Старший брат...

Владимир Конюков
Старший брат…


Отрывок в значительном сокращении из «Донские рассказы», Шолохов М.А.
По энциклопедиям, биография Пушкиных. Справочники, публикации.

1.
     «… Яков Алексеевич: оборотистый казак, со смекалкой. Однако и у него появилась червоточина: младший сын Степка в комсомол вступил. Так-таки без спроса и совета взял да и вступил. Доведись такая беда на глупого человека — быть бы неурядице в семье, драке, но Яков Алексеевич не так рассудил. Зачем парня дубиной обучать? Пусть сам к берегу прибивается. Изо дня в день высмеивал нонешнюю власть, порядки, законы, желчной руганью пересыпал слова, язвил, как осенняя муха; думал, раскроются у Степки глаза, — они и раскрылись: перестал парень креститься, глядит на отца одичалыми глазами, за столом молчит.

Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопушив бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками. На столе дымились щи; хмелинами благоухал свежий хлеб. Степка стоял возле притолоки, заложив руки за спину, переступая с ноги на ногу.

— Ты человек? — помолившись, спросил Яков Алексеевич.

— Тебе лучше знать…

— Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.

… Максим — старший брат Степки, казак ядреный и сильный, — по вечерам, выдалбливая ложки, спрашивал Степку:

— А скажи, браток, на чуму тебе сдался этот комсомол?

— Не вяжись! — рубил Степка.

— Нет, ты скажи, — не унимался Максим. — Вот я прожил двадцать девять лет, больше твово видал и знаю и так полагаю, что пустяковина все это…

… — Ерундовская власть. Нам, казакам, даже вредная.

… — Ну, а если, не приведи бог, какой переворот? Тогда что будешь делать? — хищно поблескивая зубами, щерился Максим.

— Зубы повыпадут, покель дождешься переворота!

— Гляди, Степка! Ты уж не махонький… Игра идет «шиб-прошиб», промахнешься — тебя ушибут! Да случись война или ишо что, я первый тебя драть буду! Таких щенят, как ты, убивать незачем, а плетью сечь буду… До болятки!

… Ладони у Степки взмокли теплым потом. Стиснул кулаки, ногти въелись в тело, и уже твердо сказал:

— Собака ты! Каин!

Максим, вытянув руку, сжал в комок рубаху на груди у Степки, рывком оторвал его от печки и кинул на кровать. Ненависть варом обожгла парня. Метнулся в сторону, в пальцах Максима оставил ворот рубахи, взмахнул кулаком… Хлесткий удар в щеку свалил Степку с ног. Левой рукой Максим мял ему горло, правой размеренно бил по щекам. Степка чувствовал над собой частое дыхание брата, видел холодную и такую ненужную улыбку на его губах, от каждого удара захватывало дыхание, звон колол уши, из глаз текли слезы. Крик обиды за невольные слезы, за улыбку Максима застревал в стиснутом горле… Из разбитых губ текла кровь.

… Выждав время, разнял их сам Яков Алексеевич. Максим,
…— Ему это на пользу… Пущай за борозду не залазит, а то он скоро и до отца доберется! — заговорил Максим».

2.
     «Осенью 1831 года Пушкины переехали из Царского Села в Петербург и поселились в доме вдовы Брискорн на Галерной улице, на той же улице проживал старший брат Натальи Николаевны Дмитрий…

… В 1834 году Наталья Николаевна пригласила к себе в Петербург сестёр. И Александра, и Екатерина стремились в столицу, надеясь устроить свою судьбу, — мать отказывалась вывозить их в свет, и они провели несколько лет в деревне. Пушкина преодолела сомнения мужа в правильности этого шага, да и сам он понимал, в каком нелёгком положении они были. Обе сестры поселились у супругов и стали выезжать в свет, они вносили из своего содержания, выплачиваемого им братом Дмитрием, долю за стол и квартиру.

3.
Большой Брат, Старший Брат…
Славянское, «… древнейшие смыслы слов брат и сестра.
Брат исконно обозначал члена родового сообщества, то есть брат – не только кровный родственник, «сын моего отца», но именно член своего рода. Сестра – это буквально своя женщина, женщина моего рода. Так что слова брат и сестра – родовые, а не семейные. Это значит, что мы и поныне испытываем братские и сестринские чувства к людям своего рода-племени, отличая их от чужаков.

Родичи в старину…
«… Стрый и вуй
… «дядя» в значении брата отца или матери, появилось в языке не раньше XVI века. Хотя само слово, конечно, было, но означало оно в богатых семьях мужчину, воспитывавшего мальчика. В семьях победнее это действительно мог быть один из братьев отца. Но слово «дядя» не обозначало это родство, дядя – это вроде няни для младенца (пример, дядя маленького Пушкина, Василий Львович, назывался нянькой, авт.).
Недаром же это слово произошло из младенческого лепета, так же как и «няня», «тятя», «батя» (отец), «мама» и т. д.

Брата отца (дядю по отцу) называли «стрый», а брата матери «вуй» ( «уй», «вуйко», «вуёк»). Происхождение слова «стрый» понять несложно, оно, вероятнее всего, родственно словам «старый» и «старший» и происходит от индоевропейского корня sta-r(o) — «большой». Недаром же старшего мужчину в семье называли «большак».

… историк XVIII века В. Н. Татищев в «Российской истории» писал:
«Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать, но, опасаясь стрыя Святослава, не смел от него отстать».

… В некоторых церковных записях и текстах упоминается ещё одно название тётки по матери — «лелея», «лёля». Например, в Кормчей книге XVI века есть запись: «…сестра матере моея есть ми великая лел;я, братучад или братучада матере моея или отца моего…» Возможно, так называли младшую сестру матери. И название происходит от глагола «лелеять» — «нянчить», потому что сёстры выступали в роли нянек для своих племянниц. Но это только предположение.

…  «братучад» и «братучада» в цитате из «Кормчей книги». Именно так в древности называли племянников, точнее дочерей и сыновей братьев. Для мужчины степень родства с сыном своего брата была разве только чуть меньше, чем со своим сыном, поэтому о братучадах заботились как о собственных детях.

… для обозначения детей братьев и сестёр использовали слова, образованные по принципу отчества — «сестрич» и «братич».

… двоюродных братьев называли «стрыйчичи» или «вуйчичи», тоже используя словообразование по типу отчества.

С двоюродными сёстрами так же сложно, как и с племянницами. В письменных источниках встречаются слова «сестрейка», «сестреница», «сеструха», но непонятно, то ли так называли двоюродных сестёр, то ли дочерей сестры.

… слово «братан». … как "двоюродного брата», а других источниках есть упоминание, что «братан» – это дядя по отцу, то есть другое название «стрыя».
… упрощения, которые происходили в языке, например, замена нескольких понятий одним общим. Стрыи и вуи стали дядями, братучадо, сестричи и братичи — племянниками.

4.
«… наследование осуществляется от старшего члена семьи вниз к более младшим потомкам,…»
«Когда старший погибает, младший восклицает: "Я желал смерти брата моего, ибо отец, безрассудно учредив майорат, оставил ему в наследство лучшую…»
Майорат (от лат. major «старший») — порядок наследования имущества при обычном праве, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или семье»

«… западная традиция была такова, что земли наследовал строго старший сын, то на Руси веками существовал закон, по которому наследство распределялось между всеми близкими родственниками по справедливости. Потом, правда, царь Петр своим «Указом о единонаследии» постановил, что имущество передается любому родственнику – по выбору наследодателя, но одному».

5.
В политике…
«… старший брат, благородный, смелый, честный и великодушный человек. Его младший брат, Гью Гендон, лживый, подлый, трусливый и злой. В. Гюго, «Собор ...»

6.
Заповеди…
«Кодекс Ману..: «Пусть старший брат относится с любовью к своим младшим братьям, как отец к сыновьям…».
«Законы Ману» — древнеиндийский сборник права: религиозно-нравственных и правовых предписаний…».

«Принцип "брат за брата"… старший защищает младшего, наказывает его обидчиков, участвует в его трудовом воспитании, опекает. Младший брат помогает старшему в делах, когда надо принимает его обязанности и держит за него ответ... При утрате родителей ему приходилось брать на себя ответственность за семью, выполнять функции отца, хозяина, руководить всем двором…»

7.
Литература в истории…
«… Михаил Александрович рассказывал сыну Михаилу:
«У тётки моей Ольги Михайловны… четыре сына. Трое – бойцы Добровольческой армии, а Валентин – красный.
Иван с Валентином - … по родным буграм друг за другом гоняются.
Валентин заскакивает домой, попил воды…:
«Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыпем контре,  заживём по – новому!»  На коня – и ходу!
… через день Иван влетает: «Был Валька, подлюка?...
Ничего…, мать… выбьем…  сволоту, заживём по – старому!»
… мать… об печь головой бьётся…»…

 … «Валентин – «красный»… всыпем контре, заживём  ПО – НОВОМУ!»
Иван  - «белый», «… выбьем… сволоту, заживём  ПО – СТАРОМУ!»
     Брат на брата,  один по новой вере,  другой по старой…
                … окрас идей,…

  «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».
                М. Шолохов.