9. 06. Духовность закона

Елена Гармон
«Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17)

Именно Христос среди грома и пламени возвестил закон с горы Синай. Слава Господня, подобно «огню поядающему», покоилась на ее вершине, и от присутствия Божьего гора сотрясалась. Сонмы израильтян, распростершись на земле, в страхе и трепете внимали священным предписаниям закона. Какой контраст по сравнению с тем, что происходило на горе благословений. Под солнечным небом, в тишине, нарушаемой лишь пением птиц, Иисус излагал Своим слушателям принципы Своего Царства. Однако, говоря в тот день с народом языком любви, Он раскрывал перед ними принципы того же закона, что был провозглашен с Синая.
Длительное египетское рабство отрицательно сказалось на Израиле, поэтому при даровании закона необходимо было показать евреям могущество и величие Бога, однако и тогда Бог открылся им как Бог любви.
«Господь пришел от Синая,
открылся им от Сеира,
воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых;
одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ Свой;
все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим,
чтобы внимать словам Твоим»
(Второзаконие 33:2, 3).
Именно Моисею Бог открыл Свою славу в замечательных словах, ставших ценнейшим наследием всех народов и на все времена: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6, 7).
Закон, данный на Синае, провозглашал принципы любви, будучи откровением закона небес. Он был дан рукой Посредника — изречен Тем, Чья сила могла привести сердца людей в согласие с его принципами. Господь открыл Израилю предназначение закона, сказав: «И будете у Меня людьми святыми» (Исход 22:31).
Но Израиль не постиг духовную природу закона и слишком часто их так называемое послушание состояло только в соблюдении внешних форм и обрядов без покорности сердца верховной власти любви. Когда Иисус Своим характером и служением показал иудеям святые, благородные, отеческие качества Бога и обрисовал бессмысленность чисто внешнего послушания, иудейские начальники не поняли и не приняли Его слов. Они решили, что Он слишком пренебрежительно относится к требованиям закона, а когда Христос стал изъяснять им те самые истины, которые были сущностью установленного Богом служения, они, обращая внимание лишь на внешнюю сторону, обвинили Его в стремлении устранить его.
Слова Спасителя, произнесенные спокойным тоном, были исполнены серьезностью и силой, которая пробудила сердца людей. Они слушали в ожидании, что Он повторит безжизненные предания и требования раввинов, но напрасно. Они были поражены Его речью, “ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” (Матфея 7:29). Фарисеи заметили огромную разницу между тем, как учили они и как учил Христос. Они видели, что величие, красота и чистота истины с ее мягким и глубоким влиянием, крепко овладевала многими умами. Небесная любовь и нежность Спасителя влекли к Нему сердца людей. Раввины видели, что благодаря Его учению все их наставления, преподанные народу, сведены на нет. Христос разрушал стену разделения, которая так льстила их гордыне и чувству исключительности; и они боялись, что если Ему не воспрепятствовать, Иисус совершенно отвратит от них народ. Поэтому они следовали за Ним с решительной враждебностью, надеясь при удобном случае возбудить против Него недовольство в народе и тем дать возможность синедриону осудить Его и казнить.
На горе благословений Иисус находился под наблюдением соглядатаев, и когда Он раскрывал принципы праведности, фарисеи пустили в толпу слух, будто Его учение противоречит заповедям, полученным на Синае. Между тем Спаситель не говорил ничего, что могло бы поколебать веру в религию и постановления, данные через Моисея, ибо каждый луч Божественного света, переданный народу израильскому его великим вождем, исходил от Самого Христа. В то время как многие помышляли в своих сердцах, что Иисус пришел отменить закон, Он вполне определенно и ясно указал на Свое отношение к Божественным заповедям. “Не думайте, — сказал Он, — что Я пришел нарушить закон или пророков”.
Творец человека и Законодатель заявляет, что Он вовсе не намерен устранить закон. Все в природе, от малейшей пылинки в луче солнечного света до небесных миров, подчиняется закону, и от послушания ему зависят порядок и гармония в природе. Наравне с природными законами существуют и великие принципы праведности, руководящие жизнью всякого разумного существа, и от следования им зависит благополучие Вселенной. Закон Божий существовал еще до сотворения нашей земли. Ангелы руководствуются его принципами, и для поддержания гармонии между небом и землей человеку также нужно подчиниться Божественным постановлениям. Еще в Едеме «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иова 38:7), Христос познакомил человека с законом. Миссия Христа на земле состояла не в том, чтобы отменить закон, а в том, чтобы Своей благодатью возвратить людей к послушанию Его предписаниям.
Любимый ученик Иисуса, внимавший каждому слову Нагорной проповеди, говоря о законе спустя много лет по вдохновению Святого Духа, отмечает его неизменность. Он пишет, что «грех есть беззаконие», и «всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Иоанна 3:4). Он подчеркивает, что речь идет о заповеди древней, «которую вы имели от начала» (1 Иоанна 2:7). Таким образом, он говорит о законе, который существовал уже при сотворении мира и был повторен на Синае.
Говоря о законе, Иисус отмечает: «Не нарушить пришел Я, но исполнить». Он употребляет здесь глагол “исполнить” в том же самом смысле, в каком сказал Иоанну Крестителю о Своем намерении “исполнить всякую правду” (Матфея 3:15), т. е. исполнить все требования закона и дать пример полной покорности воле Божьей.
Миссия Христа заключалась в том, чтобы «возвеличить и прославить закон» (Исаии 42:21). Он должен был открыть людям его духовную сущность, его всеобъемлющие принципы и его неизменность.
Самые благородные и кроткие из людей лишь в ничтожной мере отражают Божественную красоту характера Христа; Соломон, движимый Святым Духом, пишет, что Он «лучше десяти тысяч других... и весь он — любезность» (Песнь Песней 5:10, 16). И Давид, видя Его пророческим взором, говорит: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Псалтирь 44:3). Иисус, точное подобие Своего Отца, сияние славы Его, самоотверженный Искупитель, во время Своего земного странствования являлся живым воплощением Божественной любви и характера Закона Божьего. Своей жизнью Он продемонстрировал, что в основе законов вечной нравственности лежат небесная любовь и христоподобные принципы.
Иисус сказал: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Своим собственным повиновением закону Спаситель засвидетельствовал о его непреложном характере и доказал, что посредством Его благодати каждый потомок Адама может соблюсти Его закон. Стоя на склоне горы, Он заявил, что ни малейшая иота из закона не прейдет, пока не исполнится все — все, что касается человеческого рода, все, что связано с планом спасения. Он не учит, что закон когда-нибудь будет отменен, но сосредоточивает взор на самом отдаленном горизонте, какой только доступен человеческой мысли, и заверяет, что закон сохранит свою силу до этого времени, дабы никто не думал, будто Его задачей было отменить предписания закона. Пока существуют небо и земля, не прейдут и священные принципы Божественного закона. Правда Его пребудет “как горы Божии” (Псалтирь 35:7) и останется источником благословений, изливающим свои воды для орошения земли.
Поскольку Закон Божий совершен и, следовательно, неизменен, грешному человеку невозможно своими силами исполнить его требования. Вот почему явился Иисус, наш Искупитель. Его миссия заключалась в том, чтобы привести людей в гармонию с принципами небесного Закона, сделав их причастниками Божественного естества. Когда мы оставляем наши грехи и принимаем Христа как нашего Спасителя, этим возвышается закон. Апостол Павел спрашивает: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Римлянам 3:31).
Новозаветное обетование гласит: «Вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евреям 10:16). В то время как прообразы, указывавшие на Христа как на Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира, утратили свое значение со смертью Иисуса, принципы праведности, выраженные в Десятисловии, остаются столь же непреложными, как и вечный престол. Ни одна заповедь не была отменена, ни одна иота или черта не была изменена. Эти принципы, преподанные человеку в Едеме как великий закон жизни, останутся без изменений и в Едеме восстановленном. Когда на нашей земле снова расцветет райский сад, Божьему закону любви будут послушны все, живущие под солнцем.
«Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Псалтирь 118:89). «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Псалтирь 110:7, 8). «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки» (Псалтирь 118:152).

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19)
То есть ему не будет там места, ибо намеренно нарушающий одну заповедь не исполняет по духу и по истине и все остальные. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10).
Грех заключается не в тяжести совершенного проступка, а в факте отступления, хотя бы в малейшем, от ясно изложенной воли Божьей, ибо это показывает, что связь между душой и грехом пока не прервана. Сердце не посвящено служению совершенно, оно еще противится Богу и восстает против законов Его правления.
Если бы людям было позволено отступать от требований Божьих и самим определять критерии своего долга, то появилось бы многообразие моральных норм, удобных самым разным людям, и правление было бы полностью изъято из рук Божьих. Воля человека стала бы преобладающей, а святая воля Божья, Его благие намерения по отношению к Своему творению оказались бы в пренебрежении и презрении.
Как только люди выбирают свой собственный путь, они становятся противниками Божьими и лишаются места в Небесном Царстве, поскольку восстают против небесных принципов. Пренебрегая Божьей волей, они становятся на сторону сатаны, врага Бога и человека. Не одним словом, не многими словами, но всяким словом, исходящим из уст Божьих, будет жить человек. Мы не можем чувствовать себя в безопасности, если пренебрегаем хотя бы одним словом Господним, каким бы незначительным оно нам ни казалось. Все заповеди даны для блага и счастья людей как в настоящей, так и в будущей жизни. Вокруг человека, послушного Закону Божьему, Бог воздвигает ограду и хранит его от зла. Разрушающий эту созданную Богом ограду хотя бы в одном месте лишается Его защиты, ибо тем самым открывает путь врагу, который принимается губить и опустошать.
Когда наши прародители осмелились единожды пренебречь волей Божьей, они открыли путь потоку горя, обрушившемуся на землю. И каждый человек, следующий их примеру, пожнет подобные плоды. В основе всех предписаний Закона Божьего лежит Его любовь, а потому каждый, отступающий от заповеди, сам кует себе несчастье и гибель.

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфея 5:20)
Книжники и фарисеи обвиняли во грехе как Христа, так и Его учеников, потому что те пренебрегали раввинскими церемониями и обрядами. Учеников не раз приводили в замешательство постоянные порицания и обвинения со стороны тех, кого они почитали как религиозных вождей. Иисус разоблачил обман. Он объявил, что праведность, так высоко ценимая фарисеями, ничего не стоит. Иудеи считали себя верным и избранным Божьим народом, пользующимся Его особым благорасположением; Христос же показал им, что их религии недостает спасительной веры. Все претензии евреев на благочестие, все их надуманные обряды и даже хваленое исполнение внешних требований закона не могли сделать их святыми. Они не имели ни чистого сердца, ни благородного христоподобного характера.
Законнической религии недостаточно для того, чтобы привести душу в гармонию с Богом. Суровая, строгая правоверность фарисеев, лишенная любви, нежности и сострадания, была лишь камнем преткновения для грешников. Фарисеи, книжники, законники были подобны соли, потерявшей силу, так как своим влиянием они не могли предохранить мир от разложения. Только истинная «вера, действующая любовью» (Галатам 5:6), в состоянии очистить душу. Она, как закваска, преображающая характер.
Все эти истины иудеи должны были бы почерпнуть из книг своих пророков. Еще за несколько сот лет до рождения Христа пророк Михей в следующих словах выразил стремление души к оправданию перед Богом: “С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Михея 6:6—8).
Пророк Осия следующими словами описывает сущность фарисейства: «Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Осии 10:1). Иудеи, полагая, что служат Богу, в действительности служили самим себе. Их праведность была плодом стремления соблюсти закон в соответствии с их собственными представлениями и ради собственной же выгоды. Вполне естественно, что праведность иудеев не могла быть лучше их самих, и в своем стремлении освятить себя они пытались произвести чистое от нечистого. Закон так же свят и так же совершен, как Сам Господь. Он открывает людям праведность Божью, а так как природа человека развращена, испорчена и противоположна характеру Божьему, ему самому невозможно соблюсти закон. Дела эгоистичного сердца нечисты, «и вся праведность наша — как запачканная одежда» (Исаии 64:6).
Закон свят, так что иудеи, желая соблюсти его собственными силами, не могли достигнуть праведности. Ученики Иисуса, если они хотят войти в Царство Небесное, должны обрести иную праведность, нежели фарисеи. Господь предложил им в Сыне Своем совершенную праведность закона. Если бы фарисеи широко раскрыли свои сердца и приняли Христа, то в них обитала бы жизнь Самого Бога и Его любовь, преображая их по Его подобию. Таким образом, они могли бы получить требуемую законом праведность как безвозмездный дар Божий. Фарисеи же, “не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность” (Римлянам 10:3), не захотели покориться праведности Божьей.
Продолжая Свою речь, Иисус указал Своим слушателям, что сущность соблюдения заповедей Божьих заключается в воспроизведении в себе характера Христа, ибо в Нем ежедневно открывался Бог.

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфея 5:22)
Господь некогда сказал через Моисея: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17, 18). Христос излагал те же истины, что и древние пророки; однако из-за черствости сердца и любви ко греху эти истины стали непонятными.
Слова Спасителя открыли Его слушателям, что, осуждая других как грешников, они сами были виновны в неменьшей степени, так как питали в сердце ненависть и злобу.
На противоположном берегу озера находилась страна Васанская, уединенная местность, с давних пор своими глухими ущельями и лесистыми холмами служившая убежищем для всякого рода преступников. Слухи о совершаемых там грабежах и убийствах были свежи в памяти каждого присутствовавшего, и многие рьяно осуждали злодеев. В то же самое время они сами были озлоблены и непримиримы, ибо питали жгучую ненависть к своим притеснителям римлянам и считали себя вправе ненавидеть и презирать все другие народы и даже своих соотечественников, не во всем согласных с их мнениями. Таким образом они нарушали заповедь, гласящую: «Не убивай».
Сатана был родоначальником духа ненависти и мести, побудившего его убить Сына Божьего. Всякий, кто питает в глубине души злобу или недобрые чувства, имеет тот же дух, и плодом его так же будет смерть. Уже в самой мысли о мести сокрыто злодеяние, подобно тому как зародыш сокрыт в семени растения. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Иоанна 3:15).
«Кто же скажет брату своему: „рака!“ [пустой человек] подлежит синедриону». Отдав Сына Своего на смерть ради нашего спасения, Господь показал, как высоко Он ценит каждую душу, и поэтому никто не имеет права говорить о другом человеке с презрением. Конечно, мы видим ошибки и слабости ближних, но каждую душу Господь считает Своей собственностью — во-первых, по праву творения, а во-вторых, по праву пролитой крови Христа. Все люди созданы по Его образу, и даже самые деградировавшие заслуживают уважительного и нежного обращения. Господь спросит с нас за каждое презрительное слово, сказанное душе, за спасение которой Христос отдал Свою жизнь.
«Кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Коринфянам 4:7). «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает» (Римлянам 14:4).
«А кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной». Слово, переведенное здесь как «безумный», в Ветхом Завете обыкновенно применялось к богоотступнику или к человеку, совершенно предавшемуся нечестию. Иисус говорит, что всякий, осуждающий своего брата как отступника и богопротивника, тем самым показывает, что он сам заслуживает такого осуждения.
Сам Христос, «когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда» (Иуды 9). Если бы Он сделал это, то поставил бы Себя на одну ступень с дьяволом, ибо обвинение есть орудие лукавого. Писание называет его клеветником братьев наших (см. Откровение 12:10). Иисус же не захотел действовать орудием сатаны, а потому возразил ему словами: «Да запретит тебе Господь» (Иуды 9).
Поведение Спасителя должно стать для нас хорошим примером. Сталкиваясь с врагами Христа, мы не вправе вступать с ними в пререкания или говорить нечто, хотя бы отдаленно похожее на поношение и обвинение. Человек, выступающий как глашатай Божий, не вправе произносить слова, которые избегал Повелитель неба даже в споре с сатаной. Суд и вынесение приговора мы должны всецело предоставить Богу.

«Примирись с братом твоим» (Матфея 5:24)
Любовь Божья означает нечто большее, чем воздержание от определенных поступков; это жизнеутверждающий, действенный принцип, живой источник, всегда текущий для благословения людей. Когда любовь Христа поселится в нас, мы не только не будем испытывать ненависти к ближним, но будем всеми силами стараться проявить к ним свою любовь.
Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Жертва становилась выражением веры приносящего в то, что через Христа он становится причастником милости и любви Божьей. Но как можно, питая в глубине души недобрые чувства, выразить веру во всепрощающую любовь Божью? Это будет похоже на фарс!
Когда человек говорит, что служит Богу, а сам несправедливо поступает по отношению к брату или наносит ему ущерб, то тем самым он в ложном свете представляет этому брату характер Божий, и, дабы снова прийти в гармонию с Богом, ему необходимо признать свою неправоту и исповедовать свой грех. Даже если наш брат обидел нас сильнее, чем мы его, это нисколько не уменьшает нашей ответственности. Если, представ пред Богом, мы вспомним, что наш ближний имеет против нас нечто, мы должны оставить наш дар в виде молитвы, благодарения, добровольного приношения, и, разыскав брата, с которым мы в ссоре, смиренно исповедать свой грех и попросить у него прощения.
Если мы каким-либо образом причинили нашему брату ущерб, то обязаны возместить ему убытки; если мы без злого умысла произнесли ложное свидетельство, или исказили смысл его слов, или каким-то образом повредили его репутации, то должны пойти к тем людям, с которыми говорили об этом брате, и взять обратно все свои слова, послужившие ему во вред.
Если бы братья и сестры не говорили о своих разногласиях в присутствии посторонних, а откровенно обсуждали их только между собой в духе христианской любви, сколько зла было бы предотвращено! Сколько горьких корней, от которых многие осквернились, было бы уничтожено и как тесно и сердечно последователи Христа могли бы объединиться в Его любви!

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:28)
Иудеи гордились своей нравственностью и с отвращением смотрели на чувственность и распущенность язычников. Присутствие римских чиновников, осуществлявших в Палестине имперское правление, постоянно раздражало их, так как вместе с чужестранцами в страну проникали многочисленные языческие обычаи, похоть и разнузданность. Римские чиновники разгуливали по улицам Капернаума со своими нарядными любовницами, и нередко царившую над озером тишь нарушали разудалые голоса катающихся в прогулочных лодках, скользивших по спокойным водам. Народ надеялся услышать от Христа суровое осуждение такого рода людей, но как были они поражены, когда услышали слова, разоблачающие зло их собственных сердец!
Иисус говорит, что если человек пусть даже тайно лелеет и вынашивает нечестивые помыслы, то в сердце его господствует грех. Душа находится в узах нечестия и исполнена горькой желчью. Всякий, кто находит удовольствие в безнравственных зрелищах, кто допускает греховную мысль, похотливый взгляд, тот может увидеть в открытом грехе, с его бременем позора и душераздирающей скорби, истинную природу зла, сокрытого в тайниках его собственной души. Когда такой человек впадает в тяжкий грех в момент искушения, он всего лишь обнаруживает и делает явным то зло, которое до поры до времени скрывалось от глаз в глубине его души.
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7).

«Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Матфея 5:30)
Чтобы смертельная болезнь не распространилась по всему телу и не отняла жизнь, человек соглашается пожертвовать даже правой рукой. Тем более он должен быть готов расстаться с тем, что угрожает жизни его души.
Евангелие способно спасти деградировавшие и порабощенные сатаной души и дать им возможность наслаждаться славной свободой детей Божьих. Господь намерен не просто освободить их от страданий, этого неминуемого последствия греха, но и спасти от самого греха. Порочная и изуродованная грехом душа должна быть очищена и преображена, дабы облачиться в «благоволение Господа Бога нашего» (Псалтирь 89:17) и уподобиться образу Сына Его (см. Римлянам 8:29). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Только в вечности откроется, какого славного удела способен достичь человек, в котором восстановлен образ Божий.
Для достижения этого высокого идеала необходимо пожертвовать всем, что служит для души камнем преткновения. Грех приобретает над нами власть, порабощая нашу волю. Полное подчинение воли Богу образно сравнивается с вырыванием глаза или отсечением руки. Часто нам кажется, что подчинить свою волю Богу означает согласиться жить искалеченной или изувеченной жизнью. Но Христос говорит: лучше для вас, чтобы ваше собственное «я» было искалеченным, израненным и изувеченным, если это поможет войти в жизнь вечную. То, что часто кажется несчастьем, на самом деле служит к величайшему благу.
Бог есть источник жизни, и мы можем иметь жизнь только тогда, когда будем пребывать в единении с Ним. В отдалении от Бога мы сможем просуществовать какое-то время, но фактически это не жизнь. «Сластолюбивая заживо умерла», — говорит апостол (1 Тимофею 5:6). Только если мы всецело подчиним свою волю Богу, Он получит возможность наделить нас Своей жизнью. Только отрекшись себя и получив силу Его жизни, можно побороть упомянутые Христом тайные грехи. Нам по силам скрыть их в сердце от взора людей, но как мы устоим в присутствии Божьем?
Если вы держитесь за собственное «я» и отказываетесь покорить свою волю Богу, то тем самым избираете смерть, ибо для греха, где бы он ни проявлялся, Господь всегда есть «огонь поядающий». Если вы выбираете грех и отказываетесь расстаться с ним, то Божье присутствие, истребляющее грех, истребит и вас.
Конечно, отдать себя Богу значит пожертвовать, но пожертвовать низменным ради высокого, земным ради духовного, тленным ради вечного. Господь вовсе не желает подавить нашу волю, ведь, только закаляя ее, мы обретаем силу исполнить то, чего Он от нас требует. Нашу волю нужно покорить Ему, чтобы Он вернул ее нам очищенной и убеленной, в таком единении с Божественным, чтобы Он мог через нас излить на мир потоки Своей любви и силы. Какой бы горькой и болезненной ни была эта покорность для своенравного и упорного сердца, она нам необходима.
Иаков только тогда познал победу, когда он, беспомощный и искалеченный, припал к груди Ангела Завета и получил звание богоборца. Уже когда «хромал он на бедро свое» (Бытие 32:31), вооруженный отряд Исава был вынужден остановиться перед Иаковом, а фараон, гордый потомок царского рода, преклонившись, просил у него благословения.
«Вождь спасения» нашего также был усовершен через страдания (см. Евреям 2:10). Дети веры «укреплялись от немощи» и «были крепки на войне» (Евреям 11:34). Так и «хромые пойдут» (Исаии 33:23), и слабые станут “как Давид, а дом Давида будет... как Ангел Господень” (Захарии 12:8).

«Позволительно ли человеку разводиться с женою своею?» (Матфея 19:3)
У иудеев было принято разводиться с женой по самой незначительной причине, после чего последняя считалась свободной и могла снова выйти замуж. Этот обычай приводил к самым постыдным деяниям и греху. В Нагорной проповеди Иисус определенно заявил, что для расторжения брака может быть только одна причина — неверность супружескому обету. Он сказал, что кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (см. Матфея 19:9).
Когда в дальнейшем фарисеи спросили Иисуса, позволительно ли разводиться, Он указал им на установление брака при сотворении мира: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матфея 19:8). Христос напомнил о благословенных днях в Едеме, когда Господь нашел, что все «хорошо весьма». Здесь получили свое начало брак и суббота, два тесно связанных установления, созданных ради славы Божьей и во благо людей. Соединив руки святой четы, Творец сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2:24). Он объявил закон супружества всем детям Адама до скончания века. Все, что, по мнению предвечного Отца Небесного, было хорошо, стало законом высочайшего благословения и развития человечества.
Как и все остальные благие дары Бога, вверенные человечеству, супружество было извращено грехом, однако Евангелие призвано вернуть ему изначальную чистоту и красоту. Как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете брачный союз иллюстрирует нежную и священную связь Христа с Его народом, искупленным ценой Его голгофских страданий. «Не бойся! — сказал Он, — ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев» (Исаии 54:4, 5). «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами» (Иеремии 3:14). В Книге Песни Песней мы слышим голос невесты: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песнь Песней 2:16); а Тот, Который «лучше десяти тысяч других» и «весь любезность», отвечает ей: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песнь Песней 5:10, 16; 4:7).
Когда впоследствии апостол Павел писал христианам Ефеса, он указывал, что Господь поставил мужа главою жены для ее защиты и для сплочения всех членов семьи, подобно тому, как Христос есть глава Церкви и Спаситель тела. Далее Павел говорит: «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен” (Ефесянам 5:24#28).
Только благодать Христа может сделать данное установление таким, каким его хочет видеть Господь, а именно: средством благословения и возвышения человечества. Только так семьи на земле своим миром, единством и любовью могут олицетворять небесную семью.
Теперь, как и во дни Христа, состояние общества представляет собой печальную картину в сравнении с небесным идеалом этих священных уз. Однако Евангелие Христа предлагает утешение даже тем, кто вместо ожидаемых дружбы и радости столкнулся с горечью и разочарованием. Терпение и мягкость, даруемые Духом Христа, облегчат их горькую участь. Сердце, в котором обитает Христос, будет столь исполнено и насыщено Его любовью, что не станет стремиться обратить на себя внимание или вызвать к себе сочувствие. Лишь при условии полной покорности души Богу Его мудрость может совершить то, что не удается человеческой мудрости. Через откровение благодати Божьей сердца, прежде чуждые и совершенно равнодушные друг к другу, могут быть объединены узами более крепкими и прочными, чем земные, — золотыми узами любви, способными выдержать все испытания.

«Не клянись вовсе» (Матфея 5:34)
Христос тут же объясняет, почему: «ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
Все исходит от Бога. У нас нет ничего, приобретенного самостоятельно, и, более того, все, что у нас есть, было куплено для нас кровью Христа. Все, что мы имеем, носит на себе печать креста и приобретено кровью, которая драгоценнее всего, ибо она есть жизнь Божья. Нам нечего дать в залог, что наше слово будет исполнено, потому что у нас нет ничего своего.
Иудеи понимали третью заповедь как запрет на непочтительное упоминание имени Божьего, но они считали себя вправе произносить другие клятвы, что было у них делом весьма обычным. Через Моисея евреям было запрещено произносить ложные клятвы, но они находили много уловок и освобождались от обязательств, наложенных клятвой. Иудеи безбоязненно позволяли себе богохульствовать и нарушать клятвы, если можно было формально обойти закон.
Иисус осудил их обычаи, заявив, что произнесение клятвы само по себе является нарушением заповеди Божьей. Спаситель, однако, не запретил применения судебной присяги, в соответствии с которой Бог торжественно призывается во свидетели для подтверждения того, что сказанное есть правда и ничего кроме правды. Стоя перед синедрионом, Он Сам не отказался свидетельствовать, будучи под клятвой. Когда первосвященник обратился к Нему со словами: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?”, Иисус ответил ему: “Ты сказал!” (Матфея 26:63, 64). Если бы Христос в Нагорной проповеди осудил судебную присягу, Он высказал бы порицание первосвященнику и таким образом ради блага Своих последователей утвердил Свое собственное учение по этому вопросу.
Существует много людей, не боящихся обманывать своих ближних, но они были научены и Дух Божий внушил им, что нет ничего страшнее, чем солгать своему Творцу. Поэтому, присягая, такие люди чувствуют, что свидетельствуют не только перед людьми, но и перед Богом; и если солгут, то солгут Тому, Кто читает сердце и знает всю правду. Сознание того, какое ужасное наказание влечет за собой такой грех, оказывает на них сдерживающее влияние.
Но если кто и может честно свидетельствовать под присягой, так это христианин. Он постоянно живет как бы в присутствии Бога, сознавая, что каждая его мысль открыта взору Того, Кому мы дадим отчет; и если христианина законным образом приводят к присяге, он вправе призвать Бога в свидетели того, что говорит правду и ничего кроме правды.
Далее Христос переходит к изложению принципа, согласно которому клятва становится ненужной. Он учит, что руководящим правилом во всех наших разговорах должна быть истина. «Да будет слово ваше: „да, да“, „нет, нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:37).
Этими словами Христос осуждает все те бессмысленные фразы и обороты речи, которые граничат с богохульством. Он осуждает лживые комплименты, всякое уклонение от истины, лесть и преувеличения, обман в ходе торговли, который так принят в нашем обществе и у бизнесменов. Иисус учит, что каждый, желающий выглядеть тем, чем он на самом деле не является, чьи слова не выражают его подлинных чувств, не может быть назван правдивым человеком.
Если бы люди внимали этим словам Спасителя, то многие лукавые подозрения и суровые обличения остались бы невысказанными, ибо кто может быть уверен, что правдиво истолковывает действия и мотивы ближних? Как часто это суждение несет на себе отпечаток гордости, раздражения и чувства обиды! Один взгляд, одно слово, малейшая интонация голоса могут все дело представить в ложном свете. Даже факты можно передать в таком свете, что они произведут ложное впечатление, поэтому все, «что сверх этого», т. е. сверх истины, — «то от лукавого».
Любые поступки христианина должны быть прозрачны, как солнечный свет. Истина исходит от Бога, ложь же во всех ее многообразных формах исходит от сатаны, и всякий человек, хоть в чем-то отходящий в сторону от истины, отдается во власть лукавого. Однако говорить чистейшую правду не так-то просто, тем более, когда не знаешь ее. Как часто предубеждение, односторонность взглядов, недостаточность знаний или неверное суждение о различных предметах мешает нам правильно понять суть вопроса. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть истина.
Христос повелевает нам через апостола Павла: «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Колоссянам 4:6). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29). Во свете этих слов Священного Писания мы видим, что Иисус в Своей Нагорной проповеди осудил легкомысленные и нецеломудренные разговоры. Он требует от нас не только правдивости произносимых нами слов, но и их чистоты.
Научившиеся от Христа не станут участвовать «в бесплодных делах тьмы» (Ефесянам 5:11). Как в словах, так и в делах они будут просты, открыты и правдивы, ибо готовятся к общению со святыми, в устах которых «нет лукавства» (Откровение 14:5).

«Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39)
Постоянно сталкиваясь с римскими солдатами, иудеи имели достаточно причин для раздражения. Отряды иноземных войск, располагавшиеся в различных местах по всей Иудее и Галилее, постоянно напоминали им о национальном унижении. С душевной горечью слушали они громкие трубные сигналы и наблюдали, как войска выстраиваются вокруг знамени Рима, в почтении склоняясь перед символом его могущества. Частые столкновения солдат с народом разжигали народную ненависть. Нередко римский чиновник, проезжая по какой-либо местности в сопровождении охраны, заставлял работавших в поле еврейских крестьян нести на гору тяжести или оказывать другие услуги. Таковы были законы и обычаи Рима, и сопротивление в данном случае порождало лишь ядовитые насмешки и жестокость. Страстное желание свергнуть римское иго возрастало с каждым днем, а особенно силен бунтарский дух был среди дерзких и отважных галилеян. Капернаум как пограничный город был занят римским гарнизоном, и даже во время проповеди Христа вид марширующего отряда римских солдат напомнил Его слушателям о национальном унижении Израиля. Народ с надеждой смотрел на Иисуса, ожидая, что Он именно тот, кто смирит гордость Рима.
Иисус с печалью взирает на обращенные к Нему лица. Он замечает, что дух мщения наложил на евреев свой отпечаток. Он знает, насколько сильно народ жаждет силы, чтобы расправиться со своими притеснителями, и горестно увещевает: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Слова эти были лишь повторением ветхозаветного учения. Хотя правило «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:20) и было записано в законе, данном через Моисея, но оно являлось гражданским законодательным актом. Никто не имел права лично мстить за себя, ибо слова Господа гласили: «Не говори: „я отплачу за зло“» (Притчи 20:22). «Не говори: „как он поступил со мною, так и я поступлю с ним“» (Притчи 24:29). «Не радуйся, когда упадет враг твой» (Притчи 24:17). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Притчи 25:21).
Вся земная жизнь Иисуса стала подтверждением этого принципа. Он оставил небесную отчизну, чтобы принести Своим врагам хлеб жизни. Клевета и гонения сопровождали Его от яслей до могилы, но, несмотря на это, Он всегда действовал в духе всепрощающей любви. Через пророка Исаию Христос говорит: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Исаии 50:6). «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаии 53:7). С Голгофского креста через все века раздается молитва Спасителя за Его убийц и весть надежды для умирающего разбойника.
Присутствие Отца окружало Его, и с Ним случалось только то, что было допущено бесконечной Любовью для блага мира. В этом был Его источник утешения, предназначенный и для нас. Кто исполнен Духом Христа, тот пребудет в Нем. Удар, направленный на христианина, примет на Себя Спаситель, ограждающий его Своим присутствием. Все, что случается с ним, исходит от Христа. Христианину нет нужды противиться злу, так как Христос защищает его. Никакое испытание не коснется его без воли Божьей, и «притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).
«Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Вместо того чтобы сопротивляться приказам властей, Иисус повелел Своим ученикам делать больше, чем от них требуют, и во всяком случае исполнять свои обязанности по возможности даже сверх меры, установленной законом страны. Закон, данный через Моисея, предписывал весьма снисходительное отношение к бедным. Когда бедный человек отдавал свою одежду в залог, чтобы одолжить денег, то заимодавец не имел права войти к нему в дом и взять одежду, но должен был стоять на улице и ждать, пока залог будет ему принесен, и при любых обстоятельствах он должен был вернуть залог до наступления ночи (см. Второзаконие 24:10—13). Во времена Иисуса на эти правила милосердия мало кто обращал внимание, но Христос учил Своих учеников подчиняться приговору суда, даже если бы суд требовал больше, чем закон Моисея. Если бы от учеников потребовали часть их одежды, они должны были подчиниться. Более того, следовало удовлетворить требования своего заимодавца и в том случае, когда он требовал, несмотря на приговор суда, с лихвой. «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Иисус продолжил: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». То же самое было преподано через Моисея: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается” (Второзаконие 15:7, 8). Этот библейский текст разъясняет нам слова Спасителя. Христос вовсе не учит нас давать без разбора всякому, просящему о поддержке, но Он говорит: “Дай ему взаймы, смотря по его нужде”, и это должен быть скорее дар, чем заем, ибо мы призваны давать взаймы, “не ожидая ничего” (Луки 6:35).

«Любите врагов ваших» (Матфея 5:44)
Учение Христа «не противься злому» для мстительных иудеев оказалось трудным для восприятия, и они тихо роптали между собой. Но Иисус не остановился на этом: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».
Таков был подлинный дух Закона Божьего, превращенного раввинами в холодный и строгий свод правил. Они считали себя лучше других и были уверены, что на них как израильтянах по праву рождения покоится особое благословение Господне. Иисус же указал им на дух всепрощающей любви как на единственное доказательство того, что они движимы побуждениями более возвышенными и благородными, чем чувства и побуждения презираемых ими мытарей и грешников.
Он указал Своим слушателям на Повелителя вселенной, называя Его по-новому «Отче наш» и стараясь разъяснить им, с какой нежностью Господь о них печется. Он говорит, что Господь заботится о каждой погибающей душе. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалтирь 102:13). Такого учения о Боге нет ни в одной религии, кроме библейской. Язычество учит людей смотреть на Высшее Существо скорее со страхом, чем с любовью — как на злобное божество, которое необходимо умилостивлять жертвами, а не как на Отца, изливающего на Своих детей дары любви. Даже израильтяне были настолько ослеплены, что не понимали драгоценного пророческого учения о Боге, поэтому откровение об отеческой любви Бога к людям показалось им незнакомой темой, новым даром миру.
Иудеи считали, что Господь любит тех, кто служит Ему, то есть, по их представлениям, тех, кто выполняет требования раввинов, а также верили в то, что все остальные не пользуются Его благоволением и находятся под проклятием. Нет, сказал Иисус, все люди, и добрые, и злые, озарены лучами Его любви. Эту истину вы могли бы познать из самой природы; ибо Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45).
Земля не имеет собственной силы, с помощью которой она могла бы из года в год приносить щедрые плоды и безостановочно продолжать вращение вокруг солнца. Рука Божья направляет планеты, удерживая в упорядоченном шествии по небу. Благодаря Его силе сменяют друг друга лето и зима, посев и жатва, день и ночь. По Его слову распускаются растения, появляются листья и расцветают цветы. Все доброе, чем мы владеем, каждый солнечный луч, каждая капля дождя, каждый кусок хлеба, каждый миг нашей жизни — все это дар Его любви.
Еще когда характер наш был жестоким и уродливым, когда мы «были гнусны, ненавидели друг друга», Отец Небесный помиловал нас. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Титу 3:4, 5). Его любовь, принятая нами, делает нас добрыми и нежными не только к тем, кто нам нравится, но и к самым виновным, заблудшим и грешным.
Детьми Божьими являются причастники Божеского естества. Ни положение в обществе, ни права, полученные при рождении, ни национальные или религиозные преимущества не делают нас членами Божьей семьи. На это способна только любовь — любовь, охватывающая все человечество. Даже грешники, сердца которых еще не совсем закрыты для влияния Духа Божьего, отзовутся на доброе отношение; воздавая ненавистью за ненависть, они могут отвечать и любовью на любовь. И только Дух Святой воздает любовью за ненависть. Быть добрыми к неблагодарным и злым, благотворить, не ожидая ничего, — вот знаки отличия царственной власти и верные свидетельства в пользу того высокого положения, которое занимают дети Всевышнего.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48)
Слово «итак» указывает, что должен последовать вывод из прежде сказанного. Иисус уже описал Своим слушателям непреходящую любовь и милосердие Божье и теперь призывает их к совершенству. Отец Небесный «благ и к неблагодарным и злым» (Луки 6:35), Он снизошел, чтобы возвысить тебя, и поэтому, говорит Христос, ты можешь уподобиться Ему в характере и предстать без порока пред ангелами и людьми.
Условия вечной жизни под благодатью такие же, какими они были в Едеме, а именно: совершенная праведность, гармония с Богом и полное соответствие принципам Его закона. В Ветхом Завете представлен тот же образец характера, что и в Новом Завете. Он вполне достижим и для нас. В основании каждой заповеди, каждого Божественного предписания лежит определенное жизнеутверждающее обетование. Бог создал все условия, чтобы мы могли уподобиться Ему, и Он усовершит всех, кто не противопоставляет Ему свою извращенную волю и не отвергает тем самым Его благодать.
Господь возлюбил нас невыразимой любовью, и в нас рождается любовь к Нему, когда мы познаем широту и долготу, глубину и высоту этой превосходящей всякое разумение любви. Откровение красоты характера Христа, познание Его любви, явленной нам, когда мы были еще грешниками, смягчают и побеждают своенравное сердце; грешник преображается и становится чадом Божьим. Чтобы искоренить грех из человеческого сердца, Господь действует не принуждением, а любовью. Ею Он превращает гордость в смирение, а вражду и неверие — в любовь и веру.
Иудеи выбивались из сил, стараясь собственными усилиями достигнуть совершенства, и потерпели поражение. Христос уже говорил им, что со своей собственной праведностью они не войдут в Царство Небесное. Теперь Он указывает им, какую праведность будут иметь все, кто окажется в вечности. В Своей Нагорной проповеди Он описывает плоды этой праведности и одним коротким предложением указывает на ее источник и сущность. Будьте совершенны, как Бог совершен. Закон есть лишь отражение характера Божьего. Узрите в вашем Небесном Отце совершенное откровение принципов, лежащих в основе Его правления!
Бог есть любовь. Как от солнца исходят лучи света, так от Него исходят любовь, радость и сияние для всего творения. Богу свойственно отдавать, и сама Его жизнь — это исток бескорыстной любви.
Он хочет, чтобы мы в совершенстве уподобились Ему. Для нашего окружения мы должны быть таким же средоточием света и благословения, каким Он является для всей вселенной. У нас нет ничего своего, но свет Его любви озаряет нас, и мы должны отражать его сияние. Совершая добро силой благодати, данной нам, мы можем быть совершенными в своей сфере, как Бог совершен в Своей.
Иисус сказал: «Будьте совершенны, как вашОтец ». Будучи детьми Божьими, вы стали причастны Его естеству и не можете не быть похожими на Него. Каждый ребенок живет жизнью своего отца. Если вы дети Божьи, рожденные от Его Духа, то живете жизнью Бога. Во Христе “обитает вся полнота Божества телесно” (Колоссянам 2:9), и “жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей” (2 Коринфянам 4:11). Эта жизнь в вас произведет тот же характер и явит те же дела, что и во Христе. Таким образом, вы будете в гармонии с каждой Его заповедью, ибо “закон Господа совершен, укрепляет душу” (Псалтирь 18:8). Любовью “оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу” (Римлянам 8:4).