Волшебник и оружейник

Валентина Сергеевна Ржевская
Необязательно, но может быть, что читатель, в особенности – юный читатель, имя главного героя шекспировской пьесы «Буря» узнает раньше из «Трех толстяков» Юрия Олеши. На самом деле имена разные, потому, что оружейника, руководящего восстанием против толстяков-капиталистов, зовут ПроспЕро, а свергнутого миланского герцога, ставшего волшебником, зовут ПрОсперо (у него – итальянское имя). Но отличие ударений в переводах шекспировской пьесы может не быть передано. Все же возможно, что, познакомившись сперва со сказкой Олеши, читатель будет мысленно – или не мысленно – переносить восприятие ее героев на героев «Бури», и это сделает возможным сравнение двух произведений.


Тогда оказывается, что герои – противоположные и произведения – почти совсем противоположные. Главная разница, должно быть, выражается в словах олешиного Просперо, обращенных к толстякам: «Пятнадцать лет я учил народ ненавидеть вас и вашу власть. О, как давно мы собираем силы! Теперь пришел ваш последний час».


Пятнадцать лет – это еще и возраст Миранды, дочери шекспировского Просперо, на момент действия пьесы. Пятнадцать лет – это долго в сказке Олеши, долго для подготовки восстания, но Миранда юна. Они с отцом живут на острове двенадцать лет, и отец в начале пьесы рассказывает ей о произошедших двенадцать лет назад событиях.


«Буря» - это сказка о мести и прощении. «Три толстяка» - о революции, которая становится возмездием для несправедливой власти. В конце толстяков сажают в ту самую клетку, в которой сидел оружейник Просперо. Там – их место, а не его. Все же Просперо угрожала казнь, а толстяков лишь позорят и высмеивают: казнь даже побежденных врагов не должна омрачать счастливого конца сказки.


В шекспировской пьесе Просперо – главный герой, в олешиной сказке Просперо – второстепенный персонаж, однако описывается его внешность, чего нет в случае шекспировского Просперо: «Оружейник Просперо стоял, опустив голову. Пленник был бледен. Кровь запеклась у него на лбу и на виске, под спутанными рыжими волосами». Cвоим врагам даже схваченный Олешин Просперо внушает страх.


Фразу олешиного Просперо о том, что он учил народ ненавидеть толстяков, взрослый читатель может воспринять как неоднозначную. Стало быть, народ без вмешательства оружейника толстяков не ненавидел? Не считал именно их правление причиной своих бед? Такое отношение может превратить олешиного Просперо в отрицательного персонажа – подстрекателя к бунту там, где без бунта можно было б и обойтись. Но проще решить, что «учил ненавидеть» здесь – это «учил бороться» с теми, кто действительно виноват во многих несчастьях и привык к своей безнаказанности.


Как олешин Просперо пятнадцать лет учил ненавидеть, так шекспировский Просперо двенадцать лет ждал момента, благоприятного для мести. И этот момент пришел благодаря благоприятной для Просперо звезде. Но долгая ненависть шекспировского Просперо оканчивается прощением его врагов после его победы.


Просперо в «Буре» - жертва предательства, госпереворота, совершенного его братом в союзе с королем Неаполя. Затем ему угрожает стать жертвой еще одного предательства и переворота: на острове Калибан хочет убить его и передать власть пьянице Стефано (а в союзе с шутом Тринкуло заговорщиков оказывается трое. Хоть они и не толстяки). Просперо в «Трех толстяках» сам руководит восстанием и сперва схвачен за это, ему угрожает смерть. На том, чтобы его освободить, строится сюжет сказки.


Просперо в «Буре» помимо того, что свергнутый герцог, еще и рабовладелец, то есть – эксплуататор. Его за это иногда ругают критики. Но мало кому придет в голову, наверное, думать о революции, изображенной в «Трех толстяках», как о восстании калибанов. Затем, Просперо в «Буре» рабовладелец временно: Ариэля он отпускает, а Калибану, по всей видимости, оставит остров, отправившись в Неаполь, а затем – в Милан. Если Просперо проявляет по отношению к Ариэлю и Калибану суровость, то это, скорее всего, потому, что, будучи законным миланским герцогом, он не умел быть суровым, и это стоило ему власти. Теперь же он должен не просто жить на острове, но и охранять Миранду.


Шекспировский Просперо навечно ассоциируется с книгами, которые после финала пьесы он уничтожит. (Мне всегда их жаль). Герцог стал волшебником. Первая фраза «Трех толстяков»: «Время волшебников прошло». Вместо волшебника здесь ученый, доктор Гаспар Арнери, которого из персонажей шекспировской «Бури», пожалуй, легче всего сравнить с добрым придворным Гонсало. В олешиной сказке есть еще один волшебник, и он с трагической судьбой – ученый Туб, создавший куклу наследника, но отказавшийся делать для него железное сердце. То есть, послуживший орудием зла вследствие обмана, но отказавшийся им быть, когда понял угрожающее зло. Олешин Просперо – не книжный человек и учит народ ненависти не по книгам. Но для шекспировского Просперо, если подумать, волшебные книги – главное оружие.


Образ народа в обоих произведениях отличается очень сильно. У Олеши народ более многообразен и решительно действует: «Гвардейцы перешли на сторону народа». Сказка начинается поражением народа, а оканчивается победой. В шекспировской пьесе народ для начала – команда корабля, на котором плывет Алонсо с сыном Фердинандом, Гонсало, двумя коварными братьями и другими. Не слишком много, но… именно голоса этого народа изображают сцену бури. Но Просперо объясняет, что двенадцать лет назад они с Мирандой не были убиты заговорщиками потому, что народ любил Просперо. Это несмотря на то, что Просперо сидел с книгами, а фактически правил его брат Антонио – но, может быть, Просперо потому и любили, что не он стоял за какими-нибудь непопулярными мерами. Упоминание народа здесь совсем краткое, но напоминающее, что с ним следует считаться. Власть к народу в «Буре» все же внимательнее, чем толстяки в олешиной сказке.


Очень легко сравнить Ариэля и гимнаста Тибула, потому, что тот и другой – главный помощник, соответственно, свергнутого герцога и пленного оружейника. Тибул – не раб, а друг, но главный помощник. А Миранду и Суок сравнить труднее: Суок моложе и ее парный персонаж – не возлюбленный Фердинанд, а вновь обретенный брат-близнец, наследник Тутти, но действует она несколько активнее. Вероятно, потому, что задача Миранды – еще и создавать контраст отцу, а задача Суок – привлекать внимание юных читательниц.


В «Буре» остров – это театр, а Просперо – режиссер. Он так не называется, но он руководит представлением. В «Трех толстяках» участвует цирк, ведь Тибул и Суок – артисты цирка. Есть и рыночные балаганы, работающие на трех толстяков, но они осуждаются. Победа революции отмечается цирковым представлением. Но и оно оканчивается, как все представления, как и два представления, устроенные Просперо, в «Буре» – для новой, неизвестной жизни.


И можно решить: ведь революция – это тоже буря, поэтому сказка Юрия Олеши – тоже о буре, созданной человеческими усилиями. Главная мысль шекспировской «Бури»: хотя моря угрожают, они милосердны. Победивший Просперо меняет гнев на милость. Ему это подсказывает Ариэль, но и по логике пьесы Просперо вряд ли может поступить по-другому. Он не мог бы убить Алонсо и других в присутствии доброго Гонсало или Гонсало убить вместе с ними, а кроме того, погубив отца Фердинанда, он точно сломал бы жизнь Миранде, если бы Фердинанд однажды об этом узнал. В олешиной буре, изображенной в «Трех толстяках», нет особого акцента на прощении врагов: враги наказаны и должны быть наказаны, в особенности потому, что этого не ожидали. Но все же и эта буря милосердна: потому, что милосердие получают те, кто обычно его не получал – угнетенные, и потому, что, победив, она менее – или пока менее – жестока, чем революции бывают в истории. И еще раз она проявляет милосердие к умершему ученому Тубу, который своей запиской просит прощения у Суок и Тутти. Это – волшебник, к искусству которого прибегло зло, но который воспротивился и погиб поэтому. Читатели сказки, как и соединившиеся близнецы, должны простить этого волшебника, явно доброго, но послужившего злу, однако лишь невольно и не до конца.