Музыкальная шкатулка

Геннадий Маков
Музыкальная шкатулка

   Программа «Пианола» - вполне серьёзная программа, работая в паре с другой программой под названием «Трио», она позволяет создавать полноценные записи музыкальных произведений. Между тем, имея неплохой звук фортепьяно, программа «Пианола» может создавать музыкальные записи самостоятельно. Эти записи более простые, но тоже интересные. Программа «Пианола» в этом случае выступает в роли красивой игрушки - музыкальной шкатулки. Удобный интерфейс и мнемоника нотных строк делает такую игрушку привлекательной.
   О работе «Пианолы» в таком режиме я вам сейчас и расскажу.

   Если из нот, показанных на иллюстрации, взять только партию правой руки, то все пять её тактов уложатся в довольно компактную запись –

Z2# ^^f7>gfcdB <A#^f7>gfced <B^f7>ge#f/Bd

   Мнемоника этой записи понятна, в ней вы можете разглядеть и указание на два диеза в ключе, и общепринятые обозначения нот и переходы к вдвое меньшей и к вдвое большей длительности нот – это знаки > и <, повышение тона на октаву – слежа /, дополнительные знаки диез, стоящие следом за знаком ноты, цифры 7, указывающие на продление звука ноты на половину её длительности, значки пауз ^ - вы можете сравнить мнемоническую строку с записью на нотном стане, и увидите, что одно другому точно соответствует.

   Оказывается, это сделать можно. Строка при этом получается длиннее, а партии правой и левой руки в ней попросту чередуются. То, что исполняется левой рукой, заключается в специальные буквенные скобки. Вот так – y\\BBB/FBdFBd/w, ну а что исполняется правой, записывается далее вне скобок. То, что записывается в скобку и за ней, соответствует одному музыкальному такту.
   Буквенную скобку открывает символ y он указывает на аккорды из трёх нот, а закрывается буквенная скобка символом w.

   BBB это у нас аккорд из трёх нот, но поскольку это нота одна и та же, то это просто одна нота. FBd это тоже аккорд, с ним всё понятно, однако он повторяется и его мы можем заменить двоеточием - символом повторения. То есть записи в нотной строке FA#eFA#e и FA#e: равнозначны, просто вторая короче первой.
  В результате нотный пример, приведённый на иллюстрации, может быть записан в таком виде -

Z2#^^fy\\BBB/FBd:/w>^gfcdB< y\CCCFce:/wA#^f y\\A#::/FA#e:/w>^gfced

   Увы, в этой записи поместилось не пять, а только три такта, хотя она короче, чем та, которую вы видите на иллюстрации, поскольку тут мы использовали двоеточия.
   И эта запись прекрасно исполняется «Пианолой» - созданный звуковой файл звучит, и осциллограмму его начала вы можете видеть на иллюстрации. В правом динамике ноутбука звучит аккомпанемент, то есть ноты, находившиеся в скобках, а в левом динамике звучит основная партия, то есть ноты, находившиеся вне скобок.
   «Пианола» рассчитана на 50 строк нотной записи, три такта четвертными нотами звучат 4.5 секунды, умножая это число на пятьдесят, получаем 3.75 минут – столько времени может длиться сделанная «Пианолой» звуковая запись.   

   Конечно, писать каждую ноту повторяющихся аккордов скучно, да и запись получается громоздкой, но в программе «Пианола» есть средства сокращения записи. Помимо уже обсуждавшихся двоеточий, в программе имеются средства повтора – это конструкции вида r…, r1…, r2…, они запоминают фрагменты нотного текста, находящегося внутри них, а значки R R1 R2 вставляют эти фрагменты в нотный текст. По существу, это обычное «копировать» и «вставить», выполняемое в режиме онлайн.

   Двоеточие может использоваться не только внутри скобок, обозначающих аккорды, но и внутри скобок вида W…w - эти скобки одиночными нотами вводят второй голос. Двоеточие может использоваться и вне скобок. Функционируют эти двоеточия по другому – следующая за ними одиночная нота накладывается на предыдущую, и этот процесс может повторяться сколько угодно раз. Вот примеры –

C – просто одиночная нота До
C:E – аккорд До-Ми нотами первой октавы
C:E:\\C:e:g – тот же аккорд, поддержанный аккордом До-ми-соль большой октавы

   Довольно часто вслед за аккордом из нескольких нот идёт аккорд с другими нотами, но с таким же их количеством. Иногда такие аккорды повторяются не два, а большее количество раз. Для этого случая предусмотрено такое сокращение - за двоеточием ставится цифра, она указывает на число нот аккорда, добавляемых к опорной ноте (опорная и следующая за ней нота звучат чуть громче, поэтому не всё равно в каком порядке эти ноты записать). Вот пример такой сокращённой записи:

C:2EGDFAEGBFAc:0  эквивалентно  C:E:G D:F:A E:G:B F:A:c

   двоеточие с нулём :0 означает отмену этого режима интерпретации нотной записи.

   Однако, вернёмся к скобкам, я про них ещё не всё рассказал.
   В «Пианоле» имеется четыре вида буквенных скобок – скобка y…w содержит внутри себя аккорды из трёх нот, скобка v…w содержит аккорды из двух нот, а скобка W…w и её вариант V…w содержат второй голос, то есть, дополнительное одноголосие, которое присоединяется к первому, основному голосу.
   Второй голос и аккорды записываются в форме семплов в нечётные ячейки буфера и затем, при прослушивании, они отправляются в правый динамик ноутбука, а основной голос, вместе с теми аккордами, которые появились в нём в процессе наложения нот, записывается в чётные ячейки буфера и слышится через левый динамик ноутбука. Вот и все хитрости.  Если кто не знает, то такое семплы, то это обычные целые числа, которые затем преобразуются в звук.
 
   Таким образом, вместо одноголосой «Пианолы» с её достаточно узкими техническими целями по созданию партитур у нас получается разноголосая музыкальная шкатулка, прекрасно звучащая и способная исполнять музыкальные произведения достаточно сложные, вместе с аккордами и с прочими музыкальными прибамбасами.
   По своим впечатлениям скажу, что забавляться с этой музыкальной шкатулкой очень интересно. Звук получается сразу, а основная забота состоит в том, чтобы правильно уложить семплы аккордов и основного голоса в буфер, поскольку именно накопление семплов звука в буфере является основой многоголосия. Если вы ошибаетесь с укладкой нот в буфер точно по счёту, то получается забавный результат – вместо ожидаемого звучания вы слышите разноголосицу, а некоторые звуки и вообще пропадают.

   Задача эта требует определённых размышлений и этим она немножко напоминает игру в тетрис, а эта игра увлекательна и, даже можно сказать, азартна. Поэтому думаю, что новая «Пианола», имеющая функции музыкальной шкатулки, заинтересованным творчеством лицам может очень понравится.

__________
18.04.2024