Шопенгауэриана 2004 - Стихи разных лет - 97

Лев Гунин
___________________

"ШОПЕНГАУЭРИАНА" (2004)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ, переизданы в 2019.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
__________________________
__________________________
______________________
______________________
Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, основной работой которого считается труд "Мир как воля и представление" (1819). Он отрицал исторический прогресс не только как факт, но отрицал и саму возможность исторического прогресса. Согласно Шопенгауэру, миром правят стихийные силы, поэтому единственным значимым фактором является личный выбор. Его учение о внутренней гармонии человека смыкается с буддизмом. Эстетическая концепция Шопенгауэра оказывала (и оказывает) наиболее существенное влияние на умы многих поколений. Она в чём-то близка размышлениям Павла Флоренского, связанным "мыслью о верховенстве красоты, о признании её силой, пронизывающей все слои бытия". Как и Шопенгауэр, Флоренский подчёркивал особое, исключительное (важнейшее) место искусства в культурно-онтологическом пространстве. Цикл "Шопенгауэриана" охватывает круг явлений, с которым сталкивает "бытовое сознание". Настраивая восприятие на невозможность примирения с действительностью, этот цикл будоражит и пробуждает духовное самосознание.

стихи 2004



Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, основной работой которого считается труд "Мир как воля и представление" (1819). Он отрицал исторический прогресс не только как факт, но отрицал и саму возможность исторического прогресса. Согласно Шопенгауэру, миром правят стихийные силы, поэтому единственным значимым фактором является личный выбор. Его учение о внутренней гармонии человека смыкается с буддизмом. Эстетическая концепция Шопенгауэра оказывала (и оказывает) наиболее существенное влияние на умы многих поколений. Она в чём-то близка размышлениям Павла Флоренского, связанным "мыслью о верховенстве красоты, о признании её силой, пронизывающей все слои бытия". Как и Шопенгауэр, Флоренский подчёркивал особое, исключительное (важнейшее) место искусства в культурно-онтологическом пространстве. Цикл "Шопенгауэриана" охватывает круг явлений, с которым сталкивает "бытовое сознание". Настраивая восприятие на невозможность примирения с действительностью, этот цикл будоражит и пробуждает духовное самосознание.
___________________________

Лев Гунин

     ШОПЕНГАУЭРИНА


ШОПЕНГАУЭР-1

для чего
 снег кружит и тает
для чего
 буквы в небе горят

для кого...
 никто их не читает
 фонари
 светят зря.... светят зря...

а ни для чего...
                дети на коленях
девочка в пальто
                мальчик лет шести
боженька спаси
                мама их болеет
но её НИКТО
                хочет ли спасти?..

для чего (для кого)
  подошел троллейбус
никого внутри
  хлопанье дверей
для чего
 мира тёмный ребус
где его ответ
 для каких людей

а не для чего...
                разбудил стихию
водрузивши крест
                плетью бил и бил
доброго не-злого
                бога и мессию...
лишь за то что есть
                бог их злой убил


ШОПЕНГАУЭР-2
               
1
Чёрный квадрат,
белый овал.
Жизнь наугад,
память - провал.
Даже во сне
не прокричать,
что время
повернуло вспять.

2
Око небес,
тень пирамид.
Бог или бес
мир сей хранит?
Правый не прав,
левый не лев,
они хотят тюрьмы
для всех...

    (интерлюдия)

Где твой топор,
Бертран де Борн?
Солнце зашло
за пики гор.
Головы с плеч,
кровь рекой.
Жуткий обычай
родовой.


3
Время господ,
время рабов.
Давят народ
пьющие кровь.
Смотрят на нас
их тысячи глаз
с полов и потолков...


ШОПЕНГАУЭР-3

Мне кажется: я всё ещё смогу,
и целый мир готов я перестроить.
А в зеркале виски уже в снегу.
Подстричь, подкрасить?
                Нет, не стоит.

С деревьев пух висит на проводах.
Листва роскошной прядью за террасой.
Но знаю я, что всё, что видим - прах.
И всё, о чём мы думаем - напрасно.

И ты, и я - мы в клетке золотой.
Крепки её невидимые прутья.
И купол - голова над головой:
он та же хрупкость, драма перепутья.

Что за последним поворотом, там,
где нас никто не ждет, никто не знает?
И клетка разлагает по годам
исчезновение, свободу предвещая.

Тогда зачем напрасные труды,
какая разница, где будут наши нары,
и на губах - вкус соли и беды,
и в голове - проклятой жизни чары....


ШОПЕНГАУЭР-4

домой не добраться проклятые гири на стопах
меняют чулки лицедеи свисая на стропах
хохочут дверей разномастные пьяные рожи
и девка шатаясь своей задевает прохожих

в наследство получают наши дети
неистребимый умиранья ген
и мы за это как и бог в ответе
попавшиеся в эстафеты плен

за то что нас увидят поколенья
висящими на острие меча
мы завещаем капли разложенья
от мирозданья первого врача

не знают весталки где лунная тень обитает
и денег купоны с кустов купидон состригает
два марса в преддверии сущего крутят рулетку
и дождь кислотой разложения брызжет на ветки
в каком государстве где точно душа пребывает
никто на земле до девятого вала не знает
и капает влагой дымящейся тлен из пипетки
и память топорщится свитком исчезнувшим ветхим

         Ноябрь, 1990 (Бобруйск) – Декабрь, 2004, Монреаль. 

______________________________________