Битва при Кашине

Дмитрий Постниковъ
– Ни яркости, ни чувства.
Упрямство. Произвол.
Ты старое искусство
своим искусством смёл!

– Опять эксперименты!
Как их ни назови,
утопят кватроченто
“Купальщики” твои!

– Ты выпускаешь джина.
Талантлив ты и смел.
Печально: Перуджино
наш сразу устарел.

– Пойми, своим народом
ты стёр кумиры в пыль
и создал мимоходом
монументальный стиль!

22. 08. 2014


1505 г. “Битва при Кашине”, иначе “Купальщики” Микеланджело вызвала резкое неприятие мастера старшего поколения – Перуджино. Дело дошло до личных оскорблений и судебного разбирательства. Оба художника отделались порицанием от властей.

Микеланджело взялся за “Битву” из соперничества с Леонардо. До красок не дошло: художника срочно призвал в Рим папа Юлий II. Это было политическим делом, республике нельзя было ссориться с Ватиканом. Подготовительный рисунок (картон) долгое время выставлялся в Синьории напоказ всем желающим; в конце концов его изрезали и растащили по кускам. Сохранилась лишь копия произведения.

Что тут скажешь? Деспотичный самодур Ровере (папа) лишил Италию шедевра: Микеланджело был в это время на подъёме именно как живописец, что демонстрирует тондо "Святое семейство", написанное им годом ранее и ныне хранящееся в Уфицци. Я разделяю точку зрения, согласно которой "Купальщики" по тонкости и чистоте стиля превзошли бы даже "Сотворение мира" в Сикстинской капелле - хотя бы потому, что в Риме художник столкнулся с техническими сложностями и был страшно изнурён работой под потолком.