___________________
"МЫСЛЕФОРМЫ" (2010)
___________________
ЛЕВ ГУНИН
СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ
избранное
Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия
ИЗДАНИЕ 2019
© СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ, переизданы в 2019.
______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -
В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
__________________________
__________________________
______________________
______________________
(2010)
___________________________________
___________________________________
Метаметафоры. Синестезии. Ассоциативные образы. Аллюзивный ряд образно-речевых аналогий. Цепочки аллитераций, формирующих неожиданный смысл. Всё это работает, но удивительней всего, что эти - и другие - приёмы невозможно выделить из целостности речевого и смыслового потока: они лишь угадываются (сопутствуют). Экспериментально-новаторский строй гибкой и монолитной связки миниатюр уникален. Живая, пульсирующая ритмика заслуживает пристального внимания. Она близка (по композиции, по распределению структурных элементов, по стилю цезурного деления, по типу опоры на гласные) к народной поэзии. Фрагменты подобной просодической ритмики характерны для некоторых русских народных пословиц и прибауток, встречаются и у других славянских народов, а также в образцах западноевропейской народной и анонимной поэзии. Но мы имеем дело не с искусной имитацией, и даже не с подражанием. Напротив, это естественная аутентичная речь живого творческого общения-самовыражения, рождённая феноменом начального импульса и внутренней концентрации. Очень интересен приём реструктурирования, эволюционирующий к ослабеванию в конце цикла. Новое средство текстового общения (очевидное открытие, наречённое "мыслеформы") названо одним критиком "визуально-речевой телепатией". Своё несогласие с такой формулировкой я уже высказал в июне этого года. -- Т. А. (психолог, филолог, преподаватель университета) (Нью-Йорк - Лос-Анжелес, 2010).
___________________________
Лев Гунин
МЫСЛЕФОРМЫ
1
зеркальце-луна...
подняться?..
увидеть
глядящего?...
2
Брунгильду
завернули
в ковёр забвенья...
значит -
это
кому-то
нужно
3
полумесяца
серп
лезвие
серебро
памяти
4
кровавый свет
задних фар
тревожно
пыльца на
асфальт
жертвоприношение
алтарю
ассоциативного
5
жизнь и смерть
игра в кости
бросок
точки-цифры
беспамятство
6
Вергилия музой
не брезгают
фирменный знак
банковский вклад
символ
избранности
7
два лавровых листа
из чистейшего золота
два виска человеческой кости
из невиданной косности
побратимы
две глубины
погружения
8
музей
нафталиновый запах
за стеклом
солнцеворот
ожиданье
конца грядущего
9
четыре всадника
четыре стороны света
четыре сезона
тело Христово
кратно четырём
срединного хлеба
разламыванью
10
книги судей
сатанинские крылья
вселенной
тождественности
навершие
хорошо ли в гробу вам
спинами друг к другу
притираясь?
11
Платона диалоги
у Ницше в крови
завидую вам
общающимся
а у меня в крови
яд меня самого
и противоядия
не положено
12
всех любимых
образа по углам
поздно молиться
прощенья
не вымолить
13
два треугольника
один Всевышнего
другой Сатаны
проклятие земного
и небесного
14
игра символов-цифр
гематрия
колдовство избранных
три и пять
шесть и семь
лукавство
обман дихотомии
15
между А и Б
между Ра и О
между Й и Ы
односторонняя улица
два светофора:
в конце и в начале
движения
16
не сотворить сотворённого
не оживить не живущего
меж рожденьем
и прахом
все смыслы лежат
непочатыми
17
за поступков наших
мотивами
стоят деления
шкала отметок
меж крайностями
ползунок вправо иль влево:
слава или позор
жизнь или смерть
Забвение или Бессмертие
18
жизнь играет
краплёными картами
нет веры ни в чём
себе самому не верь
верь любящим тебя
любовь не обманет
19
ложь не придёт
в твои руки
не дастся тебе
добровольно
сон не охватит
тебя
неприкаянно
обувь сними
входя в чертоги
за веками
жизнь твоя
и смерть
там обитают
сёстрами
20
накал
на кол
посадили
по сад самый
разгладили
пергамент
первый гам
не спровадили -
близко
ниспровержение
не ниспровержимого
21
как по посаду
ходил низко
как по ближнему
городу
рыскал
плач твой
долетал до небес
и солнце с луною
меркли
лицами
не вынесла душа
разорвалась
треснула амфора
алая жидкость
ручейком
песок напоила
22
спины как кули
спины как троны
спины как
ступени
для
узурпаторов
вихри сметают
краску
с лица твоего
смывают румяна
тени смывают
белое как бумага
оно красивей…
как вечность...
Монреаль. Март-апрель, 2010.
________________________