2024. Март - одним файлом

Юрий Вигнер
«Исчезнувший объект 5»

ступени иронии – башня молчания – сезон зимы – колесо – врасплох – синева – через улицу – силуэт – уязвимость – сад на закате – переводя взгляд – упавшее гнездо – паломничество – бельведер – разговор

==================================================


СТУПЕНИ ИРОНИИ

возводятся
одна над другой

все выше и выше

в угловатой
просторности залов

в стирающей память
белизне стен

в анестезирующем сиянии
ртутного света

привычный паркет
заменяется
плитками из винила

не слыша своих шагов
арт-фланер
поднимается в стратосферу

боясь и надеясь
пересечь границу
воздушного кокона
геокороны

почувствовать
холод пустого
пространства

обжигающую силу
звездного ветра

выше и выше

не поддаваясь
желанию
остановиться
повернуть назад

кое-как справляясь
с головокружением

иронизируя
над пройденными
ступенями

открывающимися
видами

и самим собой


БАШНЯ МОЛЧАНИЯ

так тяжела
неподвижна

что птицам
не хватает дыхания

флагам воздуха

белый дым навсегда
прилепился
к желто-зеленому
небу

тени
к плиткам на площади

закрытые ставни
к оконным проемам

посреди близкой окраины
миновав станцию
пассажирский состав
замер на рельсах


СЕЗОН ЗИМЫ

пятно
похожее на зверя

и зверь
похожий на собаку

сезон зимы
и погнутых стволов

ветвей без листьев

прогулок одиноких
в парках
вдоль реки

чернильных пятен

сажи

серого картона


КОЛЕСО

лежащие
поставленные
вертикально

дворцы и башни
офисные здания

доходные дома
фургоны

в безлюдном городе

на площади
среди строений

чьи окна
закрыты жалюзи

без куполов

и тень от колеса
похожая
на тень ребенка

тень всадника
из-за угла

и тень отца
беседующего
с кем-то
прозрачнее
стекла

лежащие
поставленные
вертикально

дворцы и башни
офисные здания

доходные дома
фургоны

в безлюдном городе

на площади
среди строений

чьи окна
закрыты жалюзи

без куполов

и тень от колеса
похожая
на тень ребенка

тень всадника
из-за угла

и тень отца
беседующего
с кем-то
прозрачнее
стекла

он тоже призрак

смутный контур
спиной ко зрителю
ребенку

в его руке портфель


ВРАСПЛОХ

посреди кипарисов
пиний

известняка и травертина
застигнутый врасплох

на родине
как на чужбине

брат мрамору и бронзе
ничейный сын

фланер бездомный
 
орел в ночи
флейтист без губ

ослепший пейзажист
заучивающий график
горизонта


СИНЕВА

подходящий фон
для темно-зеленых пиний
и кипариса

на невысоком холме
за розовой балюстрадой

стены домов
песочного цвета

с поднятыми жалюзи

пусть и обращенные
к солнцу

час до полудня

время замерло

не так
как в пригороде Каира

любуясь видом

свободно
без принуждения

ни песка
ни ветра

ни пирамид


ЧЕРЕЗ УЛИЦУ

жить по соседству

так близко
что можно бросить
мяч в одну из арок
через окно

и слышать ночью
шум крики вопли
стоны
рычание львов
и тигров

в воображении

а наяву
молчание камней


СИЛУЭТ

развалины в лесах
строительных

огрызки храмов

есть что-то
времени не по зубам

как будто

здесь будет станция метро

толпа течет между щитами

крылатый колесничий
под облаками
на квадриге
черным силуэтом

все перемешано
снаружи и внутри


УЯЗВИМОСТЬ

зелень шляпы
с черной лентой

и зелень фрака
так раскошна

она чудесней
радужных вселенных

толпы икринок
слепленных из пленки

искрящихся миров
старающихся
избегать друг друга

несовершенных
уязвимых

для них
прикосновение
означает гибель

разрыв покрова

потерю «я»

несчастье в котором
не поможет искусный
чародей

творец тончайших
пузырей


САД НА ЗАКАТЕ

пчелы не жужжат
их просто нет

и Аполлона пальцы
неподвижны

струны не дрожат

лишь кот идет
уверенной походкой
вдоль стены

и нет цветов
кустарник и трава

но вечером
когда темнеет небо
и розовеют облака

а кипарисы пальмы
исчезают

оставив
лишь черный силуэт

о варварстве
уже не вспоминаешь

и заворачиваешься
в тайну
словно в плед

и садик нищий
кажется
античным раем


ПЕРЕВОДЯ ВЗГЛЯД

пиния Пайс

пиния Пикассо пиния пиния

три забинтованные
колонны с обломком
антаблемента

и снова пинии

над ними Победа с венком
пропилеи Единства

а выше
по-вечернему бледная
будто покрытая наледью синева


УПАВШЕЕ ГНЕЗДО

гнездо упало
с облаков

ушли все тени

полдень взгляда

в сухих фонтанах
ветер гонит пыль

пусть засуха
отвесный свет

растут слова

там в юности
была
не смелость
а бравада


ПАЛОМНИЧЕСТВО

от обелиска к обелиску
от царства к царству
от папы к папе

читая иероглифы
латынь

от львов к слону
и дальше к змеям
и коням

прокладывая путь
между собравшихся
в наушниках
зеленых майках

спешащих клерков
в деловых костюмах
застывших на ходу

рука откинута
а галстук вздернут
кверху

через десант из
белых клонов
в шлемах чьи визоры
скрывают лица

и дальше
к руинам храмов
Колизею
Китсу

пирамиде

круг завершив
египетским пейзажем
у городских
ворот

прохладным
вечером


БЕЛЬВЕДЕР

у памятника павшим
ты постоишь недолго

плененный белизной
колонн

слоновый бивень
кость солдата
и мрамора кусок
объединяет цвет

есть щит
с подробным
объяснением
назначения

шумит фонтан

в латинской надписи
как утверждает гид
допущена ошибка

но бельведер хорош

под ним
старинный город

похожий на умерший
муравейник


РАЗГОВОР

кроны и мост написаны
в классической манере

у каждой перекладины
в ограде
у каждого листка
есть контур

и буруны в реке
похожи на салфетки
кружевные

манжеты
восемнадцатого века

и пара
справа на площадке

широкой ровной
как хоккейный лед

видна в подробностях

но звук не передать
цветами завитками

рисунок
даже сверхискусный
будет лишь намеком
на содержание разговора

и жест отчетливый
не выдаст тайну спора