Творец и купец

Елена Кальсберг
Трудноразрешимый конфликт творца и купца. Творец нацелен творить нетленки. И получать за это… Ну вот Пушкин умер в долгах. Интересно, во сколько раз доходы от издания произведений Пушкина (полученных, разумеется, не им) превышают его тогдашние долги. Но творцы, как правило, денег за свои труды не видят. Сейчас картина Винсента Ван Гога «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» стоит 74,5 мил. долларов. А при жизни он не продал практически ни одной. По слухам, одну обменял на покушать. А хозяйка трактира утверждала, что покормила голодного из жалости. А картину кинула на чердак, чтобы потом раму на растопку пустить.
Купец нацелен на доход. В нетленках, за которые деньги получит не он, а кто-то другой, купец не видит нужды. По его мнению, творец должен творить то, что нетрудно слепить и легко сбыть. Дешёвое, яркое, всем понятное.
Лишь в одном случае творец имеет шанс на коммерческий успех, если он ещё и купец, два в одном флаконе.
В одно весёлое время, когда верховный правитель сказал: зарабатывайте, кто как может. Племя нищих поэтов и художников разделилось на две части. Поэты по понятным причинам так и остались нищими. А вот художники слегка разбогатели. Некоторые.
Жаловался один художник, что у него колени болят акварели рисовать. «Э-э-э! Колени? Это как?» Потом я увидела, как. Раскладывает по всей длине коридора листы бумаги, штук 20. И на коленках челноком туда и обратно: фон, фон, фон, фон… берёзка, берёзка, берёзка, берёзка… избушка, избушка, избушка, избушка… У иностранцев на ура шёл рашен стиль.
И тут он узнаёт, что его компаньон, который сам ничего не рисует, а только торгует, даёт ему от силы 1/20 часть от выручки. И тогда рисовальщик сам решил продавать свои берёзки. И стало получаться. День — ползает, рисует, день — стоит, продаёт.
Но оказалось, что во флаконе недостаёт третьего компонента. Потому как подошли плечистые ребята и художника сильно избили, а берёзки… нет, не порвали, наоборот, один другому: «Смотри, не порви, Михей ругаться будет.» Бережно скрутили и унесли. Видимо, Михею отдали, бывшему компаньону художника.
Я к тому, что конфликт купца и творца всегда не в пользу творца. Иногда закладывается крамольная мысль: а может, так оно и надо, может, усилия купца (пиарщика) и делают произведение искусства известным и значимым. Да кому бы эта «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» нужна бы была, будь она написана сейчас в изостудии при Тольяттинском психоневрологическом диспансере? Разве что Максим Малявин в своём кабинете на стенку бы повесил.