». Актрисе на тот момент было 49 лет.

  Премьера фильма состоялась в 1984 году. В итоге фильм «Любовь и голуби» стала одной из самых рекордных по просмотрам кинокартин – её посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей.

  А Нина Дорошина, сыгравшая главную героиню, обрела невероятную популярность, как в СССР, так и за рубежом.

  «Любовь и голуби» действительно стал классикой советского кинематографа. Причём, потрясающе сыграли все актёры – и Александр Михайлов, и Наталья Тенякова, и Сергей Юрский, и Людмила Гурченко. И, конечно, сама Нина Дорошина.

Актриса так убедительно сыграла мать троих детей, что никто не мог подумать, что собственных детей у неё, никогда не было…

А сколько любви в её глазах, сколько переживаний, сколько скрываемой за ворчливостью нежности!

Сюжет фильма, как и сюжет спектакля прост. Да что там прост? Его можно сказать, нет.

  Просто зарисовка из жизни советской семьи. Супруги, дети, соседи, куры, огород, работа, дом – ничего особенного.

И именно потому, что в фильме не было, «ничего особенного», он запал душу, стал понятен и близок каждому, кто его хоть раз посмотрел.

  Нина Дорошина, сыграла главную роль жены простого работника леспромхоза, увлекшегося  на отдыхе женщиной, словно из другой жизни. Это был поистине народный образ.

Надюха стала воплощением почти всех советских женщин своей эпохи.  Нина Михайловна просто и гениально передала с экрана простоту обычной советской гражданки, её внутреннюю силу и невероятную семейственность.

Она нашла в себе силы простить раскаявшегося мужа. Укрепить семью и даже забеременеть. Имея троих вполне взрослых детей.

  Успех же к Олегу Далю пришёл в конце 60-х. Один за другим вышли фильмы с его участием: «Женя, Женечка и «катюша»», «Хроника пикирующего бомбардировщика»,  «Старая, старая сказка», а в театре он получил роль Васьки Пепла из пьесы «На дне» Максима Горького.

  Он был блистателен в этих ролях, и его заметил мэтр, режиссёр Григорий Козинцев, который снимал шекспировского «Короля Лира».

  Козинцев пригласил Даля на роль шута, но никак не ожидал, что молодой актёр оказался сильно пьющим… Козинцев обычно такое не прощал, но Даль стал исключением – он играл именно так, как эту роль видел режиссёр.

  К этому времени Даль развёлся со второй женой – актрисой Татьяной Лавровой, а на съёмках «Короля Лира», познакомился с будущей третьей – монтажёром Елизаветой Апраксиной.

  Актёр был, что называется, человеком с тонкой душевной организацией. Вспыльчивый, нервный, свободолюбивый – он не терпел, когда ему мешали работать, что-то шло не по его плану или получалось не идеально.

  Олег Даль мог не выйти на сцену или съёмочную площадку, неожиданно отказаться от роли или устроить скандал.
Причиной могло быть что угодно на съёмках:

«Приключения принца Флоризеля» он отказался идти в кадр из-за плохо сидящего костюма, во время съёмок «Земли Санникова» он обиделся, что его позвали только после того, как запретили снимать Высоцкого.

 Раздражался из-за сценария и конфликтовал с режиссёром, в фильме «Экипаж» без объяснения отказался сниматься после пары рабочих дней.

  Первоначально к участию в фильме «Земля Санникова», в самом деле, планировалось привлечь Владимира Высоцкого, на роль Евгения Крестовского – офицера-авантюриста и Марину Влади, на роль невесты Ильина –ссыльного поселенца, которого исполнил в картине артист- Владислав Дворжецкий.

  Владимир Высоцкий был вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые».

  Однако на радио «Немецкая волна» прошла передача с записями песен Владимира Высоцкого. В контексте этой передачи, Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом.

  Дорога к съёмкам в «Земле Санникова, Владимиру Высоцкому и Марине Влади была закрыта, по линии КГБ, песня «Белое безмолвие» впоследствии вошло в фильм «Семьдесят два градуса ниже нуля».

  В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном состоянии».

  В фильм «Земля Санникова» были включены две песни композитора Александра Зацепина на слова поэта Леонида Дербенёва: «Есть только миг» и «Всё было».

  В первом варианте, песню «Есть только миг» и другие песни, в исполнении Олега Даля – Крестовского, исполнял сам актёр, но когда фильм сдавали худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни.

  Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешение. Даль ответил: «Записывайся».

  По другим данным – Олег Иванович закапризничал и отказался перезаписывать песни по требованию режиссёра, поэтому они были переписаны с Олегом Анофриевым.

  Характер у Олега Даля, конечно, был не из лёгких, он всё понимал, но сделать с собой ничего не мог.

  Премьера фильма «Земля Санникова» состоялась1-го октября 1973 года, за 1974 год его посмотрели более 41 миллиона зрителей.

  Надо отдать должное, Олег Даль неплохо пел, если вспомнить , в его исполнении песню «Купидон», из фильма «Не может быть», музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенёва, режиссёр фильма Леонид Гайдай-1975 год:

«И в жару, и любой холод,
Где-то здесь Купидон бродит.
С колчаном полным стрел бродит,
Мальчик-Купидон. Хорошо знает он дело.
У него острые стрелы,
И летят и летят стрелы,
В нас со всех сторон…»

  Замечательный фильм состоял из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко.

  Незадолго до смерти на концерте, ведущий оговорился, назвав Даля «народным артистом», на что артист сделал, резкое, замечание: «Я не народный, я инородный»…

  Несмотря на то, что у Олега Даля была не очень хорошая репутация, многие режиссёры хотели его снимать – он как никто мог передать характер, который был ему близок.

Кроме того его любили зрители. В 1975 году режиссёр Анатолий Эфрос, осуществил детскую мечту актёра и позвал его на роль Печорина в телеспектакле: «По страницам журнала Печорина».

  Редкий случай – Олегу Далю понравилась его работа! Обычно он нещадно критиковал и себя, и режиссёров, и зрителей, и советский кинематограф в целом.

  Была у него ещё одна мечта – Зилов из пьесы Александра Вампилова: «Утиная охота». В театре ему эту роль не предлагали, но в 1979 году он сыграл Зилова в снятом по пьесе фильме «Отпуск в сентябре».

Драму сразу же положили на полку из-за темы лишнего человека, так как в советском обществе не могло быть лишних людей.

Тем более таких трагичных, каким актёр сделал Зилова…

После этого на «Мосфильме», Олег Иванович стал опальным актёром – его не рекомендовали снимать.

  Чтобы как-то поддержать Олега Даля, в 1980 году режиссёр Владимир Наумов предложил ему преподавать актёрское мастерство во ВГИКЕ.

  Работа ему нравилась, да и студенты его полюбили, но состояние актёра было очень нестабильно – ролей почти не было. К этому времени, надо заметить, Олег Иванович Даль сыграл уже, более 50 ролей в театре и кино.

  К тому же его сильно подкосила смерть Владимира Высоцкого, (25. 02.1938. – 25. 07. 1980.), с которым они были в приятельских отношениях и вместе снимались, в фильме Иосифа Хейфеца: «Плохой хороший человек», по повести Антона Чехова «Дуэль».

  На его похоронах Олег Иванович сказал, что будет следующим…

  Олег Иванович Даль умер 3 марта 1981 года в Киеве, в гостинице, куда он приехал на пробы в комедию «Яблоко на ладони».

  По распространённой версии сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано Олегу Ивановичу, «зашитому» противоалкогольной капсулой.

  К тому же сам Олег Даль за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть. Детей у Олега Даля не было.

  Артист был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. На могиле Олега Даля поставили строгий памятник, на котором расположилось портретное фото любимца публики.

  Говорят, что незаменимых нет, но это не относится к Олегу Далю. Есть хорошие, есть гениальные актёры, но таких, как Олег Иванович Даль – ранимых, пронзительных, талантливых – заменить невозможно…

     Из поэтического наследия Олега Даля.

       «Владимиру Высоцкому. Брату»

Сейчас я вспоминаю…
Мы прощались…Навсегда.
Сейчас я понял… Понимаю…
Разорванность следа…
Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом,
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и живость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой – покой…
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне и просыпаюсь.
Обида – серебристый месяц.
Клейменность – горя проба,
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце…

         «Прогулка с чёрным котом»
В. Ю. Никулину. На день рождения. Июль 1980.

Смотри, смотри, пришла луна,
Какая красная ущербная.
Душа – усталая струна
И тихая, как воскресенье вербное.
Там силуэтом мягкий зверь
На подоконнике иконовом,
А позади закрыта дверь,
И тишиной весь мир скован.
И мягкие удары ночи.
А на полу лежит пятак
Тяжёлой точкой в многоточии.
Смотри, смотри, ушла луна,
Такая светлая и тонкая,
Как набежавшая волна
На одинокий берег звонкий.

            ***

Зима. Монино. 1981.

Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси,
Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
О, Господи.
Вот я весь пред тобой,
О, Господи.
Я живу не клянясь ,
О, Господи.
Помоги и спаси,
О, Господи…

  Последнее стихотворение Олега Даля, написанное за пару недель, перед уходом из жизни.